Сериалы

Режиссер Роберт Б.Вайде: 10 самых кринжовых комедийных сериалов всех времен

23 октября 2021 в 17:05
24 октября на HBO (в «‎Амедиатеке» — на следующий день) выходит 11-й сезон бессмертного ситкома «Умерь свой энтузиазм», в котором Ларри Дэвид снова будет попадать в стыдные ситуации, связанные с социальными интеракциями. По этому поводу вспоминаем еще 9 классических комедийных сериалов, демонстрирующих жанр кринжа во всем его разнообразии.

«Я — Алан Партридж» (1997–2002)

«I’m Alan Partridge»

Жанр кринж-комедии, в котором юмор выражается не в смехе в голос, а в испанском стыде за персонажей, попадающих в неловкие ситуации и часто не осознающих собственных фо-па, зародился, по всей видимости, в 90-е. Именно тогда была показана влиятельная офисная комедия о кухне телепроизводства «Шоу Ларри Сандерса» и «шоу ни о чем» «Сайнфелд», в котором сценарист Ларри Дэвид впервые занялся критикой раздражающих социальных норм. По другую сторону океана (то есть в Великобритании) зрителей впервые заставил кринжевать Саша Барон Коэн в образе некомпетентного журналиста Бората, а также Стив Куган, игравший не менее бестактного телеведущего Алана Партриджа.

Персонаж Партриджа впервые появлялся на малых экранах в репортажах псевдодокументальной новостной передачи «The Day Today» (среди сценаристов дебютировали влиятельные сатирики Крис Моррис и Армандо Ианнуччи). Позже он получил собственное мокьюментари-ток-шоу «Knowing Me, Knowing You», в финале которого случайно застрелил гостя. После этого ультимативного кринж-момента Партридж оказался в профессиональной ссылке на провинциальном радио, о чем и повествует ситком «Я — Алан Партридж». Этот ситком изобрел популярнейшую формулу кринж-комедии, когда основной комедийный конфликт задается пропастью между тем, как центральный персонаж представляет самого себя, и тем, как его видят окружающие. Партридж продолжал быть заносчивым и высокомерным даже в самых позорных обстоятельствах, и зрителям от осознания катастрофической непонятливости этого героя ничего не оставалось, кроме как кринжевать.

«Умерь свой энтузиазм» (2000 — настоящее время)

«Curb Your Enthusiasm»

В отличие от ситкома «Я — Алан Партридж», демонстрирующего гротескные, откровенно фантастические обстоятельства, «Умерь свой энтузиазм» максимально приближен к жизни. Точнейший слоган одного из сезонов гласил: «Глубоко в душе вы знаете, что он — это вы». Сценарист и звезда сериала Ларри Дэвид обладает редчайшим даром подмечать неудобные ситуации, связанные со сферой услуг, профессиональной этикой и светским общением, которые раздражают вообще всех — для наслаждения сериалом совсем не обязательно состоять в кругах голливудской элиты, как Дэвид (он играет лишь отчасти вымышленный вариант самого себя, который, заработав миллионы на «Сайнфелде», не создал «Энтузиазм», а ушел на своеобразную пенсию).

Соответственно, кринж здесь возникает из‑за прямолинейности героя, который никогда не боится выразить свой протест социальным нормам открыто и безапелляционно. Это как едкий стендап, разыгранный актерами в крайне естественной манере, где панчлайном становится просто неловкий взгляд персонажа, попавшего в безвыходное положение, и знаменитый финальный титр «Режиссер Роберт Б.Вайде», заслуженно ставший мемом.

Несмотря на более чем два десятилетия в эфире, «Умерь свой энтузиазм» остается актуальным и злободневным ситкомом: в прошлом сезоне Дэвид, среди прочего, шутил про #MeToo (в одной из серий он не мог решить, стоит ли спасать задыхающуюся ассистентку, опасаясь будущих обвинений в неподобающих касаниях), поэтому 11-й сезон, выходящий в мутирующем на глазах постпандемийном мире, посмотреть будет особенно любопытно.

Умерь свой энтузиазм
Комедия / США, 2000 – ...

Смотреть в

«‎Амедиатеке»

«Офис» (2001–2003)

«The Office»

В то время как «Я — Алан Партридж» придумал формулу неосознанно неловкого героя ситкома, сериал «Офис» Рики Джервейса и Стивена Мерчанта довел эту формулу до небывалых трагикомичных вершин. Дэвид Брент, сыгранный Джервейсом начальник-простофиля, был живой комбинацией из самых невыносимых черт нескольких совершенно реальных боссов из жизни создателя (тот почти до сорока лет проработал в офисе), и эта сценарная прожитость чувствуется в каждом кадре.

«Офис» не был первым мокьюментари-ситкомом, пародирующим формат бибисишных документалок о простых людях, — ранее выходили как минимум «Люди, как мы» с Крисом Ланэмом и «That Peter Kay Thing» Питера Кея. Однако «Офис» стал единственной в жанре работой, породившей мировую франшизу, — самым известным сериалом, снятым по мотивам 13-серийного детища Джервейса и Мерчанта, стал одноименный американский мегахит длиной в девять сезонов.

В чем же секрет феноменального успеха? Пожалуй, в том, что Брент не просто очень кринжовый, но и очень узнаваемый герой, а в отдельные моменты даже симпатичный. То же самое касается и всех остальных персонажей — неудачников, эксцентриков и просто славных малых. Они не ходячие карикатуры, как большинство героев ситкомов, а живые воплощения обыденности, прототипы которых большинство зрителей легко вспомнят из собственного заурядного социального окружения. Все мы живем и работаем в океане неловкости — и именно создатели оригинального «Офиса» подметили этот факт с большим сочувствием, подарив героям в финале надежду на самореализацию в карьере и отношениях.

«Пип шоу» (2003–2015)

«Peep Show»

Все вышеперечисленные сериалы либо принадлежали к жанру мокьюментари, либо были сняты на ручную телекамеру, неотличимую от документальной. Казалось бы, дальше двигаться в вопросе болезненно натуралистичного изображения неловких ситуаций уже некуда. Однако англичане Сэм Бейн и Джесси Армстронг сделали впечатляющий ход конем и сняли свой ситком «Пип шоу» полностью от первого лица, с чередующимися перспективами каждого из главных героев. В результате кринж достиг небывалой концентрации.

«Пип шоу» — это комедия более-менее из разряда романтической, разве что романтика здесь скорее напоминает хоррор: все настолько неловко и безнадежно. За девять сезонов неудачники-сожители Марк и Джез (великий комедийный дуэт Митчелла и Уэбба) обзаводятся партнерами, женами и даже детьми, но всякая их попытка приблизиться к личному счастью заканчивается уморительным крахом. Благодаря съемке от первого лица сильнее, чем провалы героев, в памяти отпечатываются разочарованные взгляды женщин, которым они портят жизнь. Серии про фатальную свадьбу Марка и Софи (лауреатка «Оскара» Оливия Колман в своей, как ни странно, самой душераздирающей роли) и про мальчишник, во время которого Джез пытается избавиться от трупа случайно убитой собаки, больно вспоминать спустя годы после просмотра. Приблизиться к болезненности собственных стыднейших воспоминаний зрителя — это ли не величайшее достижение для кринж-комедии?

Пип шоу
Комедия / Великобритания, 2003 – 2015

«Задержка в развитии» (2003–2019)

«Arrested Development»

Не все замечательные комедии неловкости тяготеют к натуралистичной форме. Иногда наибольший кринж достигается благодаря максимальной вычурности ситуаций и концентрированности диалогов. Ситком «Задержка в развитии» состоит из непрекращающихся скорострельных каламбуров и визуальных гэгов, он похож скорее на яркую экранизацию абсурдных анекдотов, чем на что‑то, взятое из реальности. И все равно в сердце этого сериала находится правда жизни.

В центре сюжета — семейство Блут, некогда очень обеспеченное, а ныне находящееся в состоянии перманентной угрозы банкротства. Сын руководителя семейного бизнеса Майкл (Джейсон Бейтман) раз за разом, к своему удивлению, выясняет, что все без исключения его родственники — либо комиксовые злодеи, либо цирковые чудаки (в случае с братом Бастером, носящим протез-крюк вместо руки, обе характеристики подходят одновременно). В поздних сезонах Майкл Блут начинает все чаще подтверждать собственную фамилию и тоже поступает в вопросах управления бизнесом и семейных отношений, мягко говоря, неразумно. Единственная надежда на торжество здравого смысла ложится на его юного сына Джорджа Майкла (Майкл Сера), но и он погрязает в нелепых аферах, в которые его заманивает безумная семейка. Все как в жизни.

Задержка в развитии
Комедия / США, 2003 – 2019

«Переростки» (2008–2010)

«The Inbetweeners»

Есть ли что‑нибудь страшнее неловких воспоминаний школьных лет? Если верить создателям ситкома «Переростки», то едва ли. Здесь сценаристы взяли завязку голливудских комедий про озабоченных подростков вроде «Американского пирога» и «Суперперцев» и довели градус кринжа до степени гиперреализма. «Приключения», которые герои находят на свою голову, лишены и тени романтики юности, это совершенно банальные сценарии вроде поездки на дачу и школьного конкурса красоты.

Главные герои заслуживают особого упоминания — это неоперенные фрики и гики, ни одному из которых не суждено стать голливудской кинозвездой (в отличие от звезды практически любых других подростковых сериалов), и это тоже залог уморительности.

Вероятно, важную роль в беспощадности и остроте этого ситкома сыграло то обстоятельство, что его делали британцы, которые куда охотнее выпячивают свои комплексы, чем социально адаптированные американцы. По крайней мере, когда за ремейк «Переростков» взялись заокеанские коллеги с молодежного канала MTV, градус неловкости заметно упал, злые выпады сверстников перестали бить по цели, и в целом все вышло максимально кринжово — не в хорошем, а в плохом смысле.

Переростки
Комедия / Великобритания, 2008 – 2010

«На дне» (2009–2013)

«Eastbound & Down»

Что если взять погрязшего в собственных иллюзиях персонажа вроде Алана Партриджа или Дэвида Брента и добавить в его биографию чуточку карьерного успеха? Получится Кенни Пауэрс (Дэнни МакБрайд) — бывшая звезда бейсбола, ныне работающая провинциальным учителем физкультуры и докучающая собственной семье (да и всем остальным окружающим в придачу). Сюжет сериала «На дне» на этом не заканчивается, а только начинает раскручиваться. Со временем бахвальство и донкихотство Пауэрса достигают таких немыслимых высот, что кринж от стороннего взгляда на его личность проходит полный круг и трансформируется в восхищение крутизной и самоуверенностью героя вопреки объективным обстоятельствам.

Большая ценность «На дне» состоит в том, что практически во все неловкие моменты он предоставляет зрителям свободу выбора. Можно переживать испанский стыд за недалеких уайт-треш-персонажей, а можно увидеть в них достойных своего времени героев-романтиков, расслабиться и получать удовольствие от постироничной саги об американской мечте и череде невероятных камбэков.

На дне
Комедия / США, 2009 – 2013

Смотреть в

«‎Амедиатеке»

«Навеки Салли» (2018)

«Sally4Ever»

Стыдные моменты тем эффектнее, чем неожиданнее их возникновение на экране. Большая мастерица внезапного кринжа — сценаристка и актриса Джулия Дэвис, чей последний на сегодняшний день сериал «Навеки Салли» стал чистейшим воплощением ее уникального авторского голоса, развивавшегося последние два десятилетия (ни один из штучных проектов, увы, не продержался в эфире большем чем один-два сезона).

«Навеки Салли» начинается как в меру вдохновляющая лесбийская мелодрама: 30-летняя женщина бросает тюфяка-мужа ради новой пассии из ночного клуба. Каково же ее удивление, когда новые отношения оказывают еще пущим кошмаром, чем прежние: сыгранная Джулией Дэвис любовница — это сталкерша, абьюзерша и психопатка высшей пробы, неиссякаемый генератор неловких моментов, возникающих после ее все более абсурдного газлайтинга и эмоциональной требовательности. Еще сложнее, чем за этой женщиной, наблюдать за главной героиней, которая вопреки здравому смыслу (но вполне в духе реализма) все это терпит. Дэвис-шоураннер любит дополнительно ошарашивать зрителя телесным и туалетным юмором за гранью фола — вкупе с психологически достоверной драматургией это делает сериал поистине самым радикальным испытанием неловкостью в истории.

Смотреть в

«‎Амедиатеке»

«Стас всё сдаст» (2018 — настоящее время)

«Stath Lets Flats»

Миновавшие с премьеры «Офиса» два десятилетия не могли не наложить отпечаток на тональности изображения рабочего пространства на малом экране. Герои ситкома «Стас всё сдаст» работают в риелторском агентстве, которое еще более тесное и захолустное, чем торговавшая бумагой контора из «Офиса». При этом, объективно говоря, герои здесь еще более недалекие: заглавный Стас (создатель сериала Джейми Деметриу) не может и двух слов связать, не говоря уже о том, чтобы унаследовать агентство у отца; его сестра (одна из лучших комедианток поколения Наташа Деметриу) — просто-напросто взрослое дитя, которое ничему, кроме курения, в жизни не научилось; наконец, их товарищ Ал (Ал Робертс) — это просто воплощение мягкотелости и зажатости.

Почему‑то от всех этих героев кринжуешь как‑то по-особенному, по-доброму. А их обстоятельствам вопреки здравому смыслу можно позавидовать: сейчас бы без лишнего стресса поработать в очень странной риелторской конторе в компании милых друзей-неудачников. Дело не в том, что «Стас всё сдаст» как‑то нереалистично заманчиво обрисовывает эти непримечательные обстоятельства, скорее просто нормализирует нашу собственную потаенную безамбициозность, инфантильность и дурачество. Все мы по-своему кринжовые, и это нормально.

Стас всё сдаст
Комедия / Великобритания, 2018 – ...

«Ненормальные» (2019)

«Lunatics»

Другой выдающийся современный сериал, нормализирующий неловкость и аутсайдерство, — это «Ненормальные» Криса Лилли. Лилли — это тайный классик золотой эпохи телевидения, абсолютный автор, который не только пишет сценарии и режиссирует свои проекты, но и играет в них вообще все главные роли и даже сочиняет музыку. В «Ненормальных» он изображает неординарных героев, среди которых находятся: двухметровая школьница, стремящаяся к социализации через крафтовый видеоблог; менеджер-диджей из семьи с нереалистично большими задницами; бывшая порнозвезда, захламившая дом коллекцией игрушек и ведущая радиороман с воображаемым (или нет?) дальнобойщиком; модельер по имени Кит Дик, влюбленный в кассовый аппарат; африканская лесбиянка, общающаяся за деньги с мертвыми питомцами; испорченный подросток-хулиган на каникулах в родовом поместье.

По описанию может показаться, что Лилли практикует издевательскую и карикатурную комедию, но это максимально далеко от правды. Скажем, неловкая школьница в его исполнении совсем не уступает в натуральности школьнице из инди-драмеди «Восьмой класс», при том что последнюю играла вообще-то реальная девочка-подросток, а не мужчина среднего возраста. Лилли не ведет сюжет к каким‑то катастрофическим фейлам или жестоким гэгам, а скорее взывает к эмпатии и зрительскому участию. Такое эмоциональное повествование, конечно, только приумножает неловкость, но зато в конце концов достигает и нешуточного катарсиса. Несмотря на абсурдный грим и нереалистичный кастинг, в героях Лилли непременно находят репрезентацию наши подлинные характеры.

Чеканутики
Комедия / США, 2019 – ...

Смотреть на

Netflix

Расскажите друзьям