Понедельник, 1 октября
Джек Уайт в «Стадиуме»
Музыкант колоссального масштаба, значения и влияния
В Москву едет Джек Уайт — воскреситель гитарного рока, эксцентрик, сумасброд, гений. Весной он выпустил третий сольный альбом «Boarding House Reach» — взбалмошную пластинку, — уклоняющийся от протоптанных маршрутов гаражного рока то к госпелу, то к фанку, то к хип-хопу. Длинный мировой тур в поддержку альбома стартовал в середине апреля. Помимо нового материала, там можно будет услышать примерно все песни, за которые вы любите Джека Уайта, в том числе и хиты The White Stripes. Особенность тура — запрет на любые съемки. Ваш мобильный упакуют в специальный чехол, лишив вас возможности снять трясущейся рукой посредственного качества видео или запилить селфи на фоне экранов с музыкантом — но, возможно, вернув подзабытое и очень олдскульное ощущение, когда на концерт вы отправляетесь исключительно за музыкой.
Осетинская и Гориболь в Малом зале Консерватории
24 прелюдии Шостаковича и московская премьера Десятникова
Пианисты Алексей Гориболь и Полина Осетинская с такой выдумкой составляют программы совместных концертов, что даже просто рассматривать их — одно удовольствие. На этот раз музыканты сопоставят 24 прелюдии зрелого Шостаковича, сложный и продолжительный цикл, написанный с оглядкой на Баха, и «Буковинские песни» Десятникова — тоже 24 прелюдии, но уже основанные на детских музыкальных впечатлениях из советского Харькова. Премьера «Песен» — посвящены они Гориболю — прошла в прошлом году в Нью-Йорке, в Москве их сыграют впервые.
Solo
Моноспектакли всех сортов
Октябрь в Москве начнется с международного фестиваля моноспектаклей, базирующегося в театральном центре «На Страстном». В программе — спектакли из Италии, Германии, Франции, Люксембурга и России. В первую очередь идти нужно на премьеру Евгения Гришковца «Предисловие» (спектакль по случаю выхода книги «Театр отчаяния»), чувственный гимн красоте «Песнь песней» итальянца Роберто Латини и эксцентричное прощание со вселенной «Последний клоун на Земле» Антона Адасинского.
Вторник, 2 октября
«Дамиан Ортега. Современный сад»
Три десятка скульптур на площади перед музеем
Логотипы коммерческих фирм превратились в три десятка скульптур, а вместе представляют собой единую инсталляцию — современный сад — и предлагают переосмыслить модернистское наследие. Интерес проекта вот в чем: скульптура, как правило, более-менее абстрактна, логотип же несет в себе отсылку к конкретной компании. Где граница между ними? Ответ на этот вопрос зритель должен дать сам, фланируя между скульптурами, — совсем как в классическом европейском парке.
«8 (Восемь)» в Театре на Таганке
Октодрама по роману «Бесы»
«8 (Восемь)» — первый спектакль в новом, 55-м по счету, сезоне Театра на Таганке. Поставил премьерную работу Сергей Чехов — участник лаборатории «Любимовка», номинант на премии «Золотая маска 2018» и «Прорыв». В основе сюжета один из главных романов Достоевского — «Бесы». Перед зрителями разыгрывают восемь эпизодов — диалогов персонажей культового произведения с его главным героем — демоническим Николаем Ставрогиным (играет Филипп Котов). Замысел действа сам режиссер объясняет так: «Интересно разобраться, как гениальный человек может превратиться в „черную дыру“ и, словно проверяя себя на мерзость, пожирать все вокруг, опускаясь все ниже и ниже».
Среда, 3 октября
«Дыхание» в Театре наций
Самая эргономичная пьеса о современности
Пьеса современного британского драматурга Дункана МакМиллана «Дыхание» — это своего рода краткое содержание совместной жизни мужчины и женщины, изложенное в форме диалога. Сперва они беседуют об экологической обстановке, в которой было бы непозволительной роскошью обзаводиться ребенком, ведь он неминуемо примется дышать, мусорить и расходовать и без того куцые ресурсы планеты. Затем скорость течения времени и восприятия мира поменяются — и жизнь полетит с бешеной скоростью по как будто заранее известному сценарию. Аккуратный минималистичный спектакль в Театре наций поставил опытный экспериментатор Марат Гацалов; за пространство в ответе художник-концептуалист Ксения Перетрухина. Над пластической партитурой работала Татьяна Гордеева, над музыкальной — Сергей Невский. В ролях — переехавшая из новосибирского «Глобуса» Людмила Трошина и хорошо знакомый публике Театра наций Роман Шаляпин.
Четверг, 4 октября
«Звезда родилась»
Уже третий ремейк известного музыкального фильма, поставленный Брэдли Купером с ним же и Леди Гагой в главной роли
Кантри-музыкант Джексон Мэйн (Брэдли Купер) теряет былую популярность и ищет спасение на дне бутылки. Однажды в баре он встречает певицу Элли (Леди Гага), которая снова вдохновляет его на творчество. Они влюбляются друг в друга, начинают вместе писать песни и выступать — но музыканту становится все сложнее воспринимать растущую популярность его подруги. Режиссерский дебют Брэдли Купера — ремейк классического мюзикла 1937 года. От ремейков 1954 и 1976 годов (в последнем сыграла Барбра Стрейзанд) его отличает подход: в прошлых версиях речь шла не о певице, а о молодой актрисе и спившемся актере. Впрочем, это мало помогло фильму: «Звезда» Купера получилось на редкость поверхностной и безобразной.
«Веном»
Злой и смешной кинокомикс про Тома Харди и его симбиота
Веном впервые появилась в комиксах про Человека-паука, а в игровом кино — в третьей части «Спайдермена» Сэма Рейми «Враг в отражении». Там он сначала слился с костюмом Питера Паркера, сделав его сильнее, а затем — с журналистом Эдди Броком в исполнение Тофера Грейса. В новом фильме Брока играет Том Харди, однако сам симбиот никак не связан с Человеком-пауком: инопланетного паразита держит в лаборатории ученый и бизнесмен Карлтон Дрейк (Риз Ахмед), чтобы проводить опыты на людях, — но ровно до того момента, пока Венома не освобождает персонаж Харди. С этого момента начинается история союза, как будто бы заключенного на небесах. Симбиот настойчиво начинает называть себя и своего хозяина «мы» — и призывает Брока пошалить. Что тут скажешь: такого отмороженного марвеловского антигероя в главной роли мы еще, кажется, не видели.
«Черный клановец»
Негр и еврей внедряются в ку-клукс-клан в новой безбашенной криминальной комедии Спайка Ли
Афроамериканский полицейский Рон Сталлворт (Джон Дэвид Вашингтон) в беспокойные и расистские 1970-е идет ва-банк и по телефону записывается в местное отделение ку-клукс-клана, чтобы предотвратить убийства черных активистов. В этом ему помогает напарник-новичок Флип Циммерман (Адам Драйвер), который изображает Сталлворта при личных встречах с клановцами — и даже вступает в их орден, будучи евреем. Как это часто бывает у ветерана «черного кино» Спайка Ли, жесткая антирасистская сатира и едкие шуточки соседствуют с серьезной проблематикой, актуальной и сегодня. К этому обязывает и материал — в основу сценария легли мемуары Сталлворта. В итоге получилось мощное и безапелляционное высказывание, которое на Каннском фестивале удостоилось шестиминутной овации.
«Кислота»
Режиссерский дебют и одновременно поколенческий манифест актера «Гоголь-центра» Александра Горчилина
Дебют ученика, соратника и звезды Кирилла Серебренникова Александра Горчилина, поколенческая драма, в которой вынесенная в название «кислота» — метафора и ключ к пониманию всего фильма. «Кислота» — история про нескольких двадцатилетних ребят, которых изнутри разъедает пустота. И все становится только хуже, когда общий друг Саши (Филипп Авдеев) и Пети (Александр Кузнецов) Иван (Петр Скворцов) сигает с балкона. После этого надломленный Петя выпьет кислоту, а Саша будет стараться ему помочь, попутно выясняя отношения с его родителями, собственной матерью (Александра Ребенок) и нелюбимой девушкой Викой. Несмотря на то что в фильме есть несколько вызывающих сцен — здесь и оргия, и секс с несовершеннолетней (Саша спит с 15-летней сестрой Вики, смышленой не по годам Кариной (Арина Шевцова), — это в меру эпатажное кино, которое только в первые минуты сигает с балкона. Затем оно вдумчиво пытается вглядеться в души миллениалов. И у него это, кажется, получается. Рецензию Максима Сухагузова на фильм читайте здесь.
«На районе»
Очень тухлое пацанское кино
Режиссерский дебют пассии Данилы Козловского Ольги Зуевой, которая снималась в его «Тренере», а тут они поменялись местами. На сей раз Козловский играет у Зуевой — пацанчика с района по прозвищу Киса, который вместе со своим другом Вовой (Илья Маланин) проворачивает всякие мутные дела. Фильм снимался на родине режиссера — во Владивостоке и, очевидно, задумывался как этакое мачистское кино про то, как мужская дружба проходит проверку на прочность на злых улицах приморского города. Однако вместо тестостеронового боевика в духе «На гребне волны» у Зуевой получилось донельзя клишированное и неубедительное кино. Кэтрин Бигелоу такое бы не одобрила.
«Школа»
Австралийский хоррор про сон разума, рождающий чудовищ
Врач Эмми Уинтеркрейг (Меган Друри) мучается чувством вины из‑за того, что ее маленький сын в результате несчастного случая впал в кому. Хотя коллеги говорят, что надежды на выздоровление нет, она продолжает верить — а вскоре и сама оказывается на грани между жизнью и смертью в заброшенной школе. Эта школа — своеобразный лимб, где героине предстоит найти сына и спастись от потусторонних сил. Новый ужастик в плеяде австралийских хорроров — на сей раз про страшные сомнамбулические фантазии и монстров подсознания.
«Любовник моей жены»
Необязательная французская комедия с Даниелем Отеем
Новая режиссерская работа Даниеля Отея — с ним же в главной роли. По сюжету Даниель (собственно Отей) приглашает на ужин своего друга Патрика (Жерар Депардье), который приходит с молодой подружкой по имени Эмма (Адриана Угарте). Даниэль довольно быстро теряет от нее голову — и званый вечер превращается в череду неловких и комичных ситуаций вперемешку с фантазиями главного героя о счастливой жизни с красавицей. Ситуацию усугубляет еще и то, что за происходящим конфузом наблюдает его ревнивая жена (Сандрин Киберлен).
«Пришельцы в доме»
Мультик про мальчика, который подружился с пришельцами
Луис — обычный подросток с ворохом проблем и вечно занятыми родителями. Но вскоре в его жизни все резко поменяется: ему удастся подружиться с тремя пришельами-недотепами из космоса, чей НЛО потерпел крушение неподалеку. Мальчику предстоит не только скрывать новых друзей от взрослых и спецслужб, но и следить, чтобы они случайно не укокошили друг друга. Забавный мультфильм, в котором, правда, слишком мало от «Инопланетянина» и «Альфа», чтобы полюбить его всерьез.
Desiigner в «Главклубе»
Эксцентричный автор хита «Panda» возвращается в Россию
Про молодого бруклинского рэпера мир услышал два года назад — тогда никому не известный Desiigner попался на глаза Канье Уэсту, который позаимствовал куплет из его песни «Panda» и включил в нашумевший альбом «The Life of Pablo». Следом и оригинальная версия песни про панду (то есть на деле — про белый BMW X6) тоже пошла в народ, превратившись в один из самых назойливых хитов. А ее юный автор подписал контракт с лейблом Канье Уэста и прославился своими гиперактивными сценическими перформансами, один из которых нам снова предстоит увидеть.
Классические эксперименты «Нового света» в Консерватории
Эксперименты музыки США во второй половине ХХ века
До того как весь мир помешался на американском минимализме и пришедшими оттуда же внестилевыми поисками, в композиторской музыке США происходило ничуть не меньше важнейших событий — и Кейдж лишь вершина айсберга. Подкованные в современном репертуаре музыканты — среди них солисты «Студии новой музыки» и пианист МАСМа Михаил Дубов — сделают акцент на музыке Штатов середины ХХ века. Особенное внимание стоит обратить на Чарлза Айвза, неизвестного при жизни композитора, который по сути в одиночку изобрел академическую экспериментальную музыку США.
Выставка литографий Дэвида Линча
Любимый режиссер теперь и с литографиями
Линч любит Бэкона и Хоппера, а в 2013 году снял фильм о мастерской литографии Idem, где работали Пикассо и Миро, — и в честь такого радостного события сам создал более ста литографий. Тридцать пять из них — с неизменными психоделическими образами и черным юмором — можно будет как увидеть, так и приобрести на дебютной выставке поп-ап-галереи Follow the Art в баре Caffe Torino by Martini. Для коллекционеров планируется также устроить интервью с режиссером.
«Исаак Левитан и авторский кинематограф»
Пейзажи с рифмами в кино
Большой вопрос сегодня — как показывать классиков из учебников: что может новый куратор добавить к картинам, которые мы видели сотню раз? У Еврейского музея и центра толерантности есть остроумный ответ на этот вопрос: 30 пейзажей Исаака Левитана рифмуются с узнаваемыми кадрами отечественного кино — от Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского, Александра Сокурова, Андрея Кончаловского, Романа Балаяна, Сергея Соловьева, Андрея Звягинцева, Александра Довженко и других режиссеров. А сам Исаак Левитан не менее остроумно объявляется автором «русской тоски» — в вышедшем в поддержку выставки медиапроекте.
«ИгроМир»
Выставка достижений игровой индустрии
В этом году выставка-шоу «ИгроМир» станет уже без малого тринадцатой по счету. Как обычно, стоит ожидать капитанов индустрии видеоигр: в прошлом году своими стендами радовали, например, PlayStation, Blizzard Entertainment, «Софтклаб», а в этом программа точно хуже не будет. Также стоит отметить, что параллельно будут идти турниры по киберспорту и, что главное, российский Comic Con — фестиваль комикс-культуры со всеми необходимыми атрибутами: от кинозвезд до, собственно, самих комиксов.
Всемирная неделя космоса
Подборка интересных событий и все — о космосе
Ко Всемирной неделе космоса (с конца 1990-х это даты с 4 по 10 октября) Музей космонавтики и Дом-музей академика С.П.Королева подготовились со всей ответственностью: в эти дни их гости смогут посмотреть в прямой трансляции посадку космического корабля «Союз МС-08», сходить на встречу с летчиком-космонавтом Лавейкиным, побывавшим на орбитальной станции «Мир» в 1987 году, присоединиться к экскурсии по АМС, посмотреть фильмы (разумеется, про космос) и даже угоститься вареньем из любимых фруктов академика Королева — слив.
Когда:
4–11 октября
Где:
Музей космонавтики и Мемориальный дом-музей академика Королева
Подробности: