Отступая с захваченной десептиконами планеты Кибертрон, лидер автоботов Оптимус Прайм просит желтого робота B-127 лететь на Землю и не высовываться. Тот приземляется в калифорнийском лесу 1987 года как раз на той поляне, где проводит учения отряд под руководством лейтенанта Бернса (Джон Сина). От надоедливых людишек трансформер прячется в облике старенького «Фольксвагена-жука», потому что данная модель первой попадается на глаза. Но именно в виде этой желтой колымаги робот становится идеальным подарком на 18-летие для ничего не подозревающей пацанки Чарли (Хейли Стайнфелд).
Для падкой на запчасти Чарли внезапно разумная машина с самыми милыми из всех автоботов хлопающими глазами становится одновременно средством передвижения, домашним питомцем и заменой погибшего отца. Девочка дает трансформеру кличку Бамблби, потому что тот похож на жужжащую пчелку. В действительности же он, растеряв вместе с клетками памяти навыки боевого робота, стал больше напоминать смышленого пса, который постепенно учится общаться с хозяйкой при помощи радиохитов 80-х. Настоящая собака в фильме тоже есть, но на нее уже никто не обращает внимания.
Надежды на то, что киношные «Трансформеры» закончатся, конечно же, оказались ложными — запуск спин-оффа был заявлен еще до того, как Майкл Бэй попрощался с режиссурой франшизы после «Последнего рыцаря». Из названия нового фильма вычеркнули упоминание трансформеров, а на должность постановщика позвали режиссера кукольного мультфильма про смерть «Кубо. Легенда о самурае» Трэвиса Найта, который даже смог получить номинацию на «Оскар» за визуальные эффекты в анимации. Это, безусловно, правильная, хоть и запоздалая затея дать снять кино про «Трансформеров» человеку, которому по душе что-то камерное, аналоговое и ручное; который в механическом видит прежде всего живое, а не заводится от механизмов, как Бэй.
Поэтому фильм быстро открещивается от очередной мясорубки с роботами в пользу более детской и по-старому простодушной истории про дружбу с пришельцем, посматривая в сторону «Инопланетянина», «Стального гиганта» и даже «Альфа», к которому тут есть прямая отсылка. «Бамблби» запоминается вовсе не сценами битв, которые тут сняты фактически на автопилоте (это худшее, что есть в фильме), а добрым юмором, разлитой теплотой школьных каникул и щенячьей грустью почти как в советской ленте «Белый Бим Черное ухо». Режиссер «Кубо» хоть и затрагивает излюбленную тему утраты, но все-таки без какого-то надрывного финала, а так, скорее с легким дуновением печали, что, мол, детство подошло к концу, пора бы и пересесть в «Шевроле-Корвет».
Все это чудесно отыгрывает повзрослевшая Хейли Стайнфелд, которую вы, возможно, успели потерять после ее дебюта в «Железной хватке» братьев Коэн, но вообще-то она отлично справляется с историями взросления — обязательно стоит увидеть с ней coming-of-age-фильм «Почти семнадцать», который потеснит «Леди Берд» в вашем сердце за счет дуэта с Вуди Харрельсоном. Собственно, Стайнфелд — лучшее, что есть в «Бамблби». Здесь ей иногда приходится вступать в картонные перепалки с матерью в исполнении Памелы Эдлон из «Блудливой Калифорнии». Но Хейли живо справляется со всеми неловкими моментами, банальными фразами и игрой в паре с железякой с глазками.
Но все-таки Трэвис Найт — кукольник, поэтому есть ощущение, что перед ним стояла задача от студии взять в руки все обязательные современные тренды и дергать за необходимые ниточки. Вот есть давно исхоженная и понятная сюжетная тропинка про дружбу подростка и чужака, которым противостоят твердолобые военные. Вот есть нынешние пляски вокруг 1980-х, которые сейчас востребованы в кино. Получите плейлист с ретропеснями и шутки про The Smiths. Вот главная героиня-девочка, которая сама может постоять за себя и сама решит, когда ей стоит подпустить к себе парня, мнущегося в сторонке. Даже среди десептиконов появилась героиня-злодейка. Все как заказывали.
В итоге «Бамблби» — лучшие «Трансформеры» на данный момент, но достаточно ли этого в 2018 году? Это вполне себе милый сборный конструктор из всего того, что мы могли уже видеть и даже полюбить раньше. Спин-офф можно смотреть в отрыве от всех остальных «Трансформеров», даже если вы не знаете, кто такой Оптимус Прайм и чем он отличается от Amazon Prime. Но если отбросить все привязки к войне автоботов с десептиконами, то в сухом остатке останется среднестатистическое детское кино, допустим, похожее на прошлогодние «Монстр-траки» или «Пита и его дракона». Да, возможно, эта часть выгодно выделяется на общем фоне всей франшизы. Но выглядеть нормальным фильмом на фоне остальных «Трансформеров» — согласитесь, такое себе достижение.
Максима Сухагузова