Режиссер («Русалка», «Про любовь», «Фея»), продюсер и сценарист
Какие ошибки, на ваш взгляд, чаще всего совершают дебютанты при создании первого фильма?
Попытка внести весь свой жизненный опыт, все свои знания и чувства в первый фильм. Это самая распространенная ошибка. А еще вера в то, что все кадры, которые ты отснял, обязательно должны войти в фильм. Ну и ощущение, что кругом одни враги, которые хотят разрушить твою драгоценную идею своими предложениями.
Какой из этих ошибок дебюта вам самой не удалось избежать в первом фильме?
Всех этих ошибок мне и не удалось избежать.
Производство фильма всегда путь от идеального замысла к достигаемому результату, который меняется в процессе? Как не переживать по этому поводу?
Радоваться тому, что есть этот путь, и это самое интересное и мистическое, что могло вообще с тобой произойти. Радоваться тому, что ты становишься свидетелем, как из маленькой идеи, рожденной внутри тебя, прорастает какое‑то самостоятельное произведение, которое к концу пути даже и не очень имеет отношение к этой первоначальной идее. Радоваться тому, что путь намного интереснее результата.
На какие уступки ни в коем случае не стоит идти дебютанту?
Делать что‑то, во что ты не веришь. Этого не стоит делать никому — дебютанту в том числе.
Вспомните, какие самые неприятные моменты происходили с вами во время съемок первого фильма?
Мне не хватило денег, чтобы снять сцену, которую я очень хотела снять.
Главное качество, которое превращает человека в режиссера?
Умение пройти этот путь до конца и не потерять веру в то, что это правильный путь.
Кратко опишите фильм, который лучше снять на телефон.
Это такой фильм, который ты чувствуешь, что надо снять обязательно на телефон.
Новые форматы кино (мобильное кино, скринлайф, видеоигры) — вызов для привычной работы сценаристов или это всего лишь миф? Везде ли одинаково работает драматургия?
Драматургия работает одинаково, но вот способ выражения ее меняется и расширяется.
Фильмы на мобильный — средство ограничения или расширения возможностей кино?
Это шанс для любого человека попробовать свои возможности и неожиданно открыть в себе качества режиссера, и, например, круто изменить свою жизнь!
Сценарист («Лето»), режиссер («Юморист») и писатель
Новые форматы кино (мобильное кино, скринлайф, видеоигры) — вызов для привычной работы сценаристов или это миф? Везде ли драматургия работает одинаково?
Конечно, это вызов, причем каждый новый формат подразумевает новый набор правил игры. Более того, я нахожу, что в таких случаях сам процесс сторителлинга нужно развинчивать до составных частей. Худшее, что мы можем сейчас сделать, — это попытаться впихнуть существующие идеи в новые рамки. Это страшновато, конечно, вот так все время переучиваться, но на самом деле в любой индустрии это происходит постоянно. Просто поколение нынешних 30–40-летних родилось в относительный период затишья, когда главные войны между кино, ТВ и домашним видео были уже отвоеваны, а мобильники и стриминг еще никому не снились. Сам я предельно открыт всем новым форматам, платформам и хронометражам, за одним большим исключением: не люблю, когда зрителю дают контроль над сюжетом. Меня это утомляет именно как зрителя, а не как сценариста или режиссера. Так что видеоигры или даже разветвленные повествования типа «Брандашмыга» я бы не смог писать, увы.
Какие ошибки, на ваш взгляд, чаще всего совершают дебютанты в создании первого фильма?
Назову одну ошибку, которую отчасти совершил и сам: желание, чтобы ваш первый фильм выглядел как чей‑то восьмой. Дебют на то и дебют, чтобы рисковать и в реальном времени нащупывать собственный почерк. Ни один большой режиссер не стал собой сразу. Поэтому когда дебютант ориентируется на чужой пиковый стиль, он или она рискует только заострить внимание зрителя на собственной неопытности. Лучше сделать прием из самой этой неопытности: другого шанса не будет!
Производство фильма всегда путь от идеального замысла к достигаемому результату, который меняется в процессе? Как не переживать по этому поводу?
Не переживать нельзя, переживания полезны, а та или иная степень компромисса заложена в каждом нашем вдохе и выдохе. Главное — не дать этому отравить жизнь себе и другим. Снимать кино — это в первую очередь огромная привилегия и невероятное веселье, и периодически стоит себе об этом специально напоминать.
Тут со мной многие будут не согласны, потому что по долгу службы я как бы должен отстаивать примат самовыражения над все остальным, но, на мой взгляд, ни один гениальный фильм не стоит того, чтобы люди годами страдали на его съемках. Фильмы снимает коллектив, и миф о гениальном режиссере-демиурге, который должен всю группу, всех продюсеров и всех актеров сломать через колено, чтобы воплотить свое видение, мне кажется довольно мерзким пережитком XX века. Но, кстати, именно таким типажам как раз может помочь мобильное кино, которое реально можно снять почти в одиночестве.
На какие уступки ни в коем случае не стоит идти дебютанту?
В технических и финансовых аспектах нужно быть максимально гибким. Если вы относитесь к этому делу серьезно, то вы делаете не фильм, а свою карьеру. И на рассвете этой карьеры важнее всего показать, что вам можно доверить сам процесс съемок. Но в творческом и, прошу прощения, идейном плане надо, конечно, стоять намертво. Трюк в том, чтобы самому точно понимать, где кончается одно и начинается другое.
Вспомните, что самое плохое происходило с вами во время съемок первого фильма?
И подготовка, и съемки «Юмориста» прошли на удивление быстро и гладко — я это особенно сейчас ценю, когда есть с чем сравнить (так как уже год пытаюсь найти деньги на следующий фильм). Самый неудачный день на площадке был, когда во время съемок одной ключевой сцены оператор крана вдруг прислал вместо себя своего отца со словами «не беспокойтесь, это папа меня всему научил». Довольно быстро оказалось, что папа а) не говорит ни по-русски, ни по-английски и б) по роду деятельности снимает не кино, а концерты, то есть красиво машет краном над зрительным залом. После пары дублей, в которых он все время терял из виду главного героя, выяснилось, что он просто не знает, кто из стоящих перед ним артистов главный герой. Это был так себе день, да. Но мы собрались с духом, отправили папу домой, встали вместо крана на рельсы и сняли сцену с них.
Главное качество, которое превращает человека в режиссера?
Режиссер, приходя на площадку, лучше всех знает, чего именно он хочет добиться от сегодняшнего дня. Всем остальным — оператору, артистам и т. д. — позволено и даже полезно что‑то искать по ходу дела, но если в эти поиски пускается сам режиссер, то день рассыпается. И это, с одной стороны, пустяк, с другой — огромная ответственность.
Опишите в пяти словах фильм, который лучше снять на телефон.
Современный. Интимный, потому что главная ценность телефона — максимальное приближение камеры к героям. Бескомпромиссный. Откровенный. Динамичный.
Фильмы на мобильный — средство ограничения или расширения возможностей кино?
Расширения, конечно. Кроме того, не забудьте, что лет еще через десять-пятнадцать телефоны будут снимать как сегодняшние Alexa и Red, а при помощи AI и deepfake можно будет снимать на них фильмы не только с дорого выглядящими эффектами, но и, например, с лицами всех ваших любимых актеров. И что тогда начнется, вообще трудно себе представить.
Продюсер, создатель проекта Mobile Filmmaker
Какие ошибки, по-вашему, чаще всего совершают дебютанты при создании первого фильма?
На самом деле главная ошибка, которую совершают дебютанты, — пытаются создать историю, не имеющую отношения к их личному опыту и практике. Например, описывают, а затем пытаются снять гангстерские разборки со стрельбой, ни разу в жизни не видев пистолета. Жизнь каждого из нас намного богаче шаблонного вымысла, а для мобильного кино вообще правилом является активное использование окружающей действительности.
Производство фильма всегда путь от идеального замысла к достигаемому результату, который меняется в процессе? Как не переживать по этому поводу?
Есть классическая шутка, что кино создается три раза: на этапе сценария, затем съемки, а потом и монтажа. И это истинная правда! Главным инструментом синхронизации замысла и воплощения, неким камертоном выступает то, что мы называем «управляющая идея», — моральное высказывание автора относительно личности, ситуации или общества, практически всегда имеющее ценностный фундамент. Вот следование этой идее и помогает любому автору.
На какие уступки ни в коем случае не стоит идти дебютанту?
Ни на какие. Но особенно критичной является непрофессиональная игра актеров (если говорить о постановочном кино). Так что никаких компромиссов при выборе и оценке качества исполнителей ролей в фильме.
Главное качество, которое превращает человека в режиссера?
Их два: саморефлексия и смелость.
Вспомните, какие самые неприятные моменты происходили с вами во время съемок первого фильма?
Садился аккумулятор телефона.
Кратко опишите фильм, который лучше снять на телефон.
Любая история, которая происходит с вами и вокруг вас.
Новые форматы кино (мобильное кино, скринлайф, видеоигры) — вызов для привычной работы сценаристов или это все миф, и драматургия везде работает одинаково?
Миф, конечно, драматургия везде и всегда одинаковая. Если автору есть что сказать, то он ищет формы и инструменты для высказывания.
Фильмы на мобильный — средство ограничения или расширения возможностей кино?
Конечно, расширения, ошибочно представление, что в процессе съемки на смартфон приходится преодолевать колоссальные препятствия. Наоборот, мобильное кино — это истинная свобода!
Хороший повод начать снимать свое мобильное кино — конкурс от Sony Xperia: до 25 августа успейте загрузить свой фильм, снятый на смартфон, и ждите объявления победителей. Кураторы проекта Xperia Film Academy — эксперты кино: Анна Меликян, Михаил Идов, Максим Муссель и преподаватели Московской школы кино (МШК). Перед съемкой вы можете изучить теорию по мастер-классам от кураторов проекта.
Победитель получит мобильный телефон Xperia 1 и на выбор — обучение в МШК или набор профессиональной техники для съемок кино. Призер, занявший второе место, получит смартфон Xperia 1 со штативом; третье место — Xperia 10 Plus с кинематографическим соотношением сторон 21:9.