Бывший телохранитель Лукас (Жан-Клод Ван Дамм) с таинственным прошлым в Южной Африке в одиночку растит маленькую дочку, мутузит по вечерам грушу и работает вышибалой в клубе. Однажды на смене он случайно убивает сына чиновника Евросоюза, из-за чего теряет работу и оказывается на крючке у полиции. После Лукас проходит экстравагантное собеседование (впечатляюще долгая массовая драка) на новую работу в стриптиз-клуб к фламандскому фальшивомонетчику, на которого очень настойчиво просит стучать местный детектив. Дабы избежать тюрьмы, Лукас встает на этот криминальный перекресток между мафией и полицейским произволом, но неизбежно все идет не по плану, и его уязвимым местом становится дочка. А герой Ван Дамма настолько поглощен заботой о дочке, что даже наметившуюся любовную линию с девицей босса (итальянка Свева Алвити, игравшая певицу Далиду) он обрубает на полуслове.
58-летний бельгийский герой боевиков Ван Дамм последние годы провел в удивительной постмодернистской дуге карьеры: вернулся к коронным ролям в превосходных в своем безумии продолжениях «Универсального солдата» и «Кикбоксера», сыграл метаверсию самого себя в сериале «Жан-Клод Ван Джонсон» и даже взялся за вестерн. Мы также помним, как он переосмыслял сам себя в чумовой автобиографичной ленте «ЖКВД», где в усталой, но могучей манере продемонстрировал, что умеет не только махать ногами, но и драматически морщить лоб. И новый фильм «Лукас» — тоже симпатичная морщинка.
Молчаливый герой по локоть в крови, мстящий за то, что мафия тронула его семью, — классический сюжет в киноискусстве боевиков. Но француз Жюльен Леклерк, до этого приукрашавший жанровое кино у себя на родине, черпает вдохновение у лучших представителей профессии, поэтому «Лукас» при узнаваемом сюжете приподнимается выше привычного уровня многих проектов Ван Дамма. Камера с самого начала бродит за широкой спиной печального главного героя, словно в «Рестлере» Даррена Аронофски. Видеоряд, визуально примодненный то неонами, как у Рефна, то суровой синевой, как в «Пророке», подкрепляется пульсирующим саундтреком. В целом при минимальных средствах это производит приятное впечатление независимого европейского боевика, заставляющего вспомнить то «Бычару» из той же Бельгии, то «Джона Уика» с кровожадной брутальностью.
Дело в том, что за «Лукасом» виднеется целая волна нового французского хардкора — свежеиспеченных и негласно объединенных авторов, выросших на мировом жанровом кинематографе и теперь заново переосмысляющих на французский манер хорроры, триллеры, боевики и даже комедии. Например, заметная фигура в этой тусовке — писатель Жереми Гез, который написал сценарий и к «Лукасу», и к любопытному хоррору «Париж. Город Zомби», а еще в этом году дебютировал в режиссуре с триллером «Синяя птица в моем сердце», который смотрится с «Лукасом» дуплетом, потому что тоже про молчаливого героя с пистолетом и сломленной судьбой. За камерой «Лукаса» стоял тот же оператор, что снимал недавний дикий французский хоррор «Месть». Все это, как правило, снимается с привлечением бельгийских продюсеров, потому что в Бельгии действуют чудодейственные налоговые льготы для киношников (особенно во Фландрии), чем любят активно пользоваться соседствующие кинематографисты. Собственно, через эту же схему режиссеру Леклерку удалось присоединить к проекту бельгийца Жан-Клода Ван Дамма, на фильмах которого, безусловно, росли авторы «Лукаса».
Для самого Ван Дамма «Лукас» — это примерно как «Мэнди» для Николаса Кейджа, то есть редкая удача и счастье для поклонников. Возможно, не так громко и блестяще, но для тех, кто соскучился по хорошим фильмам с Ван Даммом, это точно тот самый случай, который не стоит пропускать среди общего потока. Да, король шпагата не так уж много здесь дерется, но это стильная, минималистичная жанровая вещица, где каждое резкое движение тщательно цедится и красиво обрамляется, так что редкие экшен-сцены вроде ловко поставленного эпизода погони производят еще больший эффект неожиданности. Полюбопытствуйте, такого Ван Дамма примерно раз в десятилетие дают.