Лучший фильм
Кто получит: «Игра на понижение»
В очередной раз на «Оскаре», по сути, только одна серьезная интрига, зато центральная и под занавес. Из восьми номинантов («Выживший», «В центре внимания», «Игра на понижение», «Марсианин», «Комната», «Бруклин», «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Шпионский мост») как минимум у трех фильмов есть реальные шансы победить. Внутрицеховые премии профессиональных гильдий, которые обычно сильно помогают с прогнозами, в отношении лучшего фильма ситуацию только запутали. Актеры (самая многочисленная фракция киноакадемии) выбрали «В центре внимания». Гильдия продюсеров предпочла «Игру на понижение» — при этом у нее единственной та же сложная система голосования, что на «Оскаре» в последние несколько лет, и все эти годы она безошибочно предсказывала победителя. Режиссерам нравится «Выживший» — он же победил на «Золотом глобусе» (что, в принципе, неважно) и унес главные призы Британской киноакадемии (что не слишком, но важно — несколько сотен ее членов одновременно состоят и в американской).
Самая слабая позиция, пожалуй, у «В центре внимания», фильма-хорошиста, который дольше всех ходил в фаворитах и к концу дистанции немного сдулся на фоне более ярких конкурентов. В пользу «Игры на понижение» говорит ее политизированность и актуальность — факторы, которыми академия обычно не пренебрегает. Но самая надежная ставка все-таки «Выживший», чемпион по номинациям, фильм большой, собравший много денег и в то же время похожий на искусство. Кроме всего прочего, его наверняка посмотрело больше всего членов академии — тоже, как ни странно, важный момент. Вторая победа подряд поставит Иньярриту в уникальное положение, и все это, конечно, понимают — трудно сказать, за мексиканца это играет или против; возможно, это ахиллесова пята «Выжившего».
Надо учитывать, что с нынешней системой голосования (академики не выбирают один фильм из восьми, а расставляют их по убыванию симпатий) не исключены и неожиданности. The New York Times, например, не вполне в шутку предположила, что фавориты передушат друг друга, а вперед вырвется скромная, но эмоциональная «Комната».
Одним словом, победит почти наверняка «Выживший», но ради развлечения поставим на «Игру на понижение»; так было бы и правильнее.
Лучшая режиссура
Кто получит: Алехандро Гонсалес Иньярриту («Выживший»)
Вторую подряд награду за режиссуру у Иньярриту едва ли кто-то отнимет. Постановщики «В центре внимания», «Игры на понижение» и «Комнаты» еще не набрали необходимый для этого вес. В идеальном мире мог бы победить Джордж Миллер (у него, к слову, есть «Оскар» за мультфильм про пингвинов), но в этом он, скорее всего, придет вторым.
Лучший актер
Кто получит: Леонардо Ди Каприо («Выживший»)
Здесь без вариантов, и говорить на эту тему уже нет никаких сил. Герои биографических фильмов (коммунист, транссексуал и Стив Джобс) и деятельный космонавт будут статистами на исторической коронации.
Лучшая актриса
Кто получит: Бри Ларсон («Комната»)
«Комната», отчего-то миновавшая российский прокат, — любимец критики, очень неровная, но производящая, несомненно, впечатление драма про материнство; отважно играющая (вдобавок полфильма без макияжа) Ларсон уже собрала букет призов, получит и этот.
Мерил Стрип в этом году нет, поэтому за дежурных — Кейт Бланшетт и Дженнифер Лоренс. Сирша Ронан, несомненно, наиграла на «Оскар», но вторая номинация к 21 году — уже феноменально (у Лоренс, впрочем, четвертая к 25), то ли еще будет.
На фоне девушек особенно забавно, что академия вдруг впервые обратила внимание на то, что в Англии есть такая артистка — Шарлотта Рэмплинг. Непонятно, что тут сказать — кроме того, что Рэмплинг по обыкновению замечательно сыграла в прекрасном фильме «45 лет» женщину, ревнующую своего мужа к предыдущей подруге, которая полвека как мертва.
Лучший актер второго плана
Кто получит: Сильвестр Сталлоне («Крид»)
Для Сталлоне это второй и почти наверняка последний шанс получить актерский «Оскар», а вся эта история с Рокки Бальбоа выглядит слишком красиво, чтобы академия ей не воспользовалась. Кроме того, это возможность хоть как-то извиниться за скандальное непопадание «Крида» в другие номинации: Сталлоне что-нибудь примирительное скажет, например.
В аутсайдерах, вероятно, останутся четверо несоизмеримо более техничных, но менее родных актеров: театральная легенда Марк Райленс, шепотом сыгравший Рудольфа Абеля у Спилберга, Том Харди без скальпа, Марк Руффало с блокнотом и Кристиан Бейл с миллиардами (последние трое, заметим, склонны переигрывать).
Лучшая актриса второго плана
Кто получит: Алисия Викандер («Девушка из Дании»)
Миниатюрная шведка Викандер — одно из самых ярких открытий прошлого года; было бы приятнее, если бы ее наградили за хороший фильм «Из машины», а не за посредственную «Девушку», но хоть так.
Тем более что ее роль, по сути, главная. Это же, впрочем, касается Руни Мары в «Кэрол» и отчасти Рейчел МакАдамс во «В центре внимания». Некоторые шансы на победу остаются у Кейт Уинслет, душевно сыгравшей помощницу Стива Джобса. Поразительно, но великой актрисе Дженнифер Джейсон Ли роль боксерской груши у Тарантино принесла первую номинацию.
Лучший оригинальный сценарий
Кто получит Джош Сингер, Том МакКарти («В центре внимания»)
Утешительный приз для бывшего фаворита. В аутсайдерах — хип-хоп-фильм «Голос улиц», мультфильм «Головоломка», обстоятельный коэновский сценарий к Спилбергу и Алекс Гарленд.
Лучший адаптированный сценарий
Кто получит: Чарлз Рэндолф, Адам МакКей («Игра на понижение»)
Вероятно, тоже утешительный приз. Если конкуренты экранизировали романы («Марсианин», «Бруклин», «Комната» и «Кэрол»), авторы «Игры» умудрились увлекательно переложить документальную книжку про облигации.
Лучшая операторская работа
Кто получит: Эммануэль Любецки («Выживший»)
Любецки, похоже, превратился в операторский аналог Месси и выиграет рекордный третий «Оскар» подряд, но что делать, если он и вправду Месси цифровой съемки. Кстати, пока все стонут про Ди Каприо, Роджер Дикинс («Убийца») вхолостую номинируется в тринадцатый раз; он проиграл даже в тот год, когда соревновался сам с собой.
Лучший фильм на иностранном языке
Кто получит: «Сын Саула»
Страшная венгерская драма про Освенцим ходит в надежных оскаровских фаворитах с момента премьеры и почти наверняка победит в этой самой странной из номинаций, раз уж «Солнечный удар» не смог составить ей достойную конкуренцию. Впрочем, и без «Удара» компания сложилась экзотическая: колумбийский фильм про шамана, иорданский про мальчика-бедуина, датский про войну в Афганистане и номинально французский про девочек в консервативной Турции. Последний, «Мустанг», может вырваться вперед, если «Сын» каким-то чудом не победит.
Лучший полнометражный анимационный фильм
Кто получит: «Головоломка»
Пиксаровские блокбастеры, оказываясь в этой номинации, побеждают практически всегда; нет никаких причин менять традицию.
Лучший короткометражный анимационный фильм
Кто получит: «Суперкоманда Санджая»
7-минутная «Суперкоманда» про фантазии мальчика-индуса тоже «Пиксар», и соответственно, фаворит. Не стопроцентный, но в любом случае эта номинация интересна нам только тем, что в ней проиграет наш соотечественник Константин Бронзит.
Лучший полнометражный документальный фильм
Кто получит: «Эми»
Пронзительная как черт знает что архивная документалка про Эми Вайнхаус соревнуется с фильмами про киевский Майдан, мексиканские наркокартели, геноцид в Индонезии и Нину Симон.
Лучший саундтрек
Кто получит: Эннио Морриконе («Омерзительная восьмерка»)
87-летнего итальянца пять раз номинировали, потом, не выдержав, вручили ему приз за вклад — и вот все-таки могут отметить по-честному — за то, что он такой же, как 50 лет назад, и слава богу. Немного жаль замечательного Картера Беруэлла («Кэрол»), странным образом номинированного впервые, — но, с другой стороны, ему всего 60.
Лучшая песня
Кто получит: «Til It Happens to You» («Охотничьи угодья»)
Тут возможны варианты, и набор интересный: «Простая песня» Дэвида Лэнга из «Молодости» против действительно простых песенок из блокбастеров («Пятьдесят оттенков серого», «Спектр»). Но убедительнее всего выглядит композиция из документального фильма про изнасилования в кампусах, которую поет Леди Гага, — у хита с конкретным социальным подтекстом (пусть и оставленным между строк) на «Оскаре» автоматически большая фора.
Лучший монтаж
Кто получит: Маргарет Сиксел («Безумный Макс»)
Здесь соревнуются главные игроки плюс «Звездные войны». Шансы есть у всех (кроме, наверное, «Войн»), но эффектнее всех выглядит, конечно, «Макс» с его погонями.
Лучшая работа художника-постановщика
Кто получит: Колин Гибсон, Лиза Томпсон («Безумный Макс»)
Постапокалиптическая Австралия против Дикого Запада, разделенного Берлина, Европы 20-х и Марса. Ставим на Австралию.
Лучший дизайн костюма
Кто получит: Дженни Беван («Безумный Макс»)
Конкуренты («Кэрол», «Девушка из Дании», «Выживший») воссоздавали, дизайнер «Макса» создавала. Впрочем, здесь у «Макса» сильный консервативный конкурент в лице «Золушки».
Лучший грим
Кто получит: Лесли Вандеруолт, Элка Вардега, Дэмиан Мартин («Безумный Макс»)
В этой номинации всего три соперника: «Макс», «Выживший» и, неожиданно, шведский хит «Столетний старик, который вылез в окно и исчез» (за грим столетнего старика, соответственно).
Лучшие спецэффекты
Кто получит: Роджер Гайетт, Пэт Тьюбак, Нил Скэнлан, Крис Корбулд («Звездные войны: Пробуждение Силы»)
Это тот самый «Оскар», который может получить медведь. С другой стороны, это «Оскар», который может получить главный блокбастер года, нарисованный почти целиком, — наверное, Сила перевесит медведя.