Байопики

«Прекрасный день по соседству» с Томом Хэнксом: пожалуй, самый добрый фильм года

17 сентября 2019 в 11:00
Фотография: WDSSPR
На международном кинофестивале в Торонто состоялась премьера фильма «Прекрасный день по соседству». В центре сюжета — любимец Америки и ведущий детской телепередачи Фред Роджерс, в главной роли — безупречный Том Хэнкс. Почему этот фильм стоит посмотреть, даже если вы не выросли на передаче «Наш сосед мистер Роджерс»?

В прошлом году документальный фильм «Будешь моим соседом?» об известном ведущем детской телепередачи «Наш сосед мистер Роджерс», впервые увидели на кинофестивале «Сандэнс», а полгода спустя картина вышла в прокат и собрала 22 миллиона долларов. Картина о жизни и философии телеведущего стала рекордсменам по сборам среди байопиков-документалок, получив редкие 98% одобрения на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes. Закрепил успех и тот факт, что другой любимец либеральной Америки — Барак Обама — признал фильм одной из своих любимых картин 2018 года. Таким образом была заложена неплохая почва для художественного байопика этого года — «Прекрасный день по соседству».

Байопики и документалки часто следуют друг за другом по пятам — к примеру, в том же 2018 году документальный фильм «РБГ» о судье Верховного суда США Рут Бейдер Гинсбург получил сразу две номинации на «Оскар» и затмил собой «По половому признаку», недооцененный фильм с Фелисити Джонс и Арми Хаммером. Впрочем, «Прекрасному дню по соседству» не о чем беспокоиться и долго подготавливать зрителей. Во-первых, в Америке трудно найти взрослого человека, который бы не знал, кто такой Фред Роджерс (передача выходила в Америке с 1961 по 2001 год). Во-вторых, в главной роли — Том Хэнкс, чуть ли не единственный актер в Голливуде, к которому ни у кого нет претензий. В-третьих, в режиссерском кресле — Мариель Хеллер («Дневник девочки-подростка»), которую академики проигнорировали в прошлом оскаровском сезоне, хотя она и сняла один из лучших фильмов года — «Сможете ли вы меня простить?». Но главное отличие «Прекрасного дня» от его предшественников заключается в том, что это вовсе не байопик и не художественный пересказ документалки, а полноценная история о необычной дружбе.

Трейлер «Прекрасного дня по соседству»

«Прекрасный день по соседству» мог бы запросто стать американским фильмом до мозга костей и заранее обречь себя на провал в международном прокате, но Хеллер поступила дипломатично и не проиграла. Фильм оказался универсальным — запал в сердце и американцам (любимый герой плюс игра на чувстве ностальгии), и иностранцам (трогательная игра Тома Хэнкса, которому удалось не просто сыграть Роджерса, но передать его дух на экране), и даже кинокритикам. Самолюбие последних не мог не потешить тот факт, что это фильм в том числе и о журналистах: сюжет основан на материале с обложки Esquire 1998 года Тома Джунода (того самого, что написал статью об известном снимке с падающим человеком с теракта 11 сентября). Добавьте сюда то, что в начале фильма Том Хэнкс в образе мистера Роджерса (с пушистыми бровями и в красном свитере) рассказывает о печатном процессе журналов в стиле детских обучающих фильмов. Для журналистов это все равно, что ребенку пойти в музей мороженого.

Экранную версию Тома Джунода зовут Ллойд Вогель, его играет Мэттью Риз из сериала «Американцы». Это циничный и искушенный автор журнала Esquire, который в первые же минуты фильма получает фингал от собственного отца на свадьбе родной сестры. Талантливые, но язвительные статьи Вогеля привели к двум результатам: он получает журналистские награды, но в тоже время ни один из потенциальных героев издания не готов садиться с ним на интервью. Его последний шанс — интервью с добряком Фредом Роджерсом. Ллойд пытается препарировать скромного любимца Америки по знакомому сценарию: он с ходу задает вопрос из серии «Считаете ли вы себя героем?», пытается докопаться, был ли Фред хорошим отцом и вообще такой ли уж мистер Роджерс положительный персонаж. Стеснительный и немного неловкий Роджерс, в свою очередь, тоже задает свои вопросы и преуспевает куда больше, чем его пишущий коллега: он расспрашивает Ллойда об отношениях с отцом, женой и ребенком, при этом не скатываясь в стандартный анализ daddy issues. Он напоминает герою, что именно его отец сформировал в нем то, что сам Ллойд любит в самом себе.

Попутно мистер Роджерс снимает эпизоды собственного шоу, играет с марионетками (чем доводит Ллойда до исступления), общается с фанатами, пожимает руки двумя руками, фотографирует людей, с которыми встречается в жизни, и ездит из родного Питтсбурга (совсем не столица телевидения) в Нью-Йорк, чтобы встретиться с ансамблем скрипачей, которые не пользуются смычком. В качестве перебивок Хеллер использует похожие на пластилиновые модели городов — с игрушечными самолетами и поездами. Возможно, эти кадры больше придутся по душе американскому зрителю, а у иностранного лишь вызовут недоумение — сказывается отсутствие культурного контекста, которого все же не избежать в истории об американском телеведущем, который не сходил с экранов 33 года кряду. Кстати, на пластиковых моделях Нью-Йорка все еще есть башни-близнецы — напоминание о том, как события 11 сентября изменили Америку навсегда.

В фильме журналист из Esquire пристально следит за Роджерсом, чтобы выяснить, кто такой Фред Роджерс — святой или мошенник? Роджерс действительно был проповедником пресвитерианства, но никогда не упоминал Бога в своих эфирах. Он искренне верил, что с детьми нужно говорить о взрослых темах: агрессии, обиде на любимых людей, прощении и том, что грустить — это нормально. Супруга Роджерса просит не считать ее мужа святым, эти слова перенесли и в фильм, где миссис Роджерс говорит журналисту Esquire, что Фред стал таким, только потому что он постоянно культивирует в себе доброту и благородство. И как подтверждение этого — его отношение к интервью: изначально Ллойду дают 20 минут для общения с Роджерсом, которые в итоге выливаются в целую серию встреч и перелетов. В реальности во время работы над статьей Фред Роджерс отправил автору статьи целых 70 длинных имейлов, о которых рассказал сам журналист, лично приехавший на премьеру фильма в Торонто.

Сценарий «Прекрасного дня» пролежал на полке десять лет — Голливуд не хотел браться за байопик ведущего, который не был успешен с точки зрения мерчендайза: он не продавал чашки со своим изображением, игрушки и футболки с собственными цитатами. Словом, все то, на чем делают капитал сегодня многие студии мира. Восемь лет назад Том Хэнкс заинтересовался историей («Один хороший парень сыграет другого хорошего парня», — как пошутили на премьере), но даже интерес актера к проекту не давал фильму зеленый свет — все ждали подходящего режиссера и времени. В 2019-м все сложилось — в конце концов в наше время, когда всюду побеждает супергеройское кино и «Джокеры», где заново переосмысляют отрицательных персонажей, порой полезно взглянуть эпизод «Нашего соседа мистера Роджерса» длиною в художественный фильм. Его герой — человек, который работает над тем, чтобы быть добрее. Слезы радости, долгожданное ощущение спасения и приятное послевкусие гарантированы.

«Прекрасный день по соседству» выйдет в российский прокат 6 февраля 2020 года.

Оригинал статьи Тома Джунода о мистере Роджерсе можно прочитать тут.

Расскажите друзьям