Литература
Среди книг, стоящих на полке слева, — в основном философские работы и литература о кино. Монография о фильме «Таксист», биографии Фрица Ланга, Фридриха Вильгельма Мурнау, Бунюэля (также — его автобиография «Мой последний вздох»). Книга Жана-Франсуа Гарси «Гомосексуальный кинематограф» (заботливо положенная вверх ногами). Автобиография умирающего от рака анонимного автора, выступившего под псевдонимом Фриц Зорн, «Марс». Книга Клода Гийона «Самоубийство: инструкция по применению», буквально соответствующая своему названию и описывающая различные методы сведения счетов с жизнью. Книги о секретных сообществах и коммунах хиппи. Комиксы французского автора Филипа Вюйемана — черный юмор, отличающийся особым цинизмом и жестокостью. Биография Пьера Молинье — французского художника, посвятившего свое творчество исследованию границ сексуальности, садомазохизму и трансвестизму. Автобиография Бакунина и мемуары Пэтти Херст.
Среди работ по философии — несколько книг Ницше, Батай, Эмиль Чоран, «Бессознательное» и «Психопатология обыденной жизни» Фрейда. Среди редких художественных произведений: «De Profundis» Оскара Уайльда, «Превращение» Франца Кафки и роман Виржини Депант «Трахни меня» (впоследствии превращенный ею самой в одноименный фильм).
На кассете — французское прокатное название «Право сильного». Один из самых личных фильмов Фассбиндера. Сценарий не только строился на собственных переживаниях режиссера, но и отчасти предсказал финал его биографии. «Кулачное право свободы» — беззастенчиво нарциссический фильм, единственная своя картина, в которой Фассбиндер сыграл главную роль (к тому же назвав героя Франц Биберкопф, это имя главного героя «Берлин. Александрплац», который он экранизирует пять лет спустя). Хотя Ноэ снялся в собственном кино лишь раз (в «Любви»), вероятно предположить, что все его фильмы — о себе самом, его страхах и страстях.
Второй автобиографичный фильм в подборке. Фильм о вечном противостоянии и симбиозе мужского и женского, любовь vs секс, сексуальная революция vs пролетарская революция. Четырехчасовой разговорный фильм. В «Экстазе» герои тоже в какой-то момент перестанут танцевать и будут пятнадцать минут разговаривать. Конечно, о любви и сексе.
В каком-то смысле — один из краеугольных фильмов для современного авторского кино. Одна из картин, которая в конце 70-х — начале 80-х (наряду, например, с «Империей чувств» Осимы) вывела темы сексуальных и эмоциональных патологий из гетто фильмов категории Б на экраны больших фестивалей (приз в Каннах Изабель Аджани). От «Одержимой» с легкостью тянутся ниточки хоть к Альмодовару, хоть к Триеру. А истерика героини Аджани в подземном переходе до сих пор цитируется, в том числе — и самим Ноэ в «Экстазе».
Легендарная картина, совмещающая шокирующие перверсии, культ насилия и куртуазные ритуалы. При всем этом — мощнейшее социальное высказывание о природе фашизма. Этапное произведение, в котором впервые были нарушены некие негласные конвенции между «большим» автором и зрителем. Пазолини не побоялся вызывать у зрителя тошноту. Ноэ тем более не боится.
Ноэ отдает дань уважения одному из отцов киносюрреализма. Важнейшее произведение, в котором логика сбивчивого ночного кошмара заменила традиционный нарратив. Хотя «Экстаз» больше напоминает другой фильм Бунюэля — «Ангел-истребитель», в котором группа добропорядочных граждан не может мистическим образом выйти из помещения после вечеринки.
Снова — Фассбиндер и снова — эксплицитно гомоэротический. Однако в «Кереле» атмосфера, визуальное решение едва ли не важнее темы. Оператор Ксавер Шварценбергер довел до предела увлечение Фассбиндера цветом, решая эпизоды фильма то в желтом, то в красном, смешивая и сталкивая цветовые пятна, при этом словно покрывая экран пеленой. Радикальная работа с цветом (преимущественно — красным) — фирменный знак Ноэ.
Короткометражка друга и соратника Ноэ — первая комедия в списке. Мультяшные цвета вырвиглаз, ультранасилие и хороводы вокруг чудо-фаллоса. В принципе, этими же словами можно суммировать и сумасбродное творчество Гаспара Ноэ.
Одна из главных картин классика экспериментального и оккультного кино. Об оргии и опьянении как пути к очищению. Энгер — мистик и последователь Алистера Кроули. Тема тайных сообществ и оккультного знания близка не только Ноэ, но и его героям. В «Экстазе» есть и разговоры о сатанизме, и сакральная жертва. Энгер — важнейшая фигура для Ноэ. Впервые встретив 84-летнего Энгера несколько лет назад в Париже, Ноэ упал перед ним на колени (на глазах у автора этого материала).
Вот она — главная улика. Это вообще не фильм, а видеоприложение к знаменитому сатирическому французскому журналу «Хара-кири», предшественнику «Шарли Эбдо». «Хара-кири» имел подзаголовок «тупой и вредный журнал» и в середине восьмидесятых выпустил на кассетах несколько видеоприложений, состоящих из политически некорректных скетчей, абсурдной анимации и шуток ниже пояса. До недавних пор эти кассеты были большим раритетом, пока какой-то добрый человек не залил их на ютьюб. Положенный Ноэ на видное место, «Хара-кири» говорит, что не стоит относиться к его фильмам так уж серьезно. Он не маньяк, у него просто такое чувство юмора (Ноэ признается, что самый смешной фильм, который он видел за последнее время, — «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера, о серийном убийце).
Шедевральный симбиоз жанрового и дизайнерского кинематографа. Что крайне важно в случае «Экстаза» — действие «Суспирии» происходит в школе танца, героини — танцовщицы. Тела, еще недавно гнувшиеся в грациозных па, скоро будут ломаться в смертельном экстазе.
На кассете — французское прокатное название «Зомби». Сочетание ужасного и комического, критики общества потребления с оторванными частями тела — фирменный коктейль Джорджа Ромеро. Ноэ обычно ненавидит жанровое кино (ушел с «Черной пантеры» через 20 минут, по его словам, — не мог больше слушать R&B), но для Ромеро делает исключение. Герои «Экстаза» под конец фильма тоже начинают походить на зомби.
На кассете — французское прокатное название «Шизофрения — убийца, скрывающийся в тени». Австрийский фильм, единственная полнометражная работа этого режиссера. Соавтором, оператором и монтажером был знаменитый аниматор Збигнев Рыбчинский. Фильм о психологии серийного убийцы был запрещен в Европе в 80-е годы, но по счастливой случайности успел выйти во Франции на видео. Картина произвела столь сильное впечатление на юного Ноэ, что он на протяжении вот уже двадцати лет говорит в интервью о том, что никакие другие фильмы не повлияли на него так сильно, как «Космическая Одиссея» и «Страх».
На кассете — французское прокатное название «Человек из лабиринта». Еще одна отсылка к сюрреалистическому кинематографу. Тот редкий случай, когда прямых связей с «Экстазом», казалось бы, не найти. Но здесь важны не прямые связи, а общий подход Линча к кино, как к работе с подсознанием — как зрителя, так и автора. В зале гаснет свет, и на экране возникает череда ассоциативных образов. Как вы свяжете их друг с другом — ваше дело. Фильм — это сон. И только.