Жизнь с детьми

«Начинайте с шедевров, зачем время терять?»: какие фильмы смотреть с ребенком

2 июня 2016 в 18:48
Всем трудно выбрать, что посмотреть, но для тех, кто растит детей, это особенно сложный вопрос. «Афиша Daily» спросила, как его решают самые разные родители — от кинокритика Антона Долина до рэпера Децла.

Бергман, Спилберг и Тарковский

Антон Долин
Журналист, кинокритик «Афиши»

На самом деле с детьми можно смотреть любые взрослые фильмы. «Как — любые?» А вот так. Цензуру устанавливаете вы сами: лично я, например, не показывал детям ничего, где была более-менее откровенная эротика (само зрелище обнаженного тела ничего криминального в себе не несет), жесткая ненормативная лексика и сцены подробного насилия (что тоже довольно условно: нигде нет насилия больше, чем в «Томе и Джерри»). Зато однажды мой примерно пятилетний сын смотрел со мной «Красную пустыню» Антониони. Скучно ему не было — и он моментально идентифицировал себя с сыном главной героини, на которого та не обращает внимания. Похожая история была с детскими сценами «Зеркала». Чуть позже уже я показал ему «Фанни и Александра», осознанно, сам. Впечатлило. Фильмы о детях всегда интересны детям — а гениальные фильмы о детях тем более. Если вернуться к Тарковскому, в ту же копилку лягут как минимум «Каток и скрипка», «Иваново детство» и даже «Андрей Рублев» (или взятая отдельно новелла «Колокол»).
Однако детям до десяти лет все-таки лучше показывать детские фильмы — помня при этом, что «детскими» они называются условно. «Инопланетянин» Спилберга, практически все мультфильмы Миядзаки, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Климова — это кино для всех, очень сложное и глубокое. А после десяти ребенок — уже не ребенок. Я бы советовал сразу браться за шедевры: что время терять? «Седьмая печать», «Семь самураев», «Крестный отец», «Побег из Шоушенка», «Пролетая над гнездом кукушки», «Искатели», «Лабиринт Фавна». Потом он скажет вам спасибо. Или не скажет, но вы все-таки рискните.

«Автостопом по Галактике» как урок масштабного мышления

Децл
Рэпер

Во-первых, точно я бы посоветовал смотреть с детьми фильм «Антенна». Черно-белый аргентинский парафраз «Метрополиса» Ланга, очень интересный. Там рассказана простая история добра и зла, много важных морально-этических вопросов рассматривается — а мне кажется, что именно такие фильмы с детьми и надо смотреть, чтобы по ходу дела объяснять какие-то моменты, которые им непонятны. Еще мы с Тони (10 лет) смотрели «Автостопом по Галактике» — я вообще считаю, что это один из лучших семейных фильмов, которые нам подарила современная кинематография. Там тоже много важных идей — например, большинство из нас привыкли мыслить локально, а сюжет «Автостопом по Галактике» учит тому, что стоит смотреть на вещи в глобальном масштабе. Вот, допустим, если мы не одни во вселенной, то какие-то другие планеты могут взять и захотеть провести через нас вселенскую трассу, и никому до нашего мнения на этот счет дела не будет, все просто решат советом сверху: уничтожить Землю и все, что на ней. Это ведь точно такой же конфликт, какой случается на нашей планете каждый раз, когда кто-то хочет вырубить очередной лес под скоростную автостраду.
Еще — фильм «Эквилибриум» про уничтожение личности и про человеческие эмоции. Эти три фильма — прививки, уроки мышления. Может, не всем подойдут, но я вот люблю научную фантастику, поэтому нам с сыном подошли отлично.

Советские комедии как способ отдохнуть с пользой

Алена Бочарова и Кирилл Сорокин
Создатели и организаторы Beat Film Festival

Совместный кинопросмотр — один из самых легких для родителей способов провести время с ребенком, поэтому у нас есть такая традиция. Когда мы сильно устали после рабочего дня или, наоборот, проснулись в выходные с похмелья, мы смотрим с Алисой советские комедии и рассказываем на примерах, как что в кино устроено, — пока самые простые вещи, вроде того, что такое профессия режиссера или оператора, чем отличается герой от актера и т. п. К своим 5,5 годам она знает несколько фильмов Гайдая (ее любимые — «Спортлото-82» и «Бриллиантовая рука»), узнает в разных ролях Леонова, ее любимая — в «Джентльменах удачи», но главный хит последнего времени — это 20-минутный фильм «Бобик в гостях в Барбоса», снятый на «Ленфильме» в 1964 году. Он, разумеется, снят по рассказу Носова, но сам фильм детским не выглядит, это скорее такой блестящий операторский этюд, от которого Алиса каждый раз покатывается со смеху.

«Звездные войны» как система жизненных взглядов

Дарья Великодная
Педагог и музыкант

Не могу сказать, что у нас в семье культ «Звездных войн», но постеры оригинальной трилогии на стене раньше висели. А когда Артему было полтора года, он нашел в шкафу световой меч и очень заинтересовался. О славных джедаях и всепронизывающей Силе я ему много историй на ночь рассказывала, поэтому неудивительно, что однажды, глядя на ночное небо, ребенок сказал: «Вот Большая Медведица, а вон там — Дагоба». Проводить черту между нашим миром и вселенной, где по улицам ходит Дарт Вейдер, у него желания, конечно, нет.
Сами фильмы мы показали Артему совсем недавно, когда ему было почти шесть лет. Уже нормальный возраст, чтобы воспринять такого рода экшен, я считаю.
Меня, как и многих, зачем-то растили на сказках, где всегда все заканчивалось до одури хорошо, а потом-то я, конечно, сильно озадачилась реальным положением вещей. Памятуя об этом, хотелось по-другому сыну разъяснить относительно того, как все в жизни происходит. «Звездные войны» — сказка, где нет банальной победы добра над злом, а есть какая-то такая глобальная история их извечного противостояния, которая моему ребенку очень интересна. Не то чтоб я сына готовлю к трудным временам, но надо же осознавать, что империя в любой момент может нанести ответный удар. И само зло — это не черт с рогами и не старуха Шапокляк, а, например, вполне классный мужик какой-то. Тоже ведь важно с детства это понимать.

Документальные фильмы как образование — и для детей, и для родителей

Анна Красильщик
Журналист

У меня не очень получается смотреть кино вместе с детьми: почти все, что мне нравится, им кажется скучным. Вместе нам удалось посмотреть «Звездные войны» и сериал «Космос: Пространство и время». Он космически прекрасен, а главное — и дети, и родители (у меня вот в школе было плохо с физикой) узнают оттуда много нового.

Марианна Ибрагимова
Кинопрокатчик

Моему сыну Гоше в июле исполнится 5 лет. По работе мне надо довольно часто смотреть кино. Я составляю программы для фестивалей, закупаю зарубежные авторские фильмы на территорию России и СНГ, занимаюсь кинопрокатом. В общем, сын мой с первого месяца спал в кинозалах во время сеансов.

Из недетского мы оба любим документальные фильмы. Выбираем вместе, обсуждаем, готовимся к просмотру. Где-то в полтора-два года в фаворитах был фильм «Океаны». Гоша смотрел его много раз. После просмотров в книжках искали всех этих белух, скатов и разных рыб, энциклопедии покупали, по карточкам их изучали. Потом долго сидели на документальных фильмах BBC. Пауки там, обезьяны, саванны и джунгли. Снова энциклопедии и по сто раз, кто там кого плодит и кого поедает, кто где водится и размножается.

Где-то раз в месяц мы ходим в кинотеатр. Недели три назад в кино были «Мстители» — нам понравилось, мы играем в героев. Гоша, ясное дело, метит в Капитана Америку и в Человека-муравья. Еще недавно был фильм «Сахар». Мы долго готовились к просмотру. По факту главный вывод был такой: «Мама, это что же получается: мы им — деньги, а они нам — химию и вредные вещества! Портить организм за свои же деньги заработанные!» И демонстративно перестал есть M&Mʼs. Не знаю, надолго ли.

Год назад примерно пересматривала «Три тополя на Плющихе» — и он со мной. Думала, ему неинтересно будет. Но нет, весь фильм посмотрел, не пикнул. Спросил только потом, почему я плакала, раз никто даже и не умер. А совсем недавно нужно было на компьютере отсмотреть титры на «Сына Саула». Все действие фильма происходит в Аушвице, в рядах зондеркоманды. Венгерская и немецкая речь, русские субтитры. Гоша крутился вокруг, чтобы показала, что смотрю. Достал — я показала один из эпизодов. Что говорят, он не понимал. Попросил объяснить, и на три дня затянулся разговор. Про Вторую мировую войну, про евреев, про фашистов, про то, кто на чьей стороне воевал. Про то, сколько погибло людей. Что такое геноцид. И еще много, много вопросов. Полезла в интернет, в книжки…

Хочу вот еще «Соль земли» с ним посмотреть. И вообще — все с ним хочу смотреть. По мере его взросления — больше и больше. С ним гораздо интереснее и глубже как-то выходит.

«Марс атакует!» как альтернатива историческим байкам

Михаил Левин
Журналист

По-моему, «как» важнее, чем «что». Я стараюсь быть фанатом почти любой поп-культуры, которую потребляет Варвара в свои восемь лет: бесконечно спорить, кто из воинов в матросках прикольнее, ранжировать по крутости серии «Гарри Поттера» и по несколько раз пересматривать кинокартину «Лжец, лжец» (не смотрите с семилетними детьми «Лжец, лжец», потому что в конце вас заставляют честно отвечать на вопросы про секс). Такая рутина создает бесценное ощущение совместного опыта. А еще она позволяет втереться в доверие, чтобы потом вовремя им злоупотребить, — например, соврать, что некий фильм основан на реальных событиях. Дети, насытившись условностями мультфильмов, к кино поначалу относятся со священным пиететом и рады поверить в правдивость любой показанной чуши. Трюк, впрочем, сработает максимум пару раз, поэтому не будьте расточительны. Мне однажды почти удалось убедить Варвару, что «Марс атакует!» снят в честь победы землян над инопланетянами и довольно подробно, пусть и в несколько пропагандистском ключе, описывает события великой межпланетной войны. Легенда рухнула ближе к середине просмотра, но все равно было очень весело. Главное, что Варя вынесла из фильма ценную мораль — искусство в конечном счете сильнее ружей.

Собственные любимые фильмы из детства

Инга Шепелева
Поэт

У нас с Агатой нет диктатуры по поводу культурной программы и образования. Она смотрит что хочет — я на нее не давлю. Но, конечно, стараюсь иногда открыть ей мир, создавший мою образную систему такой, какая она есть сейчас.

«Бесконечную историю» я помню с детства. У родителей была VHS-кассета, я пересматривала ее миллион тысяч раз. Возможно, белый дракон Фалькор оказался одним из переводчиков обычного человеческого языка на поэтический, а все они родом из детства. Образ летающей мохнатой собаки надолго остался у меня в памяти. И когда Агате было лет 6, я ужасно захотела показать ей этот фильм, но помнила оттуда лишь набор образов: красивый мальчик, болота печали, бесконечное, пожирающее все и вся Ничто, невероятный дракон с головой собаки. Помню, как вбивала в «Гугле»: «фильм дракон-собака», потому что название вылетело у меня из головы. Но все-таки нашла. Мы смотрели его, обнявшись.

Наверное, без моих комментариев все происходящее уже не произвело бы на нее такого впечатления, как на меня в ее возрасте. Ребенку, выросшему на клипах из ютьюба и мультиках Pixar, трогательные сказки из 80-х кажутся затянутыми и чересчур сентиментальными. Мне приходилось удерживать ее внимание на деталях, говорить ей: «Пожалуйста, детка, посмотри, как красиво», как будто передавая зашифрованное послание из детства в детство, и она переставала ерзать и смотрела так же, как я когда-то, перед маленьким телевизором на полу, открыв рот и забыв обо всем на свете.

Да, показывать детям фильмы, которые нравятся нам самим, — довольно энергозатратный ритуал. Им нравится другое — и это нормально. Но иногда, наверное, надо передавать такие пыльные фолианты — вроде фильма с безымянной видеокассеты, который «помог маме стать поэтом».

«Леон» как способ понять взрослых

Александр Дунаевский
Медиаменеджер

Мне кажется, что круче всего смотреть с детьми фильмы, где есть персонаж, с которым они могут себя ассоциировать: другой маленький ребенок, протестующий против всего мира робот или маленькое смешное животное. Нам, взрослым, легче смотреть кино, потому что мы развили в себе способность занимать позицию невидимого наблюдателя, переключающегося между разными героями. А детям нужна во взрослых фильмах возможность ускользать в понятного им персонажа. Например, фильм «Леон» — двенадцатилетняя Натали Портман оказалась отличным агентом во взрослой кинематографической реальности и дала возможность семилетней Хлое провести 2 часа внутри абсолютно взрослой истории, а эмпатия к персонажу Рено автоматически переносится на меня — надеюсь, она лучше начинает понимать мои чувства. Потому что как раз этого очень не хватает в фильмах, сделанных для детей, — чаще всего там нет многогранных и объемных фигур взрослых.

Расскажите друзьям