Хотя новая серия не была таким же герметичным «бутылочным» эпизодом, как предыдущая, но «Точка схода» — безусловно, серия Эда Харриса и его Человека в черном, то есть Уилльяма. Сюжет возвращает нас к событиям недалекого прошлого, когда жена Уилльяма, Джульетта, покончила жизнь самоубийством. Об этом мы уже слышали не раз — сначала в первом сезоне, а потом об этом напомнили в 4-й серии второго, — но только сейчас зрителей посвятили в обстоятельства произошедшего.
Джульетта страдала от алкогольной зависимости и даже какое-то время назад проходила лечение в больнице. В тот вечер был очередной прием в честь «Делоса», Джульетта изрядно выпила, а вернувшись домой, стала высказывать Уилльяму неприятные вещи, называя его притворщиком и «вирусом». Вместе с ними в доме была взрослая дочь Эмили, но она не придала этим словам значения, так как у мамы был срыв. Когда Уилльям уложил жену спать и сел поговорить с Эмили, то с потолка со второго этажа закапала вода — ванна была переполнена, а в ней лежала отравленная таблетками Джульетта.
Выяснилось, что в тот же вечер Роберт Форд встречался с Уилльямом. Они вспомнили уговор, что «Делос» не мешает сюжетам Форда, а Форд закрывает глаза на проект Уилльяма по копированию сознания гостей парка. В чем-то Уилльям нарушил договор, но Форд, как всегда, оказался на шаг впереди и вручил ему карточку с компроматом, где были записаны все безумные и страшные выходки молодого Уилльяма в «Мире Дикого Запада». Еще Форд намекнул о «последней игре».
В ночь самоубийства Уилльям спрятал эту карточку и имел неосторожность выговориться перед спящей супругой. Это был монолог глубоко сомневающегося человека, полный горечи, отчаяния и признаний в собственной причастности к самым низким поступкам. Человек в черном назвал это черным клеймом, разрастающимся изнутри. Это то, кем он стал в «Мире Дикого Запада». По сути, это было признание маньяка в собственной одержимости. И Джульетта все это услышала, так как лишь притворялась спящей, а когда муж ушел, то нашла его карточку и увидела его злодеяния. Именно это стало причиной самоубийства.
Все эти годы Эмили не могла понять, почему это произошло, всегда винила отца, но ей не хватало деталей, чтобы все увязать. В настоящем времени, вытащив горе-папашу из лап индейцев, она устроила герою Эда Харриса допрос с пристрастиями. Эмили хочет узнать подробности гибели мамы, разоблачить проект «Делоса», а папу упрятать в психушку. Его паранойя достигла такого уровня, что он сомневается в реальности не только своей дочери, но и в реальности самого себя. В том же положении уже давно находятся и зрители, питая сомнения в человеческой природе Человека в черном, которого через столько лет скитаний и столько пуль не могут уложить в могилу. Поэтому, когда Уилльям выхватывает автомат у подоспевшей охраны парка и расстреливает Эмили, зритель находится в смятении: неужели это и правда была лишь игрушка Форда? Но, увидев зажатую в мертвой руке ту самую карточку с досье, Уилльям понимает, что действительно убил свою дочь. Перед смертью она произнесла ключевую фразу: «Я не машина, притворяющаяся человеком, папа. Я твоя дочь, притворяющаяся, что ей не наплевать на тебя». Такой вот День отца. Тут Человек в черном захотел застрелить себя сам, но не смог.
Но стреляться еще, действительно, рано. В этой всей ситуации смущают ровно две странности. Странность первая: откуда Эмили достала карточку Уилльяма, если нам четко показали, что мать перед самоубийством спрятала ее в шкатулку с балериной, а нынешняя Эмили до сих пор уверена, что этот подарок она безвозвратно выкинула, а значит, шкатулку она не находила? Все-таки это были проделки Форда с его «последней игрой»? Неслучайно же Форд возник именно в этот вечер перед самоубийством с этой карточкой, которая в итоге и сыграла роковую роль. Странность вторая: когда появляются охранники парка, то они почему-то сканируют шею только Уилльяма, зная, что перед ними владелец «Делоса», но не успевают проверить Эмили. Кто же из них человек, а кто нет? Сомневаясь в своей сущности, Уилльям решает проверить внутренности своей руки на наличие чего-то вроде USB-порта, но результаты вскрытия мы узнаем только в финальной серии. Хотя уже сейчас можем предположить, что Человек в черном вполне прозаично, но так трагично окажется человеком, который лишь отдался своему черному клейму. А оказаться роботом он желает лишь для того, чтобы снять с себя ответственность за то, что он натворил.
Так как серия началась с соревнования на знание цитат Плутарха, то не обошлось и без литературоведческих подсказок о природе Уилльяма. Можно заметить, что на книжной полке, куда он прячет карточку с досье, помимо Плутарха хранятся книги «Бойня номер пять» Курта Воннегута и «Джуд Незаметный» Томаса Харди, в сюжете которых угадываются пересечения с историей Уилльяма. У Харди описывается неблагополучное семейство и трагическое самоубийство. В «Бойне номер пять» автобиографические вещи накладываются на фантастические, поэтому не ясно, что реально, а что нет. Сюжет имеет нелинейное повествование в несколько таймлайнов, главного героя тоже зовут Билли, а в одном из эпизодов он попадает в инопланетный зоопарк под стеклянный купол перед привлекательной девицей. Звучит немного знакомо, нет? Кроме того, «Бойня» имеет известный подзаголовок «Крестовый поход детей».
Помимо детоубийства «Вестворлд» отметил День отца тем, что отцовские чувства проявились и у Роберта Форда, который временно поселился в голове у Бернарда. С его помощью герой Энтони Хопкинса смог оставить все еще лежащей на растерзании Мейв мысленное послание, где признался, что она всегда была его любимицей, и, поцеловав в лоб, подарил ей новый уровень разблокировки. Кроме того, мы получили точное подтверждение, что попытка Мейв найти свою дочь была ее свободным решением, а не планом Форда или Арнольда. Но Форд понимает ее выбор, так как сам страдает от того, что заботится о своих созданиях и все никак не может их покинуть.
В то же время Бернард решается на волевое решение прогнать призрак Форда из своего контрольного устройства, чтобы старикан не смог заставить его навредить своей подруге Элси, как это случилось в прошлый раз. Бернард видел, как команда Шарлотты Хейл научилась копировать коды админа Мейв в других роботов на примере Клементины (да, она еще жива), и теперь спешит в сторону Долины за пределом (или «Двери»), чтобы поучаствовать в финальной схватке людей и машин за суперкомпьютер с людскими данными. Кстати, в этой серии выяснилось, что проект называется «Горнило» или «Кузница» (Forge), а данные о личностях посетителей парка собирались при помощи сканеров в ковбойских шляпах! Видимо, выбор между белыми и черными шляпами на входе в парк действительно имел смысл.
Уилльям не решился выстрелить себе в голову, а вот Тедди смог. Последствия того, что Долорес отформатировала в возлюбленном ковбое настройки, все-таки явили обратную сторону медали. Насмотревшись на геноцид индейцев (Акечеты среди них не было) в исполнении Долорес, романтический Тедди внутри злого Тедди решил защитить любимую женщину от самого себя и вынес себе мозги прямо на ее глазах. Таким образом, в этой серии и Долорес, и Уилльям погубили самых близких своих людей. Кажется, теперь связь их параллельных историй особенно очевидна. В начале путешествия оба были просто робкими и, казалось бы, безвредными людьми, но в итоге оба пробудили в себе самые худшие стороны, но их одержимость друг другом, кажется, еще не прошла. В финале Человек в черном и Уайатт должны снова встретиться. Как и говорил Роберт Форд, все закончится там, где и началось, а началось все как раз с того, что Билли встретил Долорес.
Похоже, нас ждет поистине фантастический 90-минутный финал в Долине за пределом, в котором авторы сериала, уж не сомневайтесь, приберегли такой безумный твист за пределом понимания, что все будут обсуждать его до следующего сезона. Фанаты взбудоражились при виде загадочных лучей в небо, которые можно разглядеть в ролике (раз, два, три). Напоминает разрыв в реальности или спецэффекты в стиле нового «Твин Пикса». В любом случае нас ждет что-то очень странное.
Смотреть