«Хрусталь», реж. Дарья Жук
Серое пространство постсоветского Минска 1990-х разрывает юная диджейка Веля (Алина Насибуллина) в ярком красном пальто и синем парике, мечтающая поскорей свалить в Чикаго. Но для того чтобы получить визу, в консульстве требуют предъявить наличие нормальной работы и «стронг коннекшнз» с родиной, а у нее из здешних связей только непонятливая мать и бойфренд на наркоманских шарнирах. Веля достает липовую справку с областной хрустальной фабрики, но по ошибке указывает в анкете не фабричный номер, а домашний телефон где-то в поселке Хрустальный. От этого звонка зависит ее виза, поэтому героиня отправляется по указанному адресу и на неделю проваливается в провинциальную Беларусь с традиционной свадьбой, народной хтонью и хрустальными лебедями.
Очень ладно выточенный, прямо как бокал из хрусталя в цеху, полнометражный дебют уроженки Белоруси Дарьи Жук, которая живет в Нью-Йорке, закончила режиссерские курсы и теперь снимает кино при международной поддержке HBO или вот Vice Films. Жук переосмысляет опыт своего переезда в США и, конечно, врывается в нынешний тренд дебютантов, чтобы по-новому рефлексировать на тему наследия 1990-х — возьмите ленту «Как Витька Чеснок…», где снималась та же Алина Насибуллина, или «Теснота», на которую «Хрусталь» в чем-то похож.
У Жук получаются очень четкие, как по сценарному учебнику, сюжетные ходы: конфликт города и деревни, манящий свободой Запад против заунывного режима, гордая героиня ломается о стереотипы, чтобы в конце измениться. Вроде бы мы все это уже где-то видели (нечто среднее между голливудской школой и картинами Динары Асановой), но это работает во многом из-за обаятельного подхода к материалу и чуть-чуть как будто нездешнего взгляда. Оператором картины выступила продвинутая европейка Каролина Коста, которая снимала американские «Взрослые игры» и, например, была помощником оператора на новой «Суспирии». Даже визуально у нее с Дарьей Жук получается нечто близкое к «Тесноте», учитывая тесную рамку кадра, схожую тягу к синим, красным и зеленым деталям и тот факт, что главная героиня, как и в «Тесноте», хочет вырваться из родных оков, а центральным событием фильма тоже становится роковая свадьба.
Выпускница мастерской Брусникина Алина Насибуллина — крутая. Это первая ее большая роль, она даже немного сдерживает в кадре свой огненный нрав, который угадывается по глазам, но потенциал огромный. В качестве бонуса в эпизодической роли татуировщика появляется ее реальный муж — рэпер Хаски. Еще одна большая актерская удача фильма — начинающий Иван Мулин, который умеет так кучеряво сливаться с образом гопника, что, даже эпизодически появившись в роли таксиста в соседнем конкурсном фильме «Значит любит», напрочь крадет весь фильм.
«Хрусталь» начал свое европейское турне по фестивалям с Карловых Вар, потом взял зрительский Гран-при в Одессе, теперь «Окно в Европу», а дальше Беларусь впервые за долгое время хочет отправлять фильм на соискание «Оскара».
Романтическая комедия про отношения для поколения, которое пересмотрело много POV-порно. Откровенное игровое кино про расставание и перепалки с девушкой, полностью снятое на телефон от первого лица, как будто главному герою прикрутили айфон к голове. Как если бы ситкомы ТНТ «Саша + Маша» или «СашаТаня» превратили в камерную и бытовую версию «Хардкора» про ранний залет, посты в фейсбуке и педофилию. Фильм со своей любимой актрисой Анастасией Прониной снял режиссер Борис Гуц, который ранее уже экспериментировал с повествованием в своем дебюте «Арбузные корки», где один и тот же сюжет был рассказан с трех разных точек зрения.
Кино с пересечением двух киношных династий: Павел Мирзоев — сын режиссера Владимира Мирзоева — снял в главной роли Павла Табакова, сына Олега Табакова. Мелодрама по сценарию драматурга Ярославы Пулинович рассказывает о мажоре в раздрае: папа (Сергей Пускепалис) бесит, из универа выгоняют, девушка встречается из-за денег, но зато так чудесно пахнет малиной. Тут ему подворачивается трогательная замужняя девица в беретике (Ольга Лерман из театра Вахтангова). Он быстро проявляет инициативу то ли по приколу, то ли по правде, сам того не понимая. Приятное, но нестабильное кино с запоминающимися лицами и мизансценами (оператор Алишер Хамидходжаев) оставляет ощущение, как будто при помощи картонных персонажей попробовали подглядеть за некартонной жизнью. В итоге, не смотря сопливый протест главного героя, все равно получилось отстраненное «папино» кино про то, как испаряется юность и любовь.
Некогда победительница «Кинотавра», Оксана Карас, кажется, решила объединить своего «Хорошего мальчика» со вселенной хорошей девочки из своего же сериала «Отличница». Получился некий микс: в черно-белых тонах 1940-х Семен Трескунов играет добряка из техникума, который влюбляется в девочку-припевочку из библиотеки. Все очень мило, лирично, в духе фильмов Петра Тодоровского и Михаила Калика, а потом наступает война и блокада Ленинграда. Параллельно идут флешфорварды из 1960-х, где повзрослевшего «хорошего мальчика» играет печальный Евгений Цыганов, и только в конце мы понимаем, откуда взялась печаль. Все это по книге советского писателя Вадима Шефнера «Сестра печали». Достойно.
Режиссер «Рыбы-мечты» снял новый экзистенциальный эротический триллер по сценарию авторов «Зимнего пути». Актер Данил Стеклов, претендующий на звание нового главного злодея русского кино («Жги!», «Близкие», «Подбросы»), здесь играет рок-музыканта и студента психфака, который заводит роман со взрослой женщиной, мамой своего друга. Параллельно мы узнаем, что друг уже в курсе их отношений и очень старательно следит за ними, то ли ревнуя, то ли подначивая. Памятуя о профессии главных героев, создатели фильма выпячивают тему клинической стороны влюбленности и той самой амбивалентности, которая приводит к весьма трагичному концу. По общему признанию «Амбивалентность» — один из самых профессиональных, цельных и ловких фильмов этого фестиваля.