Кинофестивали

Почему «Сувенир» с дочкой Тильды Суинтон — главный фильм «Сандэнса-2019»

7 февраля 2019 в 18:54
Британский «Сувенир» Джоанны Хогг сразу после победы на «Сандэнсе» будет показан на Берлинском кинофестивале. Рассказываем, почему фильм «Сувенир» — это «Зови меня своим именем» текущего года.

Главная интрига любого «Сандэнса» — не в том, какие фильмы возьмут призы, а в том, какие останутся в центре внимания весь год. В прошлый раз у жюри и зрителей победили отличные картины «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» и «Берден» — но в Канны, итоговые рейтинги журналистов и прочие предбанники вечности отправились не они, а «Дикая жизнь» и «Мэнди». Два года назад награды достались картинам «В этом мире я больше не чувствую себя как дома» и «Краун-Хайтс», но настоящий триумф в итоге ждал представленные вне конкурса премьеры «Зови меня своим именем» и «Прочь».

Какая из ста с лишним американских лент, дебютировавших на «Сандэнсе-2019», очарует мир в этот раз, предсказать невозможно. Зато все понятно с международным конкурсом, в котором победил британский фильм «Сувенир». Он определенно останется в топе. Хотя бы потому, что это кино о первой тотальной любви, которое еще раз собьет с ног всех, кто только-только успел оправиться от столкновения с «Зови меня свои именем».

После этого фильма у киноманов появится новая одержимость — удивительная актриса Хонор Суинтон Берн. Кто‑то видел ее дебют у все того же Луки Гуаданьино в ленте «Я — это любовь» 2009 года (но ей тогда было всего 11 лет!), кто‑то знает ее как дочь Тильды Суинтон, но все это больше не имеет значения: звезда родилась именно сейчас, на фестивале «Сандэнс». И уже удивила всех своей скромностью, спрятавшись на все десять дней за спиной режиссера Джоанны Хогг. Хогг, кстати, славится своим умением открывать таланты. Например, до того как стать Локи, телеактер Том Хиддлстон сыграл всего две роли в большом кино — и обе в ее картинах («Чужая» и «Архипелаг»).

Наконец, «Сувенир» занимает первую строчку среди иностранных картин в сводном рейтинге от 102 критиков (мы и не знали, что их там столько было!), освещавших «Сандэнс», — а это о многом говорит.

Время действия — 1980-е, Джулия — британская студентка-кинематографист, которая пытается пробиться в мужской профессии и ослабить свою зависимость от богатых родителей. Мать героини играет Тильда Суинтон, и ее лицо зачем‑то состарено гримом — возможно, чтобы подчеркнуть, что Джулия принадлежит к английскому сословию «старых денег». И тихо бунтует против него, как ее тезка из «1984». Но увы, именно деньги семьи больше всего привлекают в Джулии ее первого серьезного возлюбленного — бледного аристократа Энтони. Его играет актер Том Берк, совершенно не похожий здесь на себя из сериала «Страйк»: там он сгусток харизмы, а здесь — человек, которого зритель начинает ненавидеть с первых секунд. Энтони не только альфонс и обманщик, но и героиновый наркоман. На борьбу со своим влечением к нему у героини уйдет два часа, и будет лукавством сказать, что для публики они пролетят незаметно. Как и «Красивый мальчик» с Тимоте Шаламе (другим актером, открытым на «Сандэнсе»), «Сувенир» — нарочито медленное, изматывающее и болезненное кино о зависимости, в котором зрители должны прочувствовать и томление, и метания, и отчаяние героини. Традиционную трехактовую структуру кино здесь подменяет драматургия аддикции, с которой знаком каждый, кто хоть когда‑то неосмотрительно влюблялся. Грубо говоря, «Сувенир» — это «Сумерки», отредактированные до состояния фестивального фильма категории ААА. Но базовая эмоция, к которой он апеллирует, та же — смятение первой любви. Поэтому и нет никаких сомнений, что фильм станет суперхитом.

А поскольку в основе сюжета лежит история юности самой Джоанны Хоггс, то романтические переживания здесь переплетаются с кинематографическими амбициями героини — и очень скоро становится трудно отличить реальность от вымысла. «Писать и снимать нужно о том, что пережил сам», — первое правило учителей сценарного мастерства, студенты которых никогда не сделают своего «Чужого» и «Гладиатора», но «Сувенир» предлагает интересную поправку к этому закону: «Жить нужно тем, о чем снимаешь и пишешь». Поэтому Энтони в какой‑то момент появляется в кадре одетым точь-в-точь как герой фильма «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони — и мы понимаем, что он окажется точно таким же несчастным охотником за ускользающей красотой. А в отпуск любовники уедут в Венецию, словно бы ища той же смерти, что и герой фильма Лукино Висконти. Наконец, холод квартиры, в которой встречаются Джулия и Энтони, их немногословные свидания и сексуальная жизнь, которую оба хотят сделать исключительной, не такой, как у всех, напоминают о «Последнем танго в Париже». Поэтому «Сувенир» — кино еще и для тех, кто сверяет свои собственные чувства с кинематографическими представлениями о любви. И если вы дочитали до этих строк, то, скорее всего, вы из таких.

Продолжим параллель с «Зови меня своим именем»: у «Сувенира» тоже будет вторая часть. Демонический Том Берк в ней уже не появится — а вот Хонор Суинтон Берн и Тильда Суинтон останутся. Новым испытанием для взрослеющей героини, по всей видимости, станет персонаж Роберта Паттинсона — он уже подтвердил свое участие в фильме. Исполнительным продюсером, как и в первой картине, выступит Мартин Скорсезе, а прокатчиком вновь станет А24 — компания, на фильмы которой можно идти вслепую. После второй части «Сувенира» Хонор Суинтон Берн, по словам ее режиссера-адвоката, собирается поступать в университет — так что отнюдь не факт, что ее следующей роли не придется ждать много лет. Ее брат Ксавье вот вообще решил стать летчиком гражданской авиации. Что тоже бывает с детьми, рожденными для высоких полетов.

Расскажите друзьям