Драмы

«Закон ночи» Бена Аффлека: дело в шляпе

11 января 2017 в 14:18
Антон Долин о том, как получить удовольствие от нового фильма создателя «Операции «Арго», если не ждать слишком многого.

Джо Коглин, сын капитана бостонской полиции и ветеран Первой мировой, возвращается на родину с европейских полей сражений избавленным от малейших иллюзий. На дворе 1920-е. Выжить в этом мире молодой, сильный мужчина может двумя способами: нарушать закон или делать вид, что его защищает. Джо выбирает первый — по меньшей мере он честнее. В кармане заводятся шальные деньги, рядом увивается хорошенькая блондинка. По несчастью, она наложница местного криминального босса. Принцип Джо — не работать ни на кого, кроме себя самого, но когда его жизни начинает угрожать опасность, приходится поддаться обстоятельствам. Впереди — долгая дорога открытий (по большей части неприятных) и разочарований (абсолютно предсказуемых), которая приведет его из мрачного Бостона в цветущую Флориду, с позиций мелкого бандита — к судьбе ловкого воротилы, от которого зависит игровой бизнес Восточного побережья.

Русский трейлер «Закона ночи» Бена Аффлека

Весь сюжет ностальгической мафиозной драмы «Закон ночи» рождает ощущение смутного дежавю: где-то мы все это видели и читали, если и не в одном конкретном месте, то во многих сразу. Не очень понятно, в чем идеологическая или эстетическая платформа этого фильма, во многом симпатичного, но кажущегося необязательным, причем не только для зрителя, а даже для его автора, сценариста и режиссера Бена Аффлека. Может, тому просто хотелось отдохнуть душой на этой мастерской ретростилизации от завышенных надежд, возложенных на его плечи после ураганного успеха «Операции «Арго»? Если Аффлек и правда «новый Клинт Иствуд», то дайте уже ему наиграться вволю в любимый жанр.

На волне оскаровского триумфа «Операции «Арго» Аффлека однажды спросили, как ему удалось получить роль в фильме. Он ответил мгновенно, не без блеска: «Я сплю с режиссером». В обеих шутках есть доля правды. Аффлек — прекрасный режиссер и сценарист, заслуженно отмеченный в этих качествах Американской киноакадемией. Но как актер при всей внешней привлекательности (или именно из-за нее) чаще попадает в списки «Золотой малины»: девять номинаций и три победы (в том числе как худший актер десятилетия!) Одна из главных проблем его фильмов — Аффлек-исполнитель. Его режиссерский дебют «Прощай, детка, прощай» — фильм почти безупречный: на главную роль там Бен взял своего младшего брата, Кейси Аффлека. Зато в его второй картине «Город воров» сам Бен был слабым звеном. Как и в «Операции «Арго» — где, к счастью, хватало других, более убедительных и колоритных персонажей. В «Законе ночи» он снова в центре. Правда, ситуацию в известной мере спасают идеально сидящие костюмы, особенно шляпы.

Скорее всего, Аффлек сам об этом догадывается. Иначе бы не занимался столь тщательной выделкой второго плана, где практически каждый персонаж — на вес золота. Брендан Глисон — идеальный папаша-полицейский, Крис Купер с достоинством и тактом играет честного шерифа, из Криса Мессины вышел отличный партнер по игорному бизнесу. Женские образы еще выразительнее: наглая профурсетка — почти неузнаваемая Сиенна Миллер, сияющая нездешней красотой Зои Салдана — женщина мечты главного героя и, наконец, наркоманка и глава секты, которую очень убедительно играет Эль Фэннинг. Они наполняют жизнью вполне стандартный сюжет книги американского писателя Денниса Лихэйна (по его романам сняты фильмы «Таинственная река», «Остров проклятых» и опять же «Прощай, детка, прощай») и даже помогают испытать какие-то чувства в развязке, которая по плану должна была оказаться шокирующей.

Хотя, вообще-то, главный и лучший герой «Закона ночи» — один из самых поразительных американских операторов Роберт Ричардсон. Трижды лауреат «Оскара» снимал среди прочего «Взвод», «Уолл-стрит» и еще с десяток лучших лент Оливера Стоуна, «Авиатора» и «Хранителя времени» Мартина Скорсезе, а еще все фильмы Квентина Тарантино, начиная с «Убить Билла». Динамика, игра света и тени, способность удивлять раз за разом нестандартными ракурсами: как минимум сцена автомобильной погони в начале фильма и кульминационная перестрелка между героем и его главным противником — филигранные, эталонные примеры кинематографического мастерства. Они одни окупают поход в кино.

А от Бена Аффлека не ждите ничего чрезмерного. Его лучшие фильмы наверняка впереди, пока же ему просто захотелось примерить костюм и шляпу. В любом случае в них он выглядит лучше, чем в трико и плаще Бэтмена.

Расскажите друзьям