Огонь, иди со мной

Чем закончился «Твин Пикс»: теории, наблюдения, вопросы

На этой неделе двухчасовым финалом завершилось невероятное возвращение сериала «Твин Пикс». Дэвид Линч оставил зрителям загадки, которых хватит еще на 25 лет. «Афиша Daily» поможет разобраться в некоторых из них.
То, что вы могли не заметить, поможет лучше понять происходящее
(01)

Значение цифр. 253 — время 2.53, когда открываются порталы между мирами. 430 — цифра, которую великан Пожарный дал Куперу в качестве подсказки в самой первой серии, и Купер ее использовал как отметку в милях, где они с Дайаной смогли переместиться в другую реальность. В третьем эпизоде внутри фиолетового замка Купер видел два электрощита с цифрами 3 и 15 — он пытался прорваться к 15-му, но неведомая сила его не пустила. В итоге пришлось проникать через 3-й. Возможно, эти цифры соответствуют номерам серий: если бы Купер проник через 15-й щиток, он бы вылез из розетки только в пятнадцатом эпизоде. Однако, пройдя через 3-й щиток, он только к пятнадцатой серии догадался залезть в розетку вилкой, чтобы пробудиться. Может быть, таким же образом цифра 8, которую Филипп Джеффрис показывает Куперу после слов о Джуди, — это отсылка к 8-й серии, где нам показали изрыгающего монстра Джуди во плоти.

(02)

Немного сбивает с толку, что в сцене общения с великаном Пожарным в первой серии у агента Купера нет значка ФБР на пиджаке, хотя даже в Красной комнате и во всех остальных его потусторонних приключениях он у него присутствует. У Купера не было этого значка только тогда, когда он был Даги и ходил на работу в похожем черном костюме. Когда происходит эта встреча?

(03)

Лицо Сары Палмер можно заметить у духа с длинным носом из места над мелочной лавкой. Может быть, именно это существо прорывается через Сару и убивает жертв своим острым носом.

(04)

Дерево из Красной комнаты (эволюция руки Майка) повторяет фразу Одри, которую она говорила Чарли: «Это история про девочку, что живет в конце улицы? Это она?» Значит, иллюзия вокруг Одри тоже как-то связанна с Черным вигвамом.

(05)

Мистическая сцена секса Купера и Дайаны происходит под ту же песню The Platters, что играла в восьмой серии на радиостанции, когда на нее заявился дровосек с вопросом «Огоньку?». Поэтому эта сцена больше похожа на необходимый ритуал для перехода в иной мир — побудить в Дайане отрицательные эмоции из-за ассоциаций с изнасилованием злым Купером, получить порцию гармонбозии, которой питаются злые духи.

(06)

Купер заметил, что он проснулся в совсем другом отеле после ночи с Дайаной. Они засыпали в обычном одноэтажном мотеле, а на утро здание оказалось двухэтажным. Произошел второй скачок в реальности.

(07)

Фамилии Чалфонт и Тремонд, которые называет владелица дома Палмеров, поклонники «Твин Пикса» хорошо знают: миссис Тремонд — это бабушка со странным внуком из старых выпусков сериала, которая в фильме «Сквозь огонь» подарила Лоре картину, которая выступила порталом на второй этаж мелочной лавки. Эта картина осталась в доме Палмеров и после смерти Лоры — почти наверняка именно через картину злые духи впоследствии овладели разумом Сары Палмер. Вторая подставная фамилия, под которой бабушка и внук селились в трейлерном парке, — Чалфонт.

(08)

Неслучайно Купер в конце спрашивает: «Какой сейчас год?» Доподлинно неизвестно, в каком году разворачиваются события третьего сезона. Известно, что сюжет развивается в сентябре–октябре. Также пару раз упоминается, что со времени похода Купера в Черный вигвам прошло ровно 25 лет. Если приплюсовать к 1989 году 25 лет, получается, что время действия нового сезона — конец 2014 года. Однако съемки новых серий начались в конце 2015 года.

Хронология важных событий в «Твин Пикс»

Что же произошло в конце сериала?

Персонаж Дэвида Линча не случайно сказал, что таинственная Джуди — это древнее злое существо, чье имя происходит от названия jiāo dài, что с китайского можно перевести как «объяснять». То есть для Линча объяснить что-либо конкретно — это и есть главное зло. Но зрителям от этого легче не становится, поэтому мы собрали самые популярные трактовки финала сериала.

Купер стер события первых двух сезонов

Отправившись в прошлое при помощи Филиппа Джеффриса прямиком в ночь убийства Лоры Палмер, агент Купер смог уберечь Лору от похода в хижину с Лео, Жаком и Ронет, а значит, отменить ее смерть. Однако после этого Лору все равно куда-то засасывает с жутким криком и крякающими звуками — теми самыми, что мы в первой серии слышали из граммофона великана по прозвищу Пожарный. Значит ли это, что Пожарный, некогда породивший Лору, предпочел спрятать ее в параллельном измерении? Здесь у девушки нет никаких одержимых родителей — она запечатана в теле официантки Кэрри Пейдж. Для привычного мира Твин Пикса Лора Палмер просто бесследно исчезла, ее труп так и не обнаружили, агент Купер не приезжал на расследование в Твин Пикс, не влюблялся ни в никакую Энни, не встречал Уиндома Эрла, поэтому в финале он так легко выходит из Красной комнаты (буквально одним движением руки). Но дух Лиланда Палмера все-таки просит найти его дочь, поэтому вместе с Дайаной он решается на отчаянный шаг — при помощи подсказок Пожарного отыскать параллельное измерение, где живет Лора Палмер, закупоренная в теле Кэрри Пейдж.

В пользу этой теории: Мир Кэрри Пейдж с кафе «У Джуди», двойниками и известными еще по старым выпускам «Твин Пикса» заменителями людей Чалфонтами и Тремондами выглядит немного выдуманным и сконструированным, словно какой-то «Мир Дикого Запада», где нужно жить под вымышленными именами и можно устроить перестрелку с карикатурными ковбоями. Даже само название города Одесса максимально многоликое, городов с такими названиями много. В конце Кэрри Пейдж все-таки что-то вспоминает из своей жизни Лоры Палмер — она не отрицает, что ее родителей зовут Лиланд и Сара. В финале она полостью выходит из спячки и осознает свое естество.

Против этой теории: Как-то слишком зловеще затянуло Лору в параллельный мир — с жутким воплем вместо благостного вскрика спасенного человека. К тому же непонятно, на что же рассчитывал Купер, когда привел двойника Лоры Палмер обратно домой — известное же дело, что для Лоры дом всегда был самым опасным местом на земле. Возможно, Купер хотел, чтобы зло внутри Сары Палмер столкнулось со светом внутри Лоры, — и таким образом он бы «убил двух пташек одним выстрелом» — то есть спас Лору и уничтожил зло, которое называют Джуди.

Это все психоз Ричарда

Лоры Палмер, Боба, Джуди и всех событий «Твин Пикса» вовсе не существовало изначально — все это причудилось гениальному, но сумасшедшему агенту ФБР по имени Ричард, который живет своими фрустрациями и фантазиями о Черном вигваме и духах в Твин Пиксе, встречается с Линдой (он просит ее надевать цветные парики, чтобы было проще мечтать о Дайане и интерьерах Красной комнаты). Образ Лоры Палмер его воображение срисовало с местной официантки из кафе «У Джуди», из названия которого его мозг воспроизвел имя для монстра. В финале Ричард сталкивается с суровой реальностью и осознает свое сумасшествие.

В пользу теории: В психозе Ричарда постоянно прорываются подсказки, что это все наваждение — от фраз «Мы все живем во сне» до моментов, когда по телевизору показывают «Бульвар Сансет», откуда больное воображение Ричарда украло имя Гордон Коул.

Против этой теории: Финальный крик Лоры Палмер — она явно вспомнила свое прошлое. К тому же у Купера есть значок ФБР, который наверняка бы отобрали, если бы агент сошел с ума.

Герои «Твин Пикса» осознают себя персонажами сериала

Дэвид Линч в связке «сон — фантазия — реальность» всегда старался ставить знак равенства в своем творчестве. Он как бы размывает границы между сном и реальностью. Возможно, взявшись за третий сезон, Дэвид Линч решил сломать стену между сюжетом сериала и нашим миром. Ведь во фразе «Мы все живем во сне» английское слово dream можно перевести как «мечта», а новый сезон «Твин Пикса» был именно мечтой для всех фанатов, да и многих участников оригинального сериала. Поэтому всю линию Одри можно понимать как экранизацию личных фантазий актрисы Шерелинн Фенн, которая перед сном в ванной комнате замечталась о своем возвращении в мир «Твин Пикса» со своим коронным танцем. Линия с расщеплением Купера — это иллюзия актера Кайла МакЛаклана, который был не слишком востребован, а тут нафантазировал себе сразу три роли. Все остальное — это сон Линча, которому приснился весь этот сюжет. Для режиссера Линча как бы «реальными» являются только самые нереальные герои и локации сериала — то есть Черный и Белый вигвамы и их обитатели, которые поддерживают и объединяют всю эту мультивселенную снов. В финале агент Купер прорывается в наш реальный мир, где во вполне реальном городе Одесса Пожарный запрятал сериальную Лору Палмер в виде обыкновенной официантки.

В пользу теории: Моника Беллуччи в роли самой себя, которая указывает Дэвиду Линчу на жизнь внутри сна. В сериале мелькает фрагмент фильма «Бульвар Сансет» откуда Линч взял имя Гордон Коул для своего персонажа. В финале застывшее ошеломленное лицо агента Купера встает пеленой на весь экран, словно он смотрит нашими глазами телевизионную постановку. Фраза Купера «Увидимся, когда падет занавес» звучит так, как будто актеры готовятся к финальной сцене. В конце герои едут так долго и скучно, прерываясь на остановку на заправке Valero, потому что так оно и выглядит в жизни — они уже больше не в сериале. В конце в доме Палмеров дверь открывает женщина, реально живущая в этом доме, который арендовали для съемок сериала.

Против этой теории: В реальности города Твин Пикс вообще не существует, поэтому в нашем мире Купер не смог бы даже найти такую точку на карте.

Зло победило в финальной реальности

В финале мы видим мир, где победила зловещая сущность Джуди, поэтому там происходят убийства, царят темные ночи, дом Палмеров захватили Чалфонты-Тремонды, а саму Лору превратили в тульпу.

В пользу теории: Нам наглядно показывают переход от света к тьме после отметки 430. На победу Джуди намекает кафе «У Джуди». Во время секса Купера и Дайаны, ритуально предваряющего переход в этот мир, играет тот же трек, что играл во время захвата радиоэфира инфернальным дровосеком, ассоциирующийся со вселенной Джуди.

Против этой теории: Зачем Джуди держать в своем мире живую копию Лору, если ее в какой-то момент силы добра захотят оттуда вытянуть и спасти?

Какие вопросы в «Твин Пиксе» остались без ответа?
Где специальный агент Чет Десмонд?

Судьбу Филиппа Джеффриса нам прояснили, а Десмонда — нет. Где он теперь обитает? В Черном вигваме? В Белом вигваме? Над мелочной лавкой? Непонятно.

Кто такая Американка, которая встретилась Куперу в фиолетовой комнате?

И почему она похожа на Ронет Пуласки?

Что случилось с Донной?

Она погибла в аварии, в которую попал Джеймс?

Кто такая Джаудей (она же Джуди) — существо крайне отрицательной силы?

Это мать зла и Боба, которая родилась в результате ядерного взрыва 16 июля 1945 года? Это она вселилась в Сару Палмер?

Что это за девушка, в рот которой залезла крылатая химера в 1956 году в Нью-Мексико?

И видели ли мы ее потом в сериале?

Что искал лже-Купер в Твин Пиксе?

Неоконченное дело — это расправа над Дайаной в облике безглазой Найдо? Или он искал Джуди в лице Сары Палмер?

Что означает фраза «убить двух пташек одним выстрелом», которую произносят Пожарный и агент Купер?

Купер еще до похода в Черный вигвам хотел напасть на след Джуди и спасти Лору? Еще пташкой в клетке Гордон Коул называл самого Купера — от слова coop.

Что стало с Энни?

В конце второго сезона Купер отдал за нее душу в Вигваме, но последний раз Энни мы видели в расширенной версии «Сквозь огонь».

Что Лора Палмер прошептала на ухо Куперу в финале?

Мы живем внутри сна? Моя мать — Джуди? Это происходит снова?

Все серии «Твин Пикс»

на «Афише–Сериалы»

Расскажите друзьям