Аниме

«Атака титанов» — самый актуальный сериал момента. Анализируем события предфинальной серии

6 марта 2023 в 16:03
Фото: MAPPA
В России (на «Кинопоиске») одновременно с Японией состоялась премьера часового спешела аниме «Атака титанов». Это первая половина третьей части финального сезона, который должен завершится еще одним спешелом осенью. Пересказываем, что именно и почему произошло на линии фронта и в тылу мировой войны титанов — разумеется, со всеми спойлерами.

Для начала озвучим главный вопрос, зависший в воздухе среди поклонников «Атаки титанов». Когда, наконец, самый финальный финал? Дело в том, что так называемый «финальный сезон» транслируется уже третий год (начиная с 2020-го), а нумерация все продолжает дробиться. Реальный подзаголовок «первая часть третьей части четвертого сезона» звучит абсурдно, и это мы еще не вспоминаем о том, что новый часовой эпизод разделен внутри на «Главу 1. Гул земли» и «Главу 2. Грешники» (от сквозной нумерации всего сериала, по которой это был бы 88-й эпизод, создатели вроде бы отказались). Хорошая новость состоит в том, что несмотря на отсутствие официальной информации, все указывает на то, что следующий спешел все-таки завершит великую сагу о великой войне человечества против титанов и титанов против человечества.

Что же произошло в свежей серии и каким образом она приближает развязку? Далее — спойлеры

Эрен Йегер, 19-летний архитектор геноцида (был ли в мировой культуре более юный злодей такого масштаба?) решил-таки реализовать план по буквальному растаптыванию человечества, построенный на принципе «Зачем нам мир, если в нем не будет Элдии?». Альтернативой был план его сводного брата Зика по «эвтаназии народа Имир», фактически стерилизации целой расы, которая бы лишила мир будущего сил титанов и обезоружила Элдию и Марлию. Напомним, что Эрен притворился, будто поддерживает план по разоружению собственного угнетенного народа, однако втайне все это время, наоборот, вынашивал идею уничтожения населения всего остального мира. Понять его мотивацию, как бы страшно это ни звучало, легко: это классический реакционизм, ведь Эрен стремится вернуть тот статус-кво, в котором прошло его собственное детство. Тогда монарх и правительство острова Парадиз газлайтило население, убеждая, будто они последние выжившие на земле. Человечество якобы истребил внешний враг — титаны за стеной, но, как мы выяснили позже, стену и титанов разместили сами элдийцы в целях самоизоляции. Теперь же Эрен этот красивый постапокалипсический миф намерен сделать явью — в его распоряжении несчетная армия самых больших и разрушительных титанов, которым ни океан, ни горы не помеха.

Подробное описание так называемых йегеристских идей — не трата времени, ведь мотивация Эрена, некогда протагониста сериала, у поклонников уже несколько лет вызывает много вопросов. По сути это повторение реакции на финал «Игры престолов», где с катушек слетела Дейенерис, с той лишь поправкой, что эволюция (деградация?) Эрена заняла не несколько серий, а несколько сезонов. Поддержки и логического обоснования насилия внутри сюжета у них, впрочем, одинаково мало. Последний из идейных йегеристов, Флок, бесславно пал в новом эпизоде: несколько часов или дней скрывался в фюзеляже, только чтобы сделать последнюю пакость (продырявить топливный бак) и быть застреленным Микасой. Микаса, в свою очередь, сняла любимый шарф, когда‑то подаренный ей Эреном. Но не стала его выбрасывать — то ли надеясь когда‑нибудь понять и простить ближайшего человека, то ли просто демонстрируя бережное отношение к памяти.

Не все так четко проводят идеологические границы между черным и белым, как Микаса. В разговоре с ней Энни, шпионка, которая провела в добровольной коме несколько лет, минувших с первого сезона, проговаривает вслух самые ошеломительные и при этом естественные соображения человека, оказавшегося на стороне агрессора и считающего, что не все столь однозначно.

«Марлия все равно будет полностью разрушена. Элдийцев после этого никто и никогда не простит. Я не понимаю, почему мы должны всех спасать», — говорит она, как бы подразумевая, что на сегодняшний день проще всего позволить Эрену просто довести свой план до конца.

Еще Энни и Армин фактически признаются друг другу в любви: хотя если в первом сезоне и были намеки на такую симпатию, то очень тонкие. Можно это списать просто на фронтовое возбуждение: так или иначе их пути расходятся, ведь Армин отправляется сражаться, а Энни уплывает в отдаленную страну, местный аналог юго-восточной Азии. Высокопоставленная собеседница из этой страны высказывает сожаления о том, что все это время ставила выгоду своего клана превыше всего и сама не заметила, как помогла случиться геноциду.

Сражения на фронте, как и ожидается от несколько раз отложенного эпического финала, выглядят потрясающе красочно и динамично. Главная экшен-сцена серии — отчаянная атака Хандзи на титанов-колоссов, давшая героям возможность улететь с базы, в результате которой Хандзи погибает, буквально вспыхнув пламенем из‑за перегрева УПМ (устройства пространственного маневрирования, состоящего из тросов и реактивных пушек). Здесь важно отметить контраст между гибелью этой центральной героини и безымянных гражданских. Как и бывает на войне, красивой смерти под лицензионный рок-саундтрек могут удостоиться далеко не все. В начале серии в подробностях показывается бесславная смерть безымянных детишек-воришек из иммигрантских семей. Флешбэк демонстрирует лицемерие и психопатию Эрена Йегера: оказывается, что одного из детей Эрен случайно встретил во время прогулки некоторое время назад, после чего пал на колени, ударился в слезы и начал извиняться за будущие преступления. Несмотря на драматическую позу, кажется, что в тот момент Эрен испытывал жалость исключительно к самому себе — а его юный собеседник даже не понимал, о чем говорил этот незнакомец.

Если и существовала призрачная надежда на переговоры последних участников разведотряда с бывшим товарищем, то она улетучилась после этой серии. Эрен в какой‑то момент выходит на телепатическую связь с элдийцами, но это не переговоры, а одностороннее радиосообщение: от своего плана он-де не отступит; но и других представителей народа Имир лишать сил, как он мог бы сделать с помощью вновь обретенных способностей титана-основателя, не станет из принципа. Уже сейчас понятно, что эта убежденность Эрена в свободе представителей собственной расы как высшей ценности (фактически идеология сродни нацизму), по иронии и станет его ахиллесовой пятой — ведь он оставил бывшим сослуживцам шанс на победу. А может, все дело в том, что на подсознательном уровне, как и полагается маньяку-психопату, Эрен мечтает, чтобы его поймали и остановили.

Не самый заметный сюжетный поворот в эпизоде — открытие, что Армин и Райнер не единственные потенциальные победители Эрена. Фалько и Габи, юные кандидаты в воины Марлии, обсуждают сон из воспоминаний Зика (Фалько стал титаном благодаря его спинномозговой жидкости), в котором совершается полет над облаками от первого лица. Фалько уверен, что тоже так может. Хотя пока ничто не указывает на то, что атака с воздуха — выгодная тактика. Ведь флот дирижаблей, последнюю надежду регулярной марлийской армии, Эрен сжигает за несколько минут.

Финальная фраза Армина, приземлившегося на хребет гигантского скелета Эрена, перед титрами звучит так: «Ты правда считаешь себя свободным? Поговорим, когда вытащу тебя из твоего титана». Кажется, даже мягкий и чувствительный Армин лишился последних иллюзий и избавился от уз токсичной дружбы. Сначала победа, а потом разговоры. Что ж, остается лишь пожелать ему удачи в предвкушении финала.

Смотреть на

«Кинопоиске»

Расскажите друзьям