Понедельник, 29 октября
«Масло черного тмина» в клубе «16 тонн»
Музыкант, о котором вы наверняка еще услышите
Одним из первых Айдына (настоящее имя «Масла черного тмина») заметил Хаски, опубликовав в своем сообществе в «ВК» два его клипа с подписью: «Я кайфую. Хочу, чтобы вы тоже. Raw». После к обсуждению молодого музыканта из Казахстана подтянулись музыкальные паблики. Свой первый (бесплатный!) концерт «Масло черного тмина» даст в клубе «16 тонн».
Вторник, 30 октября
«Буерак» в «Главклубе»
Тихие герои новой рок-волны
Участники группы «Буерак» — молодые интеллигенты из Сибири, которые заняты копаниями в себе, а также неосознанным воскрешением музыкальной и визуальной эстетики 80-х. Обаяние их угловатых, но искренних песен действует не сразу — зато потом отвязаться крайне затруднительно. Осенью молодые лидеры гитарной постпанк-волны выпускают альбом «Репост модерн» — презентация в «Главклубе».
Амстердамский барочный оркестр в «Зарядье»
Бах от самых известных нидерландских барочников
В Москву с большой баховской программой едет Амстердамский барочный оркестр — один из самых влиятельных коллективов подобного рода во всем мире. После их концерта можно на всю жизнь влюбиться в барокко: они не просто идеально владеют этим репертуаром, но дают барочную музыку с фирменным грувом и какой-то фантастической легкостью, будто бы она не стала результатом усилий некоторого количества музыкантов, а просто взяла и появилась. Стоит сходить всем, кто думает, что Бах писал только безмерно возвышенные органные вещи. Сыграют два концерта — 30 и 31 октября.
«Транскрипция ошибки» в «Электротеатре»
Семь человек делают изощренный музыкальный театр
Представители шести государств собрались вместе, чтобы поставить музыкальный спектакль, посвященный неопределенности и случаю. Композитор Александр Чернышков сделал современную оперу, похожую одновременно и на стендап, и на концерт, и на цирк. Ошибка или неточность возводятся в метод, а границы между ролями перформеров и музыкантов стираются.
«Offline»
Выставка о том, что всем нужно выйти на улицу
Романтичное размышление на тему нашего цифрового настоящего — как мы все ушли в интернет-пространство и оставляем наши мысли на виртуальной стене. Проект заявляет, что реальная стена вполне может стать альтернативой, а уличное искусство спасет мир. Как живет художник в мире постинтернета — и как интернет определяет новую эстетику? Чем становится цифровая эстетика: новым вдохновением или источником протеста? В этом году в проекте участвуют большие имена современного искусства за пределами Москвы: и замечательная краснодарская группа ЗИП, и коллектив «Злые» из Екатеринбурга, всего 40 художников из России и со всего мира — от представителей скандинавской граффити-сцены Finsta (Швеция) и EGS (Финляндия) до американской художницы Faith XLVII (чтобы проверить, насколько хорошо вы разбираетесь в стрит-арте и способны ли отличить его от фотошопа, пройдите тест «Афиши»). «Offline» — основной проект III Биеннале искусства уличной волны «Артмоссфера», которая работает последние три дня — до пятницы. Из интересного, что можно успеть посетить в рамках проекта до его закрытия, — лекция фотографа Василия Кудрявцева, в объективе которого были такие звезды, как Дэвид Боуи, Depeche Mode, Бьорк, Леди Гага, Kiss, Metallica и многие другие.
Среда, 31 октября
«Магазинные воришки»
Промышляющая мелкими кражами семья берет к себе беспризорную девочку, что приводит к крупным проблемам
Плодовитый режиссер Хирокадзу Корээда («Третье убийство») решил снять картину о мелких кражах, которые приводят к раскрытию более значимых семейных секретов. Его герои — Осаму с сыном — совершают небольшое магазинное воровство (это дело у них в привычке) и случайно находят замерзшую маленькую девочку. Осаму забирает девочку в свою семью, хотя его жена не сразу соглашается. Этот случай становится роковым, и счастливая семейная жизнь начинает трещать по швам. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля 2018 года. В прокат фильм выйдет 8 ноября, а 31 октября его покажут в «Пионере» в рамках фестиваля «Бесценные города в кино».
«Все эти бессонные ночи»
Боль взросления и ночная жизнь Варшавы
«Все эти бессонные ночи» — игровой дебют документалиста Михала Марчака, который Beat Film Festival показали год назад на «Стрелке». В среду в кинотеатре «Октябрь» его можно будет увидеть на большом экране снова — в рамках программы, посвященной 10-летию фестиваля. Кшиштоф и Михал — двадцатилетние парни, прожигающие ночи в варшавских барах, на дискотеках и квартирниках. Михаил влюбляется в бывшую девушку Кшиша, недавно расставшегося с ней после пятилетних отношений. Смогут ли они пережить этот любовный треугольник? Фильм полон красивых кадров, визуальных открытий, а еще в нем звучит музыка группы Caribou.
«Electrotubus» в «Электротеатре»
Флейтотроника
На концерте «Electrotubus» флейтистка Мария Алиханова вместе с композитором Алексеем Наджаровым покажет неожиданные возможности своего инструмента, которые открывают новейшие техники звукоизвлечения и электроника. В программе — сочинения главного финского композитора Кайи Саариахо, американца Роджера Рейнолдса, голландского минималиста Якоба тер Вельдхауса и российских композиторов; также запланирована премьера нового произведения Наджарова.
«Восток. Другая красота. К 100-летию Музея Востока»
Просмотр архивов и красавиц
К столетию музей демонстрирует свои коллекции — и выставка должна как раз показать, какими солидными материалами он владеет. В шести залах будут представлены работы из шести стран — от Центральной Азии и стран ислама до Японии и Юго-Восточной Азии. Главная идея, которой выставка подчинена, — красота, и прежде всего женская: с портретами красавиц и их украшениями.
«Шефы на рынке»
Ночной гастрономический маркет на Усачевском
В ночь со среды на четверг Усачевский рынок изменит своим правилам и пригласит за прилавки вместо гастроэнтузиастов шеф-поваров лучших московских ресторанов. Пять часов напролет, с 22.00 до 3.00, Владимир Чистяков (Büro TSUM), Руслан Поляков (Remy Kitchen Bakery), Марат Хайджян (Big Wine Freaks), Сергей Носов («Сыроварня») и другие шефы будут готовить специальные блюда и предлагать разные вариации меню корнеров. Помимо гастрономических изысков обещают и музыку — диджей-сеты сыграют Соня Мунтян, Шура Кузнецова, Майя Клугман и Кристина Козырева. Вход бесплатный, но просят заранее зарегистрироваться.
Четверг, 1 ноября
«Богемская рапсодия»
История успеха группы Queen
Прилежный байопик про легендарную группу Queen и ее обжигающего фронтмена Фредди Меркьюри (Рами Малек), венцом совместного творчества которых стал концерт «Live Aid» на стадионе «Уэмбли». Фильм по сценарию мастера накрахмаленных биографий Энтони МакКартена («Вселенная Стивена Хокинга», «Темные времена») бережно восстанавливает хронологию тех событий, однако, как и карьера Меркьюри, съемки не обошлись без скандала: заканчивал картину Декстер Флетчер, а не уволенный из-за постоянного отсутствия на площадке и конфликтов с артистами Брайан Сингер («Люди Икс» и «Подозрительные лица»).
«Хантер Киллер»
Джерард Батлер снова спасает президента
Подводная лодка «Хантер Киллер» под руководством мудрого капитана (Джерард Батлер) отправляется на рискованную операцию к Кольскому полуострову, но тут американским подводникам неожиданно приходится спасать российского президента Захарина (Александр Дьяченко), который стал жертвой политического переворота. Образцовое би-муви, как будто бы пришедшее из времен холодной войны: серьезные лица, подводная лодка, Гэри Олдман в роли строгого начальника и Джерард Батлер в роли спасателя президента — впрочем, после «Падения Олимпа» ему не привыкать это делать. Стоит также отметить, что Юрий Колокольников и Михаил Горевой теперь официально играют всех русских в американском кино.
«Проигранное место»
Хоррор-дебют Надежды Михалковой про смерть школьников в кинотеатре
Старшеклассники пугают друг друга страшилками про опасное место в кинотеатре (стоит на него сесть — и погибнешь), однако в какой-то момент городская легенда оживает — и школьники начинают погибать один за другим. Занятный режиссерский дебют Надежды Михалковой в модном нынче жанре «хоррор по сценарию братьев Пресняковых» («Изображая жертву»). Среди интересных кастинговых решений — абсолютно белесая Анна Михалкова и звезда клипа «Вояж» группы «Ленинград» Ирина Мартыненко. Кажется, у нас появились собственные «Городские легенды».
«Ужастики-2: Беспокойный Хеллоуин»
Продолжение страшилки для самых маленьких
Сиквел детского хоррора про то, как несколько друзей-школьников борются с монстрами, соскочившими со страниц страшилок в мягкой обложке Р.Л.Стайна. Бессовестный клон «Джуманджи» с акцентом на хеллоуиновскую тематику напоминает типичное продолжение не слишком успешного фильма — пропали все звезды второго плана (раньше, например, был Джек Блэк), а также сменился режиссер: Роба Леттермана потеснил Эри Сандел. В общем, это никакой не «Взвод чудовищ», а диетический ужастик, который предназначен для разового семейного просмотра.
«Чародейка»
Мрачноватая европейская сказка про девочку, которая умеет разговаривать с животными
Двенадцатилетнюю Клару (Герда Ли Кос) царапает кошка — и та начинает понимать язык животных, а еще выясняет, что принадлежит к древнему роду колдуний. Впереди ее, разумеется, ждет сражение со злой ведьмой. Режиссер Каспар Мунк раньше снимал сериалы про церковь и мелодрамы, а теперь принялся за фэнтези, похожие на все детские фэнтези разом: от «Гарри Поттера» до «Сабрины — маленькой ведьмы».
«Фагот»
Снятая на айфон отечественная комедия о нетерпимости и расставаниях
Максим (Александр Дривень) хочет расстаться с девушкой (Анастасия Пронина), но не знает как. Перебрав все варианты, он приходит к идее с каминг-аутом — и тут начинаются как оскорбления, так и самокопания. Снятый целиком на айфон и от первого лица откровенный фильм независимого российского режиссера Бориса Гуца («Арбузные корки») поднимает вопросы толерантности, доверительности и самопознания, но в ироническом ключе и с очень большим количеством шуток на тему секса.
«Подвал»
Игорь Волошин пытается вернуться в авторское кино с экс-любимцем Ларса фон Триера
У неверного музыканта (Жан-Марк Барр, «Европа» и «Нимфоманка») и его ревнивой жены-ветеринарши (Ольга Симонова) пропадает дочь, пока они выясняют семейные отношения. После заигрываний с дурными комедиями («Скорый «Москва–Россия») и достойными сериалами («Физрук» и «Ольга») Игорь Волошин, ранее известный как режиссер радикальных авторских картин «Нирвана», «Я» и «Бедуин», кажется, окончательно растерял собственный почерк и теперь снимает многозначительные драмы, похожие на сотни европейских картин — в том числе и на звягинцевскую «Нелюбовь».
«МакКуин»
Док про дизайнера одежды, удостоенного ордена Британской империи
Все, что вы хотели знать про кутюрье Александра МакКуина, командора ордена Британской империи, автора костюмов к «Эоннагате» Робера Лепажа, а также заслужившего славу хулигана дизайнера одежды от Givenchy, Gucci и не только. Восемь лет назад МакКуин покончил с собой. Режиссеры этого посмертного документального байопика попытались разобраться в противоречивой натуре дизайнера и поговорили с людьми из его окружения.
«Климт и Шиле: Эрос и Психея»
Док про конец прекрасной эпохи
Музейное шоу о золотом веке искусств в Вене начала XX века, чей конец ознаменовался смертями двух выдающихся художников — Густава Климта и Эгона Шиле. Документалка расскажет о том, как их работы повлияли на развитие культуры двадцатого столетия.
«Проза бродячих псов. Фильм»
Аниме про битву экстрасенсов от режиссера классического мультсериала про Сейлор Мун
Организации с лирическим названием «Боевое детективное агентство» предстоит разобраться, почему люди с экстрасенсорными способностями убивают себя, а на месте их гибели остается загадочный туман. Предполагаемый виновник найден — и отряд уже выехал. Режиссер Такуя Игараси работал над одноименным аниме-сериалом, а также — над классическим шоу про Сейлор Мун, но это дикое боевое аниме неспроста имеет возрастную маркировку 18+. «Проза бродячих псов» — настоящий хардкор, в котором людей разрывают на куски.
«Synthposium Live»: Amnesia Scanner в «Плутоне»
Безумная электроника эпохи веб-панка
Обосновавшийся в Берлине финский дуэт Amnesia Scanner — идеальная музыкальная аналогия веб-панка. Их нарочито неровная и неустойчивая музыка то глушит трэповыми басами, то шумит и лязгает, как настоящий индастриал, то дает кислотного пародийного RʼnʼB, а потом вдруг обрывается звенящей тишиной — на такой ультрапостмодернистский калейдоскоп у них может уйти от силы минут пять. Живьем, под бешено мерцающее видео это звучит еще лучше; вероятно, именно предельно концентрированный концертный опыт, который сами музыканты называют xperienz, и является чем-то вроде definitive edition.
Дарья Звездина в ЗИЛе
Моноопера про ощущение пространства
На премьеру монооперы «from … to …» молодого московского композитора Дарьи Звездиной нужно идти хотя бы затем, чтобы увидеть и услышать оперу в контексте актуального искусства. Здесь нет никакой душещипательной истории или текстового первоисточника — это долгое путешествие по смутной местности, собранное из минимального количества художественного материала. Вместо этических высказываний — переживание пространства с помощью электронных звуков, видео (Петр Ладен), движения (Екатерина Калюжная) и голоса (Алексей Коханов).
«Родина» в Центре им. Мейерхольда
Толпа блондинок учит любить Родину
Экспериментирующий драматург и режиссер Андрей Стадников («Репетиция оркестра», «СЛОН», «Нация») сочинил эпичный спектакль из двух частей на основе рассекреченных документов 1920-х, а также пьесы «Смерть Ленина» и ряда современных документальных источников, проливающих свет на политическое закулисье России. В центре пространства — пирамида из зрительских секторов, а вокруг — 48 марширующих блондинок, а также два Сталина и один Троцкий. Не последнее отношение к действию имеют черновики «Истории Пугачева» Пушкина и роман «Овод» Этель Войнич. Все это — результат открытой лаборатории идей Центра им. Мейерхольда Blackbox. Подробнее о спектакле и его создателях читайте здесь.