Прошло 20 лет с тех пор, как трое студентов-кинематографистов при не вполне понятных обстоятельствах сгинули в лесу в Мэриленде. У одной из этих троих, Хизер, как выясняется, был младший брат по имени Джеймс (Джеймс Аллен МакКьюн): тогда ему было 4 года, а теперь он вырос и мечтает найти сестру. Джеймс, его подруга, начинающий документалист (Калли Эрнандес), и их знакомая пара (Брэндон Скотт и Корбин Рид) отправляются в те же дремучие леса возле городка Беркитсвиль. По дороге к ним присоединяются парень и девушка (Уэс Робинсон, Вэлори Карри), которые свято верят в существование ведьмы из Блэр и утверждают, что ориентируются на местности.
Здравый смысл — это не совсем то, что зритель ценит в хоррорах, но все-таки завязку фильма — человек идет в лес искать сестру, пропавшую там двадцать лет назад, — хочется отметить отдельно. Когда «Ведьма из Блэр» вышла в 1999 году, автору «Новой главы» Адаму Уингарду было пусть не 4, но всего 16, и почти наверняка это был важный для него опыт: Дэниел Майрик и Эдуардо Санчес тогда показали всему миру, что сумасшедшего успеха можно добиться без денег, без громких имен (и если уж на то пошло, без каких-то невероятных талантов), одной изобретательностью — значение «Ведьмы» для грядущей youtube-культуры просто невозможно переоценить. Так или иначе, через три года Уингард уже снял свой первый слешер, а спустя десятилетие стал одним из самых многообещающих хоррор-авторов: «Тебе конец!» и «Гость» — остроумные, мастеровитые и по-своему оригинальные комментарии к истории жанра. И вот Уингарда потянуло в лес. Формально это уже второй сиквел — первый, «Книгу теней», сняли сразу же по горячим следам, но он никому не понравился, хотя собрал приличную кассу, и «Новая глава» делает вид, что его не было. «Ведьма» произвела революцию и в маркетинге, так что авторы продолжения и здесь постарались как-то соответствовать: о том, что фильм вообще существует, объявили всего за два месяца до премьеры. Что, впрочем, не помогло — у картины плохая пресса и неожиданно скромные сборы.
С оригинальностью у Уингарда и его постоянного сценариста Саймона Барретта на этот раз большие проблемы: как слишком часто бывает в хоррор-франшизах, «новая глава» оказывается слегка переписанной старой. Видеотехника с тех пор, разумеется, шагнула вперед, и теперь герои с головы до ног обвешаны разнообразными камерами и гаджетами — у них даже есть дрон. Вдобавок их (поначалу, по крайней мере) не трое, а шестеро. Иначе говоря, картинка более разнообразна и «профессиональна», что делает просмотр чуть более комфортным, но, по сути, убивает эффект непосредственности, на котором «Ведьма» была построена в первую очередь. Съемка с разных ракурсов и, главное, довольно внятный и стройный монтаж идут в ущерб самой идее found footage: несмотря на дрожащее изображение и рваные склейки, ты подсознательно воспринимаешь это как кино, а не как документальное, пусть даже понарошку, свидетельство.
Впрочем, за эти 17 лет столько молодых дураков снимало свои последние дни (в том числе и в лесу), что ни о какой свежести восприятия речь в любом случае не идет — этому фокусу требуется основательная перезагрузка. Любительское видео кажется одним из самых очевидных форматов для описания сегодняшней жизни, но «Ведьма» в очередной раз демонстрирует, что сам по себе голый прием уже не работает, ему нужно выходить на какой-то новый уровень.
Тут же все по старинке: тяжелое дыхание, свет в лицо, страшные звуки в темноте, «мы ходим кругами!» и т. д. Элемент неопределенности, так удачно отыгранный в первом фильме, — а была ли вообще ведьма? — здесь сменился обреченностью, парадоксально куда менее травматичной. Заглавная героиня по-прежнему остается в общем и целом за кадром, но ее новые открывшиеся способности не дают сомневаться в ее намерениях. Уингард иногда начинает робко двигаться в смежные поджанры хоррора — вот что-то странное происходит с вроде бы невинной раной, вот какие-то непонятные огни (пришельцы?), но поскольку дело не идет дальше намеков, это материал разве что для фанатских форумов. Собственно, вся затея, по-хорошему, отдает фанфиком — почтительная, совершенно необязательная вариация на знакомую тему. При этом нельзя сказать, что это совсем никудышная работа: хоррор как хоррор, под конец даже немножко страшно. Но хотя бы временная дистанция требовала чего-то более внушительного — как-то грустно ждать 17 лет, чтобы уткнуться в ту же стену с отпечатками ладошек.