Фантастика

Радиационный фан: Зельвенский о фильме «Годзилла-2: Король монстров»

В российском прокате шагает «Годзилла-2: Король монстров» — продолжение американского фильма 2014 года с радиоактивным ящером, к которому присоединяются гигантская моль и трехглавый дракон. Станислав Зельвенский — о том, почему планетарная вечеринка монстров не задалась.

Во время визита Годзиллы в Сан-Франциско в 2014 году у Марка (Кайл Чандлер) и Эммы Расселл (Вера Фармига), четы ученых, работавших в присматривающей за монстрами организации «Монарх», погиб сын. Они развелись, и спустя пять лет Марк где‑то изучает дикую природу, а Эмма с их умненькой дочерью-подростком (Милли Бобби Браун) сидит на базе «Монарха» в Китае и пытается создать прибор, с помощью которого можно будет общаться с монстрами. За углом как раз появляется на свет симпатичная гигантская личинка по имени Мотра, но едва ученым удается найти с ней общий язык, на базу врываются экотеррористы под руководством британского полковника (Чарлз Дэнс), мечтающего передать власть на планете тем, кто этого заслуживает.

Русский трейлер фильма «Годзилла-2: Король монстров»

«Король монстров» — третья серия во «Вселенной монстров» американо-китайской кинокомпании Legendary (в сотрудничестве с Warner Bros., которая занимается прокатом, и японцами Toho, продающими права на своих кайдзю) — после очень унылой «Годзиллы» 2014 года и очень веселого «Конг: Остров черепа». Постановщик первой «Годзиллы» Гарет Эдвардс ушел ставить «Изгой-один» (а потом пропал с радаров), и его сменил Майкл Доэрти, у которого в прошлом — пара неплохих среднебюджетных хоррор-комедий и пара топовых сценариев. Уже будущей весной выйдет «Годзилла против Кинг-Конга» Адама Уингарда — проект, в который очень хочется верить.

Монстров теперь политкорректно называют «титанами»; сценаристы подправили мифологию, в целом сохраняя, впрочем, линию первого фильма (речь про нынешний заход франшизы, разумеется) о том, что Годзилла — главный защитник человечества. Не просто очень большая ящерица, которую можно или нельзя приручить (в фильме есть дискуссия на тему, кто потенциально чей питомец: она — наш или мы — ее), а древний бог. Напоминающий не о язычестве, как Конг на своем острове, а то ли об античной традиции — вместе с титанами — то ли и вовсе о христианстве; в фильме (это не спойлер) прозвучит фраза: «Он умер за нас».

Но где бог, там и дьявол: роль антагониста и второго альфа-самца среди титанов выполняет трехголовый древний дракон Гидора (еще более чудного, чем Годзилла, происхождения). У других знаменитых кайдзю роли поменьше: птеродактиль Родан и бабочка Мотра (потенциальная любовь Годзиллы) появляются ненадолго, а другие вообще едва мелькают в паре сцен, что в случае гигантского мамонта или паука довольно обидно.

Монстров в любом случае на экране полно, особенно по сравнению с первым фильмом. Другое дело, что даже это в данном случае слабое утешение. Во-первых, многочисленные битвы чудовищ между собой, а также с ВВС США (которые, как принято, автоматически становятся синонимом вооруженных сил всей планеты), сняты почти исключительно в интригующей темноте. Огненные сполохи так выглядят, конечно, эффектнее — и в лучшие, увы, немногочисленные, моменты экран похож на полотна старых мастеров на библейскую тематику — но хотелось бы иногда разглядеть что‑нибудь, кроме огня и чешуйчатых силуэтов.

Во-вторых, в фильме еще, к сожалению, есть люди. Как бы драматическая история главных героев выписана безобразно: на Фармигу и Чандлера вообще больно смотреть, а Браун не так мало, как гигантского паука, но куда меньше, чем хотелось бы, и у нее ни одной интересной сцены. Минут 40 в общей сложности мы проводим в мобильном штабе «Монарха», где азиатские звезды (Чжан Цзыи, Кен Ватанабэ) и малоизвестные западные актеры скучно обсуждают, что же произошло и что же делать, иногда походя выдавая сногсшибательную информацию — «Земля внутри пустая! Среди нас инопланетяне! Под нами Атлантида! Вокруг нас апокалипсис!» — с интонацией «в кулере кончилась вода».

Этой планете «Годзилла», как положено, ставит ноль — один из героев удачно характеризует нашу цивилизацию выражением «человеческая инфекция» — но занимает ретроградную в общем позицию: да, мы все испортили, но что ж поделать, пускай Годзилла теперь нас защищает. И даже ядерное оружие — с которого все когда‑то и началось — становится здесь позитивной силой.

Больно это говорить, но голливудскому отделу блокбастеров пора хорошенько призадуматься: Милли Бобби Браун лучше дождаться в третьем сезоне «Очень странных дел», про радиацию и самопожертвование куда страшнее рассказано в «Чернобыле», а про драконов и Тайвина Ланнистера — куда интереснее в «Игре престолов».

3
/10
Оценка
Станислава Зельвенского
Расскажите друзьям