Макс (Жан-Пьер Бакри) — ветеран кейтеринга, управляющий небольшой парижской фирмой по организации торжеств, думает уйти на покой: клиенты неблагодарны, сотрудники некомпетентны плюс у него сложная личная жизнь. Но пока ему нужно устроить свадьбу на 200 человек в замке. Жених (Бенжамен Лаверн) — нарцисс и зануда, ему все не нравится. Правая рука Макса Адель (Эй Айдара) бросается на людей, особенно на тамаду, он же певец, он же диджей (Жиль Лелуш), который делает вид, что поет на иностранных языках. Фотограф (Жан-Поль Рув), в глубине души понимающий, что уже проиграл соревнование айфонам, воспитывает стажера, охотится за канапе и плохо себя ведет. Шурин Макса (Венсан Макень), официант, как выясняется, когда-то был влюблен в невесту. Другой официант впервые взял в руки поднос. Остальные недовольны тем, что их заставляют в жару носить парики и старинные костюмы, и так далее.
Эрик Толедано и Оливье Накаш, авторы феноменального «1+1», самого популярного французского фильма в мировом прокате за всю историю, в этом году уступили дома обоим своим главным конкурентам — Люку Бессону и Дани Буну, но «Переполох» все равно — очередной их большой коммерческий успех. Притом что это фильм несравненно менее популистский, чем, скажем, трогательная история про дружбу гопника и парализованного богача. «Переполох» — маленькая, скромная и, в общем, интеллигентная комедия с уважаемыми актерами, но без звезд (разве что Лелуш), которая в Америке, например, тихонько шла бы в категории «Артхаус».
Все действие занимает примерно сутки и условно разбито на главки поглядыванием на часы. Подготовка к свадьбе, сама свадьба, утро после свадьбы. Поначалу, соответственно, мы в основном видим кухню, в прямом и переносном смысле слова, а во второй половине фильма постепенно переходим в зал. Много персонажей, много обрывочных второстепенных линий, много суеты и не всегда содержательной болтовни. Ритм между сценами задает закадровый джазовый перестук, напоминающий о «Бердмэне», — как и камера, никогда не стоящая на месте, бегающая за взволнованными героями. Впрочем, больше всего, пожалуй, это похоже на Роберта Олтмана (у которого даже был фильм «Свадьба») — с естественной поправкой на то, что Олтман был великим режиссером, а Толедано и Накаш — милые французские ребята.
Как всегда в фильмах дуэта, тут есть и социальная повестка: с одной стороны, очень прямолинейная, с другой, такая необязательная, что ее можно и не приметить, особенно из-за границы. Это как бы «наша Фраша»: свадьба — французское общество в миниатюре. Управляет всем усталый пожилой белый мужчина (но в затылок ему дышит молодая черная женщина), платит за все неприятный бодряк, обслуживающий персонал часто, но робко и бессмысленно бунтует, все непрерывно ругаются, всех волнует еда и немного секс, среди вынужденных подрабатывать официантами — бывший школьный учитель и нынешний жандарм. Есть даже смешные гастарбайтеры из Шри-Ланки, одного из которых зовут Рошан.
И конечно, задача Толедано и Накаша — прежде всего утешительная: напомнить (ну или соврать), что все не так уж плохо и всегда можно найти общий язык, и прийти к компромиссу, и где наша не пропадала. Как комедия это неровный фильм — есть несколько очень смешных моментов, ряд забавных и известное количество скорее озадачивающих (с одного из них «Переполох» неудачным образом начинается). Но его неагрессивная сентиментальность подкупает, Бакри по обыкновению превосходен, энергичная режиссура не дает задуматься о драматургических провисаниях, а в кульминационной сцене нелепое и прекрасное соединяются прямо-таки магическим образом.