Важная оговорка: в игру Angry Birds никогда не играл, представляю ее себе довольно приблизительно. Возможно, это минус, мешающий вынести взвешенное суждение о фильме-экранизации. Но не исключено, что и плюс, позволяющий избежать абсурдных сравнений с первоисточником. Игра априори работает с нарративом иного рода, в фильме его так или иначе приходится выдумывать заново. Для этого в «Angry Birds в кино» был нанят маститый сценарист, известный по «Симпсонам» Джон Витти. Есть подозрение, что его вклад в конечный результат важнее, чем режиссерский (для Клея Кейтиса и Фергала Райлли это, по сути, первый опыт).
Сделан мультфильм, разумеется, ловко: это качественное и современное зрелище. Прекрасное 3D, гротескность изобразительного ряда, неостановимые гэги (есть и забавные), продуманный выбор звезд озвучания: Джейсон Судейкис, Джош Гад, Дэнни МакБрайд, Питер Динклейдж, а также вышедший немного помычать Шон Пенн. В русском дубляже это Александр Цекало, Тимур Родригез, Семен Слепаков, Александр Ревва. То, что публике надо.
По большому счету непонятно, что здесь особо критиковать. На нитевидную интригу культовой игры нарощено некоторое мясо. Придуман красноперый герой по кличке Ред, глазами которого мы видим начало, развитие и кульминацию конфликта птиц со свиньями. Вокруг Реда друзья, враги, социум, более-менее продуманный мир. В самом деле, не разбирать же всерьез те похабные шутки, без которых взрослый зритель мультфильма сразу заснет (а дети все равно их не поймут; если же поймут — значит, уже пора).
Есть, однако, в «Angry Birds в кино» и второй смысловой пласт, который невозможно игнорировать. Он настолько выразителен и последователен, что уже неважно, что имели в виду авторы: действительно ли они контрабандой протащили в мультик политику или за них говорило подсознание.
Вселенная, в которой изначально обитают разноцветные птички, напоминает Эдем. Раз птицы райские, им и летать незачем — в смысле, некуда. Здесь все возможно и разрешено. Соответственно, абсолютно все счастливы. Ред как раз один из редких нонконформистов, поскольку однажды позволил себе разозлиться на клиента. За это судья приговаривает его к худшему наказанию, существующему здесь: отправляет на курсы управления гневом. Уже в этот момент становится очевидно: перед нами модель современной Европы (ведь игра Angry Birds родом из Финляндии, одной из самых продвинутых европейских стран), где единственный существенный грех — нехватка толерантности.
За прекраснодушие и оптимизм, в прямом соответствии с мрачными пророчествами российских пропагандистов, Эдему придется поплатиться. Зловредный вирус прибудет из дальних стран. На корабле приплывут зеленые свиньи, которые успешно притворятся мигрантами и вызовут жалость сердобольных птиц. Разумеется, цель свиней — захват и уничтожение мира птиц. Прикинувшись симпатичными хрюшками и отвлекая птиц примитивными аттракционами (как аниматоры на турецких или египетских курортах), они взорвут птичий город: ведь трюм свинского корабля набит взрывчаткой. А потом похитят яйца, все без остатка, чтобы их сожрать.
Угроза теракта и спекуляция на детях — взятые будто из пыльной методички способы управлять эмоциями зрителей: никто из них не пожалеет свиней. Ведь те не только лжецы и каннибалы, одержимые манией разрушения. Они все на одно рыло (в отличие от разномастных пернатых), но все равно узнаваемы. Например, у шеф-повара турецкие завитые усы, а у вождя — бородка как у арабского шейха и спортивный костюм. Ну и столица очень напоминает какой-нибудь Дубай, богатый и безвкусный. Своих детей у свиней не бывает в принципе. Зато в подвале у каждой семьи залежи взрывчатки. В общем, нелюди, прирожденные захватчики.
Что же остается птицам? Лишь осознать, что их терпимость была роковой ошибкой. Настало время объявить ответный джихад — или, если угодно, крестовый поход. Государство свиней должно быть безжалостно уничтожено: этому (в соответствии с игрой) посвящена эйфорическая вторая часть мультфильма. Смерть свиньям — ведь они этого достойны!
Не обошли «Angry Birds в кино» и Америку. У птиц есть своеобразный культ — они боготворят Великого Орла, живущего далеко в горах. Когда они пытаются прибегнуть к его помощи, тот оказывается самовлюбленным треплом, которое ежеутренне мочится в озеро, почитаемое птичками за святое. Тем не менее в решающий момент Орел соглашается возглавить птичье войско и принять участие в уничтожении свиней. Здесь пернатые заодно и своего с чужаком не спутают.
Надо сказать, что чувство легкого неуюта, сопровождавшее меня с начала просмотра, к финальному Армагеддону усилилось до ощущения отчетливой дурноты. Виновата ли носящаяся в воздухе бацилла ненависти и предвкушаемой многими третьей мировой — или зараза постмодернизма, вынуждающего вчитывать смыслы туда, куда их никто не прятал? Сказать трудно. Вероятно, для адекватного ответа каждый должен сыграть в эту игру сам и набрать собственное количество очков.