Киносписки

«Дисней» не самый прогрессивный: 6 блокбастеров со звездами-азиатами из истории Голливуда

11 сентября 2021 в 18:31
В прокате продолжает идти «Шан-Чи и легенда десяти колец» — первый фильм из киновселенной «Марвел» с азиатским актером в главной роли. А также вторая за год (после «Мулан») попытка студии «Дисней» быть прогрессивнее всех в вопросе азиатской репрезентации. Показываем на 6 исторических контрпримерах, почему до лидерства студии здесь далеко.

«Входит дракон» (1973)

«Enter the Dragon»

Нынешние авторы громких заголовков вроде «Почему азиато-американцы остаются невидимыми в кино?» удобным образом не упоминают тот факт, что одной из самых знаковых кинозвезд XX века был уроженец Сан-Франциско Брюс Ли. Ли, разумеется, не нуждается в представлении; именно ему обязан своей популярностью весь жанр кунг-фу-боевиков. Главным триумфом звезды стал «Входит дракон» — последняя законченная перед его безвременной смертью работа. Если какой‑то продукт голливудской студии и должен считаться большим прорывом в вопросе азиатской репрезентацииЗдесь и далее используется терминология критической расовой теории. , то это он. «Входит дракон» стал первым кунг-фу-боевиком от студии-мажора; Warner Bros. потратила на него рекордный на тот момент бюджет для жанра; фильм окупился более чем в 400 раз — и стал не только самым прибыльным фильмом года, но и, с учетом инфляции, самым успешным фильмом о боевых искусствах по сегодняшний день.

Снятый на английском языке между Голливудом и Гонконгом «Входит дракон» — не нишевый продукт, а скорее смелый жанровый микс, рассчитанный на максимально широкую аудиторию. Здесь есть место и шпионскому боевику в духе Бонда (экзотические локации, карикатурный злодей, роковые женщины разных рас), и даже блэксплотейшену: будущий «Джонс — черный пояс» и «Черный самурай» Джим Келли ярко дебютировал именно в этой картине. Удивительно, но этот сверхуспешный фильм полувековой давности — готовое руководство по стратегии разнообразия для современных кинопродюсеров.

Входит дракон
Боевик / США, 1973

«Малыш-каратист» (1984)

«The Karate Kid»

Стэн Ли продал права на фильм о герое комиксов Шан-Чи почти в первую очередь, кроме, разве что, прав на Человека-паука. Это не удивительно, ведь жанр кунг-фу-боевика уже в 70-е был стабильно популярным и гарантирован прибыль благодаря сравнительно низким бюджетам. В итоге до выхода фильма на экран глава издательства комиксов не дожил; студия «Дисней» выделила под изображение азиатской культуры без вайтвошинга лишь 25-й по счету полнометражный слот в нынешней киновселенной «Марвел». Едва ли такую отложенную премьеру можно назвать большой победой репрезентации. Скорее здесь студия выглядит плетущейся в хвосте прогресса.

На самом деле азиатская культура уже давно не нишевое явление, для которого нужно строить отдельное кинематографическое гетто на малорентабельных просторах четвертой фазы киновселенной. Целые поколения подростков всех рас и национальностей росли с одержимостью восточными единоборствами и осознанием тонкостей азиатской культуры. Главным хитом для семейного просмотра 80-х, где Азия проникала в культурный мейнстрим, стал «Малыш-каратист». Для итало-американского подростка, борющегося со школьными задирами, японец мистер Мияги не только становился тренером, но и заменял фигуру отца. Выросшие на этом фильме темнокожие рэперы посвящали оды статному азиату. А исполнитель этой знаковой роли Пэт Морита получил заслуженную номинацию на «Оскар» задолго до революции #OscarsSoWhite.

В 2010-е вышел ремейк «Каратэ-пацан», где карате, вопреки названию, заменили на кунг-фу, а главные роли сыграли Джеки Чан и Джейден Смит. Впечатляющие сборы оригинала новый фильм, разумеется, только преумножил.

Малыш-каратист
Боевик / США, 1984

«Час пик» (1998)

«Rush Hour»

На самом деле Джеки Чану не нужно было полагаться на ремейки культовых фильмов детства для запуска кассовых хитов. Его выдающаяся звездная карьера — по-настоящему уникальная и самостоятельная. Став большой звездой в Гонконге, он дебютировал в Голливуде 90-х с полицейским бадди-муви «Час пик». Картина, где судьба сводит полицейского-акробата в исполнении Чана с говорливым копом Крисом Такером, моментально стала большим хитом проката и породила целую трилогию. За следующую четверть века Чан покорил многие и многие голливудские жанры: вестерн («Шанхайский полдень»), фантастику («Смокинг»), приключения («Вокруг света за 80 дней») и семейную комедию («Шпион по соседству»).

Секрет успеха Джеки Чана не тривиален. Он начинал в массовке «Выходит дракон» и, разумеется, не мог не вдохновиться Брюсом Ли. Но, в отличие от многих современников, Чан не стал подражать суперзвезде, а скорее делал все наоборот. Там, где Ли демонстрировал сверхмужественность и играл мускулами, стандартного персонажа Чана можно описать как доброжелательного обывателя. Ли много внимания уделял отточенной технике боевых искусств, а Чан, наоборот, в своем боевом трюкачестве активно задействовал нелепую импровизацию с декорациями и реквизитом. Ли превозмогал, Чану везло.

Традиционные неудачные дубли (олды помнят) на титрах «Часа пик» показывают, что Чану с трудом давалось прочтение английских диалогов. Актер относился к этим трудностям с иронией, ведь всем понятно, что для звездных перформансов ему диалоги вообще не были нужны. Подобно звездам раннего кинематографа вроде Чаплина и Китона, Чан перевел словарь кино на универсально понятный язык акробатики и телесных гэгов. Голливудский успех этой звезды — наилучшее доказательство того простого факта, что культурные различия в этой индустрии всегда были крайне условными, а визуальное искусство кинематографа не имеет государственных границ.

Час пик
Боевик / США, 1998

«Ромео должен умереть» (2000)

«Romeo Must Die»

Голливудское кино с азиатским уклоном вовсе не обязательно должно быть похоже на цирк акробатов, красочный карнавал или претендовать на семейную аудиторию. С новой волной популярности гонконгского боевика в 80-е и 90-е стало понятно, что азиатское кино может быть эталоном ультрасовременного и крайне стильного развлечения для взрослых. Речь уже не о затхлом кунг-фу, а новом модном ган-фу (то есть драках с оружием в руках).

Жанр ган-фу быстро взял на вооружение голливудский продюсер Джоэл Сильвер, сначала запустивший в производство «Матрицу» с white-passing частично азиатом Киану Ривзом, а чуть позже спродюсировавший «Ромео должен умереть» с восходящей на тот момент гонконгской звездой Джетом Ли. Для передачи на экране ульрасовременного контекста «Матрица» использовала наработки жанра киберпанка; «Ромео должен умереть» остается в границах реализма, но все равно стремится говорить на максимально актуальном киноязыке. История Ромео и Джульетты здесь разворачивается на фоне конфликта между китайской и афроамериканской мафией. В своем режиссерском дебюте оператор Анджей Бартковяк совмещает жанр ган-фу с эстетикой музыкального рэп-клипа.

Несмотря на кассовый успех, это кино нельзя назвать художественным триумфом. «Ромео должен умереть» — на редкость вялое и безжизненное зрелище, не выдерживающее конкуренции с гонконгскими оригиналами и примечательное разве что первой и последней прижизненной ролью в кино певицы Алии. И все равно это кино показывает, что голливудские продюсеры не боялись экспериментов с новыми экзотическими жанрами и не жадничали, зажигая новые азиатские звезды.

Ромео должен умереть
Боевик / США, 2000

«Баллистика» (2002)

«Ballistic: Ecks vs. Sever»

Полностью азиатский ансамбль игрового ремейка «Мулан» должен был стать вехой в истории голливудской репрезентации. Накануне утверждения Лю Ифэй на заглавную роль онлайн-петиция против гипотетической белой Мулан собрала более 100 тысяч подписей. Это сейчас выбор китаянки на роль героини знаменитой китайской легенды звучит очевидно, а четыре года назад не все было так просто. Увы, несмотря на все благие намерения, Лю Ифэй оказалась далеко не идеальной звездой. Сначала она влипла в скандал, публично поддержав гонконгскую полицию, брутально разгонявшую протесты. А позже и вовсе разорвала контракт с брендом adidas, когда последний вывел производство из провинции Синьцзян, знаменитой своими концлагерями для уйгуров. Злая ирония судьбы: ценой триумфа социального прогресса в Голливуде стала публичная дискриминация отдельного коренного народа «репрезентативной» звездой.

На самом деле веху женской азиатской репрезентации нужно искать за пару десятилетий до пиар-провала «Диснея». В 2002 году Warner Bros. выпустила в прокат боевик «Баллистика: Экс против Сивер», где заглавную роль сыграла Люси Лю. И какая же яркая это была звезда — одновременно холодная, как свинец одной из тысяч пролетающих пуль, и горячая, как один из многочисленных взрывов в слоу-мо. Снимаясь между ролями в «Ангелах Чарли» и «Убить Билла», Лю удивительным образом совмещала безжалостность во взгляде и глубоко спрятанное сострадание — так может только по-настоящему большая актриса.

Сегодня фильм с крайне дурацким названием «Баллистика: Экс против Сивер» знаменит в основном рекордно неблагосклонной критикой (0% на Rotten Tomatoes при 118 рецензиях) и кассовым провалом (20 миллионов сборов при бюджете в 70 миллионов). Не будем утверждать, что это хорошее кино (но и не ужасное, а скорее просто посредственное), а вот выход Люси Лю на первом плане иначе как синефильским сокровищем не назвать. Косплеившей Мулан на большом экране актрисе Лю Ифэй есть чему поучиться.

Баллистика
Боевик / Германия, 2002

«Пуленепробиваемый монах» (2003)

«Bulletproof Monk»

На вопрос «Каково это быть первой азиатской звездой „Марвел“?» исполнитель роли Шан-Чи Сыму Лю отвечает следующее: «Знаете, ведь у меня никогда не было такого супергероя, на которого я мог бы равняться, когда рос». Это немного странный ответ — и вот почему. Когда Лю было 13 лет, в мировой прокат вышел супергеройский фильм «Пуленепробиваемый монах», экранизация одноименного комикса про неуязвимого тибетского монаха. Главную роль с харизмой и сноровкой играл гонконгец Чоу Юньфат; охранять магический свиток от современных нацистов в Нью-Йорке ему помогал Шонн Уилльям Скотт в кожанке; вчерашняя модель Джейми Кинг тоже много дралась кулаками и ногами. В общем, идеальное кино для подростка из нулевых, мимо которого даже 13-летние постсоветские дети не проходили, а азиатский ребенок, живущий в Канаде и жаждущий супергеройской репрезентации, должен был, по идее, считать своим любимым фильмом.

Те, кто не знает историю, обречены ее повторять — это касается и истории кино. Что бы ни утверждал актер в интервью, супергеройское кино про магического китайского драчуна — лишь очередное из, а не какая‑то там веха. И кажется, сейчас наступил момент, когда азиаты в Голливуде могут играть роли куда интереснее магических драчунов, — стоит лишь перестать принимать банальность за откровение.

Пуленепробиваемый монах
Боевик / США, 2003
Расскажите друзьям