«Белое эхо» («White Echo»)
реж. Хлоя Севиньи, 14 мин. (Каннский кинофестиваль-2019)
Актриса Хлоя Севиньи сняла короткометражный фем-хоррор. Девушки выехали на загородный отдых, пили вино, танцевали и случайно вызвали призрака в виде темной фигуры во время спиритического сеанса. Вернувшись домой, начинаются неприятные сюрпризы. В главной роли — Кейт Лин Шейл из «Золотых выходов», также в кадре Шейла Ванд из «Девушка ночью гуляет одна» и стая кошек на поляне. Особое внимание стоит обратить на момент с зеркалом на отметке 10.00, чтобы лучше понять финальный твист. Взвинчивающая страх принятия внутренней женской силы короткометражка стремится скорее не напугать, а, наоборот, примирить с собой и убеждениями окружающих.
«Мосты Сараево» («Bridges of Sarajevo»),
13 режиссеров, 114 мин. (кинофестиваль «Сараево-2014»)
В июне 2014 года в Сараево отмечали 100-летие Первой мировой войны, которая, как считают историки, началась именно с сараевского убийства эрцгерцога австрийского Франца Фердинанда. Кинокритик журнала «Cahiers du cinéma» Жан-Мишель Фродон предложил ознаменовать это событие омнибусом «Мосты Сараево», в котором группа из 13 европейских режиссеров переосмысливает историческое эхо боснийской столицы. Вековая история Сараево описана в фильме в захватывающих деталях такими ключевыми фигурами мирового кинематографа, как Сергей Лозница («Майдан»), Ангела Шанелек («Я была дома, но…»), Урсула Майер («Сестра»), Кристи Пую («Сьераневада») и Жан-Люк Годар. Через устные рассказы, собранные артефакты и экспериментальные коллажи «Мосты Сараево» создают эклектическую оду исторической памяти.
«Вещи слез» («The Tear’s Thing»)
реж. Клеманс Поэзи, 25 мин. (Венецианский кинофестиваль-2019)
Клеманс Поэзи — французская актриса, известная по роли волшебницы Флер Делакур в фильме «Гарри Поттер и Кубок огня». Также Клеменс снималась в «Залечь на дно в Брюгге» и играла Наташу Ростову в мини-сериале «Война и мир» 2007 года. Ее режиссерская работа «Слеза» рассказывает о киноактрисе, которая во время подготовки к роли киллера внезапно встречает на стрельбище свою бывшую девушку, когда‑то молча сбежавшую из отношений. Личная драма с оружием в руках вряд ли закончится чем‑то хорошим. В Венеции фильм участвовал в короткометражном конкурсе «Горизонты».
«Анна» («Аnna»)
реж. Декель Беренсон, 15 мин. (Каннский кинофестиваль-2019)
Декель Беренсон — режиссер, писатель и графический дизайнер. Объездив более шестидесяти стран, он искал вдохновения в разных уголках мира. Его предыдущий короткий метр «Ашмина» о девушке из Непала получил призы в Кракове и Иерусалиме. Место действия «Анны» — Восточная Украина, военная зона. Героиня — Анна (настоящее имя — Светлана Алексеевна Барандич), мать-одиночка средних лет. Хотя из дома выходить опасно, Анна, наслушавшись радиорекламы, отправляется на вечеринку, чтобы найти мужа-иностранца.
«Мэри счастлива, Мэри счастлива» («Mary is Happy, Mary is Happy»)
реж. Навапол Тамронграттанарит, 127 мин. (Венецианский кинофестиваль-2013)
Тайский режиссер написал сценарий по мотивам 410 реальных твитов из анонимного аккаунта, чтобы воссоздать странный и магический взгляд на мир современной тайской старшеклассницы. Получилась откровенная твиттер-комедия о совершеннолетии, в которой смешиваются фантазии, необычные сны и реальность с судьбоносной покупкой медузы. Навапол Тамронграттанарит прославился меланхоличными и философскми фильмами «36» и «Умри завтра», а в 2015 году он снял ленту «Сердечный приступ», завоевавшую восемь премий Тайской национальной ассоциации кино.
«Мороженое и шум капель дождя» («Aisu to Amaoto»)
реж. Дайго Мацуи, 74 мин. (Токийский кинофестиваль-2017)
Дайго Мацуи известен по фэнтезийной комедии «Конец чудесного мира». На этот раз японский режиссер сжимает месяц из жизни театральной труппы в 74-минутный одиночный дубль. В небольшом японском городке запланирована театральная премьера по британской пьесе «Утро» Саймона Стивенса, по сюжету которой два подростка объединены одной мрачной тайной. Режиссер (сам Мацуи) разыгрывает пьесу с шестью местными тинейджерами и заставляет их напряженно репетировать. Но билеты на спектакль плохо продаются, поскольку сонная провинция не интересуется театром, поэтому премьеру отменяют. Вместо того чтобы погрязнуть в разочаровании, актеры решают в любом случае репетировать дальше. Получается еще одна неординарная и яркая азиатская драма взросления в этом списке.
«Безымянный (Письмо Серре)» («Sin título (Carta para Serra)»)
реж. Лисандро Алонсо, 23 мин. (Нью-Йоркский кинофестиваль-2011)
Аргентинский гений, почти что классик Лисандро Алонсо, чья последняя работа «Хауха» была метафизическим вестерном в глухих местах Патагонии, возвращается к локациям своего полнометражного дебюта «La libertad» (снятого в провинции Ла-Пампа). В фильме снялся его постоянный актер Мисаэль Сааведра. Эта короткометражка — еще один очаровательный воздушный вояж, в котором камера, очарованная пейзажами, как будто всматривается вдаль и в будущее. Фильм посвящен испанскому режиссеру Альберту Серра, чья последняя картина «Свобода» стала по-настоящему скандальным событием в мире кино.
«24 кадра в век» («24 Frames Per Century»)
реж. Афина Ракель Цангари, 3 мин. (Нью-Йоркский кинофестиваль-2013)
Афина Ракель Цангари — греческая режиссерка, прославившаяся такими фильмами, как «Шевалье» и «Аттенберг». Совсем недавно на Берлинском кинофестивале показывали ее сериал «Тригонометрия» о полиаморных отношениях. В трехминутке, отправленной на Global Festival, диалог между собой ведут два пленочных кинопроектора, которые на краю моря рассуждают о своем надвигающемся устаревании. Фильм был снят при поддержке Венецианского международного кинофестиваля для проекта «Venezia 70 — Future Reloaded» в 2013 году.
«Эпопея Эвереста» («The Epic of Everest»)
реж. Джон Ноэль, 87 мин. (лондонский кинофестиваль BFI)
Фильм 1924 года о подъеме на Эверест был отреставрирован в 2013 году Национальным архивом BFI. Третья попытка подняться на гору завершилась смертью двух из лучших альпинистов своего поколения, Джорджа Мэллори и Эндрю Ирвина, что вызвало продолжающиеся споры о том, действительно ли они достигли вершины. Капитан Джон Ноэль, сопровождавший авантюристов в Гималаях, снимал их поход на пленку в диких условиях. Он сделал все, чтобы запечатлеть экспедицию на Эверест в 1924 году. Красота этого фильма захватывает дух и напоминает о масштабе природных опасностей, с которыми сталкивались исследователи.
«Вечность начинается сегодня вечером» («Forever’s Gonna Start Tonight»)
реж. Элиза Хиттман, 16 мин. (Нью-Йоркский кинофестиваль-2011)
Элиза Хиттман — заметная фигура в американском независимом кино, мы писали о ней здесь. В этом году она получила «Серебряного медведя» за драму про аборты «Никогда, редко, иногда, всегда». На фестивале можно будет посмотреть ее русскоязычную короткометражку о 17-летней эмигрантке с Брайтон-Бич. Девушка сбегает на дискотеку от напряженных отношений с отцом и его многочисленными кошками. Чувственный, атмосферный фильм заряжен свободой, в нем почти все роли сыграли актеры и актрисы с русскими фамилиями.
«Атлантика» («Atlantiques»)
реж. Мати Диоп, 16 мин. (Нью-Йоркский кинофестиваль-2009)
Документальная короткометражка, из которой выросла одноименная игровая картина французской сенегалки Мати Диоп, получившая Гран-при на Каннском кинофестивале-2019. Фильм рассказывает о девушке и трагическом путешествии ее бойфренда-гастарбайтера в Сенегал. Мати Диоп — одна из самых перспективных режиссерок на сегодняшний день, ее дядя был известным африканским режиссером, также она снималась в качестве актрисы у Клер Дени и Матиаса Пинейро.
«Виолеттина» («Violettina»»)
реж. Аличе Рорвакер, 4 мин. (Нью-Йоркский кинофестиваль)
Для итальянки Аличе Рорвакер семья всегда играла сюжетообразующую роль. В «Чудесах» многодетное семейство занимается фермерством. В «Счастливом Лазаре» главный герой пытается обрести семью, и перманентно это ему удается. Параллельно у Рорвакер в фильмах всегда происходит различное волшебство. Вот и в этой 4-минутной короткометражке, снятой на 16 мм, волшебство достигается за счет кадров рук удивительной красоты. Это руки дочери Рорвакер — Аниты. Нежный и романтичный фильм создан в рамках постановки «Травиаты» Верди.
«Драматические отношения» («Dramatic Relationships»)
реж. Дастин Гай Дефа, 6 мин. (Нью-Йоркский кинофестиваль-2016)
Дастин Гай Дефа известен не только как актер, но и как режиссер талантливой комедии «Ты — мне, я — тебе» с Майклом Серой. То был небольшой инди-фильм о взаимоотношениях в богемной бруклинской среде, история, замешанная на раритетных грампластинках. В своей короткометражке Дефа заснял на 16-миллиметровую пленку сцены из собственной трудовой жизни: как режиссер-мужчина хитро использует собственную маскулинность в кинопроизводстве. Получилась метаистория о режиссере (в этой роли снялся сам Дефа), предлагающем микрокорректировки актрисам. Например, там снялась Ханна Гросс из «Рождество, опять».
«Розалинда» («Rosalinda»)
реж. Матиас Пинейро, 42 мин. (Нью-Йоркский кинофестиваль-2011)
Аргентинский режиссер Матиас Пинейро известен синефилам за свою любовь к Шекспиру (он даже был в жюри кинофестиваля в Ханты-Мансийске «Дух огня» в 2019 году). Примерно каждый год он снимает небольшой фильм о пересечении современного театра и шекспировских мотивов. В этом фильме группа актеров отправляется на остров, чтобы репетировать «Как вам это понравится» Шекспира. Не оправившись от недавнего расставания, Луиза, которая играет Розалинду в пьесе, чередует репетиции и мечты: она начинает медленно перевоплощаться в Розалинду в реальности и становится объектом желания.
31 мая, 20.45 по Москве
Записанный на кинофестивале «Сандэнс-2020» неформальный разговор между режиссеркой Джейн Кэмпион («Вершина озера») и актрисой Тессой Томпсон («Аннигиляция», «Тор: Рагнарек»), модерируемый журналисткой Алиссой Уилкинсон.
30 мая, 20.15 по Москве
Клер Дени беседует с Оливье Ассайасом о состоянии киноискусства сегодня. Разговор увлекательный и неожиданный: он представляет не только одно из многих возможных повествований о фестивалях, но и яркую картину кино, снятую в переломный момент. Встреча проходила в рамках Берлинале.
1 июня, 18.15 по Москве
Алехандро Гонсалес Иньярриту, один из трех режиссеров, когда‑либо выигравших «Оскар» подряд, рассказывает прогрессивной художнице Марине Абрамович о своей работе над такими фильмами, как «Сука-любовь», «21 грамм», «Бьютифул», «Бердмэн», «Выживший». Встреча состоялась на кинофестивале «Трайбека».
3 июня, 1.15 по Москве
Фрэнсис Форд Коппола и Стивен Содерберг поговорили на кинофестивале «Трайбека» в 2019 году, обсудив восстановленную версию «Апокалипсис сегодня Final Cut». Почему для Копполы настало время сделать это сейчас, через сорок лет после оригинальной версии?
6 июня, 0.30 по Москве
Еще один берлинский разговор. Девятикратный лауреат премии «Оскар» Энг Ли и Хирокадзу Корээда («Магазинные воришки») обсуждают современное состояние киноискусства. Одни из главных режиссеров азиатского происхождения рассуждают об универсальных культурных кодах.
7 июня, 0.20 по Москве
Вигго Мортенсен часто играет у Дэвида Кроненберга. Он присоединился к обсуждению на кинофестивале в Торонто, чтобы поговорить с любимым режиссером. Это была сессия вопросов и ответов после ретроспективного просмотра «Автокатастрофы».
7 июня, 17.25 по Москве
Дискуссия, модерируемая Альбертом Серра по случаю приза «Почетный леопард» кинофестиваля в Локарно 2019 года для режиссера Джона Уотерса. Альберт Серра — испанский режиссер, известный своими провокационными и медитативными фильмами «История моей смерти», «Смерть Людовика XIV», «Свобода», частый гость на российских кинофестивалях. Джон Уотерс прославился в начале 1970-х благодаря своим картинам в жанре трансгрессивного кино.
Ознакомиться с полным расписанием и программой можно на сайте фестиваля We Are One.