В конкурсе
«Вечеринка» («The Party»), реж. Салли Поттер
После пятилетнего творческого перерыва (предыдущим фильмом был «Ginger & Rosa») Салли Поттер представила на Берлинском кинофестивале картину с блистательным актерским составом. В фильме снялись Патриция Кларксон, Кристин Скотт-Томас и Киллиан Мерфи. Вдохновленная английской политической жизнью, эта черно-белая трагикомедия — о семейной паре, устроившей вечеринку в честь назначения супруги в тайный кабинет министров. Но праздничный ужин в лондонском особняке, на котором гости немало выпьют, обернется неожиданными откровениями, а закончится кровью на полу.
«След» («Pokot»), реж. Агнешка Холланд
После многолетних съемок сериалов к производству полнометражного кино вернулась и польский режиссер Агнешка Холланд. Холланд представит детективный триллер, героиней которого является немолодая женщина, живущая на окраине леса. Она хорошо знакома с дикой природой и, когда в округе начинаются загадочные убийства, кажется, знает виновника. Но даже полиция не собирается верить этой самобытной мисс Марпл. В фильме примерно в равных дозах присутствуют и юмор, и ужасы, и сцены с животными (например, с диким кабаном, зашедшим в сарай). Также есть группа детей с фонариками и тревожная музыка на фоне карпатских заснеженных красот.
«По ту сторону надежды» («Toivon tuolla puolen»), реж. Аки Каурисмяки
Финские зрители уже увидели новый фильм главного национального режиссера Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды» (премьера состоялась 3 февраля). Это 98-минутный фильм, являющийся вторым в трилогии о портовых городах (первым был «Гавр», снятый во Франции). Он расскажет историю о том, как пересеклись пути финского коммивояжера и сирийского беженца. Помимо сирийца, одним из героев фильма также является житель Ирака, ищущий убежище в северной стране. Каурисмяки сам написал сценарий и спродюсировал фильм. Поклонникам режиссера, привыкшим к сдержанному стилю, контрастным фассбиндеровским цветам и молчаливым мизансценам, должно понравиться.
«Ночью на пляже в одиночестве» («Bamui haebyun-eoseo honja»), реж. Хон Сан Cу
Название нового фильма главного фестивального южнокорейского режиссера Хон Сан Cу звучит точно как первая строчка стихотворения американского поэта XIX века Уолта Уитмена «Ночью у моря один…». В фильме же речь идет о девушке, которую играет новая муза режиссера — Ким Мин Хи («Служанка»). Очень долго синопсис этого фильма хранился в тайне, но недавно в сеть просочился отрывок, в котором Ким Мин Хи в пальто и джинсах курит и поет о любви. Ее героиня Ен Хи устала от романа с женатым мужчиной и в качестве передышки едет в Гамбург. Главное желание молодой девушки — разобраться в своих и его чувствах (любит — не любит?). Как обычно в фильмах Хон Сан Cу, в картине будут пить много крепких спиртных напитков, а также выяснять отношения. Плюс прогулки по паркам, пляжам и вдоль реки.
«Ясные ночи» («Helle Nächte»), реж. Томас Арслан
После вестерна «Золото» с главной немецкой актрисой Ниной Хосс («Феникс», «Барбара») один из ведущих режиссеров берлинской школы Томас Арслан вернулся к современной проблематике. На этот раз в центре его внимания — отцы и дети. По сюжету австрийский инженер Майкл живет со своей подругой в Берлине. На протяжении многих лет он не виделся со своим уже 14-летним сыном Луисом. Когда у Майкла умирает отец на севере Норвегии, на похоронах присутствует и Луис. Неловкие сцены совместного времяпровождения сменяются ситуациями, когда отец и сын пытаются по-настоящему понять друг друга. И когда Майкл во время небольшого уик-энда с сыном ведет себя как ни в чем не бывало, Луис не может сдержаться: ему больно было жить без отца все эти годы.
«Возвращение в Монток» («Return to Montauk»), реж. Фолькер Шлендорфф
А вот и упомянутая Нина Хосс в роли роковой женщины в фильме другого немецкого режиссера. Картина основана на книге приятеля Шлендорффа, Макса Фриша (в 1991 году Шлендорфф снял «Homo Faber» с Жюли Дельпи по книге Фриша). В новом фильме писатель Макс Зорн (Стеллан Скарсгорд) едет в Нью-Йорк представить новую книгу о страстном романе, пережитом когда-то давно. В издательских делах ему помогает молодая жена. Примерно как у Линклейтера в «Перед закатом», Макс встречает в Америке объект своих былых чувств — Ребекку (ее как раз играет Нина Хосс). Пара решает провести уик-энд в небольшом городке Монтоке. Три года назад на Берлинале показывали фильм Шлендорффа «Дипломатия» о том, как исторический Париж был сохранен гитлеровцами, и в зрительском плане это был триумф. Сейчас 77-летний режиссер на родине что-то вроде национального достояния, на фильм которого спешат купить билеты местные жители.
«Акушерка» («Sage femme»), реж. Мартен Прово
Мартен Прово — французский режиссер, сценарист и актер, сделавший себе имя на фильмах — портретах женщин («Виолетта», «Серафина из Санлиса»). На этот раз он взял в свою картину на одну из ролей Катрин Денев, играющую богемную экс-любовницу отца главной героини — акушерки Клер. Клер как раз лишается работы (родильное отделение закрыли), а в новую клинику она не хочет идти по профессионально-идеологическим соображениям. Именно в этот момент ее жизни зачем-то появляется Беатрис. Может, для того чтобы подумать о прошлом или чтобы подать крепкую руку женской дружбы, а заодно обсудить — можно ли считать стейк и вино здоровым ужином. Одним словом, французская социально-психологическая мелодрама о силе и слабости женщин, перешагнувших сорокалетний рубеж.
Вне конкурса
«Т2 Трейнспоттинг» («T2 Trainspotting»), реж. Дэнни Бойл
Дэнни Бойла представлять не надо, а тем более его новое детище, продолжение культового фильма 90-х «На игле». Все эти годы кто-то, возможно, задавался вопросом, действительно ли Рентон (Юэн МакГрегор) купил стиральную машину и завел семью, как декларировал в конце первого фильма? Теперь появился шанс узнать. У картины, снятой по роману Ирвина Уэлша, через двадцать лет появился сиквел. Эдинбург, похоже, за эти годы сильно изменился, но не стареют душой друзья Рентона. Российским зрителям повезло, и «На игле-2» они увидят уже в марте.
«Бар» («El Bar»), реж. Алекс де ла Иглесиа
Видный испанский автор Алекс де ла Иглесиа представит свой фильм «Бар» о безумном террористе, открывшем стрельбу в утреннем баре Мадрида. Режиссер делает загадочной фигуру убийцы: то ли это снайпер на крыше соседнего здания, то ли кто-то из посетителей бара. Главная идея (ее пытались раскрыть многие режиссеры) — как поведет себя человек в экстремальной ситуации в замкнутом пространстве. Только в этот раз в едком комедийном ключе.
Программа «Панорама»
«Зови меня своим именем» («Call Me by Your Name»), реж. Лука Гуаданьино
Эротическая гей-драма о том, как парень помладше, 17-летний Элио, полюбил парня постарше, Оливера. На дворе 1983 год, и Элио, вдоволь наплававшись, наслушавшись музыки и начитавшись книжек, обращает внимание на нового американского ассистента отца. Поначалу Оливер ведет себя холодно и держит дистанцию, но то ли нечто общее — еврейские корни, — то ли жаркое летнее солнце сближает двух молодых мужчин. Гуаданьино после успеха «Большого всплеска», кажется, в хорошей форме. Потому что вместе с этой, снятой по одноименному роману Андре Асимана, картиной он готовит также ремейк «Суспирии» (и это еще один повод взглянуть на новый фильм талантливого итальянца). А «Зови меня своим именем» между тем уже с успехом показали на «Сандэнсе».
«Заложники», реж. Резо Гигинеишвили
Чуть ли не единственный полнометражный российский фильм, вошедший в основную программу Берлинале в этом году (на самом деле их всего два, о втором, документальном, — чуть ниже). 1990 год, распад Советского Союза. Нино и другие родители пытаются найти могилы своих детей. Родители знают, что их сыновей приговорили к смертной казни, но слепо верят, что приказ не был приведен в исполнение. Гигинеишвили попытался воссоздать подлинную историю о трагических событиях 1983 года, когда семеро молодых людей пытались угнать самолет ТУ-134А с целью побега из СССР. Режиссер говорит, что с детства знаком с этой историей и хотел показать в фильме ее участников как подлинных жертв системы, «которых необходимо оплакивать».
«The Misandrists», реж. Брюс Ла Брюс
Один из главных квир-режиссеров современности, опытный участник Берлинале, канадец Брюс Ла Брюс в прошлом году появился на экранах фестиваля в фильме своего соотечественника Дени Коте в образе политика. В этом году он представляет свой собственный фильм (тоже в некотором роде политический) о том, что было бы, если бы условные Pussy Riot захватили власть. По сюжету где-то в Германии набирает силы женская феминистская организация, которая прославляет менструацию, женский оргазм и матриархат. Но в нее проникает мужчина. Брюс Ла Брюс задумывается о коррупции и равенстве в замкнутой системе — и делает это очень весело и саркастично.
Программа «Berlinale Special Gala»
«Затерянный город Z» («The Lost City of Z»), реж. Джеймс Грей
Англичанин Перси Фосетт, в 1920-е годы будучи откомандированным в Боливию, много и опасно гуляет по джунглям. Его подозрения о том, что где-то здесь находится затерянный древний город, вдруг получают основания. Чтобы окончательно убедиться в этом, он спустя годы уже со взрослым сыном отправляется в путешествие по дождливым лесам Амазонки. Фильм американского мастера психологической драмы Джеймса Грея основан на нон-фикшне Дэвида Гранна. Интересно, что эти драматические события действительно имели место в истории и послужили источником многочисленных спекуляций. В картине, которая обещает быть зрелищной, снялись Чарли Ханнам, Роберт Паттинсон и Сиенна Миллер.
«Процесс» («The Trial: The State of Russia vs Oleg Sentsov»), реж. Аскольд Куров
Выпускник школы Марины Разбежкиной Аскольд Куров («Зима, уходи!», «Дети-404») снял документальный фильм о деле Олега Сенцова, осужденного в России украинского режиссера. Напомним, что режиссера фильма «Гамер» Сенцова обвиняют в терроризме. Куров встретился с семьей Олега (Сенцов в одиночку воспитывал двух детей, один из которых — с аутизмом), побывал собственно на суде, а также использовал различные документальные записи и интервью. Получилась кафкианская история абсурдности обвинительного процесса, местами душераздирающая, местами сюрреалистическая.
Программа «Форум»
«Золотые выходы» («Golden Exits»), реж. Алекс Росс Перри
Два года назад в программе «Форум» Берлинале американский инди-режиссер Алекс Росс Перри представил свою «Королеву Земли». Это была история истеричных отношений двух подруг, вдохновленная фильмом «Горькие слезы Петры фон Кант» Фассбиндера (по словам самого режиссера). Премьера «Золотых выходов» уже состоялась на «Сандэнсе», и многие критики отметили, что на этот раз Перри вытащил на свет своего внутреннего Бергмана. Сюжет следующий. Весна в Нью-Йорке, Наоми (Эмили Браунинг) приезжает сюда из Австралии, чтобы работать на одного архивиста. В городе Наоми никого не знает, кроме друга детства Бадди. Перри взял в фильм снова своего любимого актера Джейсона Шварцмана («Послушай, Филип»), а также и Хлою Севиньи. Собрав звездный кастинг, он разыгрывает камерную драму семейных и дружеских связей, разочарований, связанных с возрастом и одиночеством.
«El mar la mar», реж. Дж.-П.Снядецки, Джошуа Боннетта
На границе Мексики и США есть пустыня Сонора, где беспощадно палит солнце. Это место часто посещают нелегальные мигранты, которым ничего не остается, как проделать опасный путь под убийственными (в прямом смысле) лучами ради лучшей жизни. Довольно известный американский режиссер Дж.-П.Снядецки на этот раз в соавторстве снял еще один социально-поэтический документальный фильм (его предыдущая «Железная министерия» была очень длинным железнодорожным путешествием со всеми вытекающими). Снятое на пленку 16 мм кино, скорее всего, о мертвой красоте пустыни и ее обитателях — ландшафте, скудных растениях, животных, беглых людях.
«somniloquies», реж. Люсьен Кастен-Тейлор, Верена Паравель
Новый фильм создателей «Левиафана» (который про рыбалку в море) Верены Паравель и Люсьена Кастен-Тейлора о взаимосвязях снов и человеческого тела. Причем тело они показывают как снаружи, так и изнутри (используя, например, рентген). Отправной точкой фильма стал Дион МакГрегор, который прославился в шестидесятые как человек, который рассказывал сны во сне. Его сосед по квартире записал этот процесс. Экспериментальный фильм от передового европейского авангардного дуэта.