В городе Ктограде (иной перевод Whoville на русском мог бы прозвучать неуместно) вовсю идут приготовления к Рождеству. У пушистых жителей этой имбирно-пряничной утопии встречаются самые разные оттенки кожи и разрезы глаз, но на самом деле их сообщество пугающе гомогенно. Все как один — добрые самаритяне. Никто и никогда не наступит другому на ногу и не нахамит. Все радушны, улыбчивы и порядочны. И никто не таит ни на кого обид — даже мать-одиночка Донна Лу, которая работает в ночную смену, отсыпается в автобусе, а днем возится с двумя гиперактивными младенцами и старшей дочерью Синди. Девочка очень хочет помочь маме — и решает лично попросить Санту, чтобы тот устроил ее жизнь. О том, что речь идет о личной жизни, подробностей не поступает: негоже в мультфильмах 2018 года определять счастье женщины через наличие рядом мужчины. Но намек все же есть, и, разумеется, за доброго Санту маленькая Синди по ошибке примет вредного Гринча (в оригинале Бенедикт Камбербатч) — зеленого ворчуна, живущего отшельником в суперзлодейской пещере с верным псом Максом.
А Гринч, как знают минимум три поколения американцев, при приближении Рождества приходит в отчаяние. Не то отчаяние, которое испытываешь, оказавшись перед Новым годом в торговом центре без денег, а другое: когда делать подарки некому. И ждать их тоже неоткуда. Поэтому, чтобы как-то пережить праздник, Гринч задумывает украсть его у всех остальных — и с помощью харизматичного Макса (в анимационной версии похожего на рэпера Джоннибоя) и кучи хитроумных гаджетов начинает планировать ограбление года.
Американский писатель Теодор Грейзель, известный как Доктор Сьюз, придумал Гринча для детей — но как-то раз взглянул в зеркало и обнаружил, что нарисовал самого себя. Его приемная дочь говорила, что отчим, когда был не в духе, удивительным образом напоминал Гринча. Так что и сказка с картинками, и ее анимационная телеверсия 1966 года с Борисом Карлоффым, и фильм 2000 года с Джимом Керри, и новенький мультфильм с голосом Бенедикта Камбербатча — истории не только для детей, но и для взрослых. С маленькими зрителями, кажется, все понятно: Сьюз хотел объяснить им, что дарители важнее даров, щедрость требует дисциплины, а мысли материализуются — но думать лучше о других. Чем проделки Гринча так очаровывают взрослых, сформулировать сложнее.
Может быть, тем, что это герой, для которого не придумана пара: кстати, отношения Гринча с псом Максом в мультфильме гораздо более нежные и менее абьюзивные, чем в фильме. Или тем, что не будь его, в новогоднем репертуаре вообще бы не осталось скептиков и меланхоликов. Даже Скрудж из «Рождественской истории» (забавно, что и его у Земекиса сыграл Джим Керри) перевоспитывается, а про Фреда Клауса (брата Санты) сегодня никто и не вспомнит. В каком-то смысле Гринч — герой, который просто не хочет играть по общепринятым правилам. Как та аквариумная рыбка из советской экранизации «Кота в колпаке» (другого бестселлера Доктора Сьюза), которая саботировала любые развлечения детей.
Главное отличие мультфильма 2018 года и от книги 1957-го, и от предыдущих экранизаций состоит в том, что прежде иррациональному поведению Гринча здесь дается доходчивое объяснение с помощью флешбэка. И эта душераздирающая предыстория, с одной стороны, отлично готовит новых зрителей к нравоучительной развязке, но с другой лишает героя тайны. Без нее можно было бы обойтись — как, например, и без знания, что скверный характер Фредди Крюгера связан с тем, что однажды его линчевали.
Зато в остальном новый «Гринч» — настоящий праздник. Без титров мультфильм длится, кажется, всего минут восемьдесят — и каждая из них радует универсальными шутками, музыкой Дэнни Эльфмана, песнями Бенедикта Камбербатча (без дубляжа), стихотворениями Доктора Сьюза и магическими кадрами. Анимационная компания Illumination, ответственная за «Гринча», «Лоракса», «Тайную жизнь домашних животных», «Миньонов» и «Гадкого я», на самом деле не совсем американская: в 2011 году ей удалось частично поглотить французскую художническую артель Mac Guff. Поэтому Ктоград в мультфильме выглядит как рождественская ярмарка в Западной Европе — только в сто раз наряднее и без антитеррористических бетонных клумб. Неизбежный в детском кино дубляж не оставляет ничего от чар Бенедикта Камбербатча, кроме полутора песенных номеров, а остальных актеров озвучания — например Рашиду Джонс — нельзя угадать даже по внешности персонажей. Зато улыбчивый пес Макс тащит на себе все шоу: если бы на «Оскаре» вручали приз лучшему нарисованному герою, то премия была бы в его лапах.
Если предыдущий «Гринч» мечтал затормозить ход времени перед Рождеством, то этот, наоборот, работает как машина времени, мчащаяся только вперед. Каждый кадр хочется распечатать как пазл и собирать под елкой; каждый герой проходит свои сюжетные арки с мастерством пилота «Формулы-1»; каждая шутка отрепетирована и проверена на фокус-группе. С 99% вероятностью вы — часть этой фокус-группы. У всех остальных есть Джим Керри.
Егора Москвитина