Выбравшись из Страны чудес, Алиса (Миа Васиковска) становится капитаном собственного судна и несколько лет проводит в морях, налаживая торговые связи с Китаем (которые, возможно, сделают безработными ее потомков). Вернувшись в Лондон, она обнаруживает, что руководство компанией перешло к отвергнутому ей жениху (Лео Билл), снобу и сексисту с плохим пищеварением, мама (Линдсей Дункан) заложила дом и корабль у нее тоже сейчас отберут.
Тут Алиса снова попадает в Страну чудес, где все теперь счастливы под руководством Белой королевы (Энн Хэтэуэй) и только Шляпник (Джонни Депп) лежит с острой депрессией. Он нашел в траве свою первую шляпку, которая стала триггером неизжитой детской травмы: отец (Рис Иванс) не верил в него как в профессионала. Поскольку вся семья Шляпника была уничтожена Бармаглотом, с этим ничего не поделать, но он теперь вбил себе в голову, что они живы. Так или иначе, Алиса отправляется к Времени (Саша Барон Коэн) — которое, как выясняется, ухаживает за Красной королевой (Хелена Бонэм-Картер), — чтобы одолжить у него хроносферу, попасть в прошлое и разобраться в семейной истории Шляпника.
Несмотря на эпизодическое появление зеркала, шахматных фигур и Шалтая-Болтая, «Алиса в Зазеркалье» к Льюису Кэрроллу имеет еще меньше отношения, чем предыдущая серия, — собственно, не имеет уже никакого. Задача режиссера с подходящей фамилией Бобин состояла скорее в том, чтобы сохранить дух Тима Бертона, который на сиквеле остался только продюсером — поскольку «Алиса в Стране чудес» собрала миллиард, меньше всего «Диснею», надо думать, хотелось каких-либо перемен. И Бобин, что интересно, вполне справляется: здесь, может быть, поменьше завитушек, но в целом нет ощущения, что фильмы написаны разным почерком.
Заслуженный диснеевский сценарист Линда Вулвертон («Король Лев», «Красавица и чудовище» и т. д.), в «Стране» выжавшая из обеих книжек все, что могла, теперь имплантировала в Кэрролла сюжет «Назад в будущее». Персонажи все те же плюс Время в исполнении Коэна (Бобин делал с ним великое «Шоу Али Джи»), у которого голубые линзы, пламенный мотор вместо сердца и армия секунд, которые в случае необходимости собираются в грозные минуты, а то и часы. Этот герой — и дурацкие каламбуры, его окружающие, — вписывается в квазикэрролловский мир довольно органично в отличие, скажем, от мужественной собачки. И замок Времени, состоящий из всяческих шестеренок и часовых механизмов, несомненно, самая впечатляющая из декораций фильма.
Как и в прошлый раз, демонстративно бессмысленный текст Викторианской эпохи аккуратно перекроен в серию жизненных уроков для девочек XXI века: надо быть самостоятельной и все такое прочее — как элегантно формулирует капитан Алиса в дублированной версии, «если верить в себя, то невозможное оказывается осуществимым». В волшебной стране свои законы (и вообще практически матриархат), но и в реальном мире героиня борется со штормом, шокирует косное светское общество китайским платьем и даже мимоходом оказывается в лечебнице, где профессор Мориарти пытается избавить ее от истерии. Фрейд в 1875 году, которым датировано действие, еще был студентом, но его бы этот случай тоже заинтересовал: Вулвертон, очевидно, переносит переживания Алисы, рано потерявшей отца, на несчастного Шляпника, не боится ни эроса, ни танатоса, и даже у королев в их совместном детстве обнаруживается травмирующий во всех смыслах инцидент.
Джонни Депп с этими его волосами и глазами по-прежнему вызывает скорее ужас, чем сочувствие (вот бы перенести такого Шляпника в хоррор), Васиковска хороша, как и Бонэм-Картер, компьютерных зверей на этот раз, к счастью, куда меньше (и «последнюю роль Алана Рикмана», если моргнуть, можно не заметить). Все, что касается картинки — костюмов, дизайна, спецэффектов и так далее, — разумеется, великолепно, Бобин уверенно держит ритм, и, в общем, решительно ничего дурного в этом фильме нет. Почему это складное семейное фэнтези называется «Алиса в Зазеркалье» — другой вопрос, и, кажется, он из серии «чем ворон похож на письменный стол?».