Заявка на новое место силы
«В Москве много заведений — каждый день что-то открывается, закрывается, наверное, еще больше. Но совсем недавно появилось одно новое замечательное место — «Рихтер» — на улице Пятницкой, в доме 42. Для меня Пятницкая улица достаточно спорное место, ничего невероятного там не происходит (или я об этом не знаю) — в общем, меня туда не тянуло. Но буквально в начале лета начался движ вокруг этого нового места — какое-то загадочное открытие, предоткрытие, презентация, концерт, вечеринка. «Рихтер» сразу стал площадкой для экспериментов разных художников, музыкантов, даже я успел презентовать там нашу с Лешей Киселевым книгу. Но на самом деле это бутик-отель на семь номеров с потрясающей велкам-зоной, баром и великолепной кухней, который вот-вот уже должен начать функционировать по назначению.
Мне кажется, это заявка на новое место силы. Здесь будут встречаться совершенно разные люди, чтобы обсуждать и создавать что-то интересное на стыке разных видов искусства. Это классно. Такого в Москве еще не было — их позиционирование, то, с какой любовью они все это делают, люди, которых там можно встретить, — все это очень подкупает».
Место, где старый город еще жив
«В этому году мы делали программу о Москве-реке, и узнали, что речные трамвайчики — красу и гордость столицы — запустила вовсе не городская администрация. До революции на Воробьевых горах работал знаменитый загородный ресторан Крынкина. Добраться туда было непросто, и Крынкин запустил моторные лодки, которые курсировали по реке каждые полчаса от Болотной площади до крынкинских угодий.
Разумеется, советская власть рассадник буржуазного времяпрепровождения уничтожила, причем даже не переделала в кафе «Ромашка», а просто подчистую. Так вот, если свернуть с прогулочной дорожки на Воробьевых горах, можно обнаружить кирпичные руины. Это и есть ресторан Крынкина, в который когда-то сплывались со всей Москвы.
В этом году Москва продолжила бодро облепляться реставрационной штукатуркой, а старые дома продолжают равнять с землей лужковскими темпами (см. список «Архнадзора» из 159 утерянных зданий). Поэтому затерянное в чаще пятнышко, где старый город еще жив без прикрас, — для меня, безусловно, место уходящего года».
Идеальный шашлык из морепродуктов на Новослободской
«Я в этом году много всего полюбила, мне кажется, он был особенно щедр на всякие новые места и любимые блюда. Или я просто стала чаще куда-то выбираться. Но особую нежность я питаю к кафе «Рынок и общепит Шук». Иногда специально свой день планирую так, чтобы он закончился где-то в районе «Новослободской». Там всегда есть какое-то классное вино, интересные сорта пива, а главное — огромный сэндвич с пастрами, идеальный шашлык из морепродуктов и осьминог с дзадзики. Никакой особой истории про это место у меня нет, но это и классно, я туда иду как раз, чтобы таких историй избежать».
Древний и непричесанный город рядом с главной туристической улицей
«Весной я оказался на стене Китай-города — подлинном сохранившемся участке этого великого московского сооружения XVI века; ранее, буквально в паре сотен метров от этого места, я изучал умирающее здание знаменитого «Славянского базара» — первого в истории России ресторана высокой кухни, которое открыл наш соотечественник; места, где Станиславский и Немирович-Данченко обсуждали создание Художественного театра.
Все это находится на второй линии главной туристической улицы Москвы, Никольской. И все это поражает — не только тем, что это все сохранилось в двух шагах от Красной площади, а тем, насколько точно все эти древности описывают модель Москвы-2018. Яркий и лубочный вариант для туристов ограничен фасадной линией зданий и нехитрыми развлечениями типа сетевых кафе и селфи на фоне жирной собянинской иллюминации. Но за парадными зданиями — совсем другой город, которые граждане приезжающие не видят: древний и непричесанный. Им, как тяжело умирающим престарелым родственником, мы и гордимся, но и не хотели бы, чтобы кто-то его видел, непарадная получается картинка, которая сильно расходится с брендбуком «Как похорошела Москва».
Расслабленный маршрут на «Бауманской»
«В 2018 году помимо основных мест моего пребывания — Powerhouse, «Плутон» и славный город Рига — я основательно осваивал район «Бауманской», где живу уже второй год. Тут полно расслабленных маршрутов, мой любимый — это зацепить кусок пиццы на «Гастроферме», дойти до «Успеха» и Punk Fiction, где в это время, скорее всего, чекается какая-нибудь малоизвестная рок-группа, выпить там пива и отправится дигать пластинки в магазин Dig, что в Саду имени Баумана».
Медитативное и успокаивающее место
«В этом году я неожиданно для себя вспомнила про библиотеку искусств, которую, честно говоря, не посещала со студенческих времен. Я почувствовала острую нужду изучить довольно узкую тему — европейское нижнее белье до 20-х годов прошлого века — и нашла в РГБИ гораздо больше, чем искала, а заодно вспомнила, как это приятно — тихо и сосредоточенно работать в читальном зале. А в абонементе на Петровских линиях вообще почти никогда не бывает людей. Там работают невероятно приятные сотрудники, которые вручную подбирают тебе нужные книги по теме, пока ты изучаешь каталог. Во всем этом есть что-то забытое, медитативное и успокаивающее.
Хожу туда теперь примерно раз в три месяца, в перерывах между проведением маркетов Vintage Marketplace, когда у меня появляется свободное время и заодно хочется какой-то тихой шуршащей работы за столом при свете лампы. Это настоящий кайф и совершенно неожиданная потребность».
Чудесный книжный магазин
«Задали вроде бы простой вопрос, но тем самым поставили меня в тупик. Пришлось напрячь память и перебирать места, в которых понравилось и куда хотелось бы вернуться. Случился мощнейший ступор, потому что выбрать какое-то одно оказалось невозможным. Но первым из равных так и хочется назвать во всех смыслах чудесный книжный магазин «Маршак». Да, он вроде бы себя позиционирует как магазин детской литературы. И как не зайдешь, обязательно застанешь малышей, а если не застанешь, то чудная дочка создателей магазина может вполне по-деловому тебе порекомендовать книжку, которая ей очень понравилась.
Сережа Карпов, один из идеологов и моторчиков «Маршака», всегда обижается когда его магазин называют местом где продается «детская литература». «Не хочется совсем, чтобы мы были про сюсю-мусю», — говорит он. А со своими коллегами вечно что-то придумывает, в том числе и книгу про обэриутов.
Очень хочется, чтобы в новом году Москва хорошела не только велодорожками или, простихоспади, фестивалями варенья, но и вот такими милыми и очень человечными и теплыми историями. Как это получается у бара «Дефицит», у стойкого воплощения слова «независимость» — заведения «Наука и искусство» и у других рисковых ребят, которые на вопрос скептика «А аренду как отбивать будешь?» махнут рукой и скажут: «Пофиг, прорвемся!»
Стадион, как лучшая медитация
«Для меня новым местом в Москве и тем, где я провел больше всего времени, стал Таганский парк, а точнее его стадион, где я бегал трижды в неделю все лето, и пробежал свою первую в жизни дистанцию в десять километров. И сейчас для меня это лучшая в жизни медитация и возможность погрузиться в прослушивание музыки».
Магия и счастье на Новодевичьем пруду
«Мое главное место Москвы 2018-го и по совместительству место силы — это Новодевичий пруд и прилегающий к нему парк. Я велолюбитель, активист и вообще велоаддиктед — лето без велосипеда для меня немыслимо. И во время подготовки фестиваля Сhess & Jazz я ежедневно проделывала вечером на велосипеде один и тот же путь: от дома на Пречистенке, через Пречистенскую, Фрунзенскую, Лужнецкую набережные к «Лужникам» и, пересекая их насквозь, выезжала ровно к Новодевичьему пруду. Это был мой способ отвлечься, отключиться, такая персональная медитация.
Сложно описать, что со мной происходит здесь, но, ритуально объезжая несколько кругов вокруг пруда, я тут же успокаиваюсь, буквально заземляюсь. Теплый свет фонарей, театрально подсвеченный монастырь, тишина и утки — все вместе с музыкой в наушниках заставляет меня забыть обо всех проблемах, трудностях и острых моментах прошедшего дня. Работает каждый раз.
Во время чемпионата, перед одной из финальных игр, когда проезд через «Лужники» совсем перекрыли, а толпа еще не хлынула на стадион, выруливая к парку по только что политой дороге, я увидела, что такое полуденный зной, и как солнце может играть бликами по асфальту. Напомнило детство, и было так по-настоящему беззаботно, что даже не знаю, где еще такое можно почувствовать, как не здесь. В общем, магия и счастье на Новодевичьем пруду».
Тишина и белки в лесопарке
«В 2018 году у меня действительно появилось новое любимое место в Москве. Я начал ездить на работу на велосипеде и по пути проезжать по тропинкам парка Покровское-Стрешнево. До и после него мой путь лежит вдоль больших шумных трасс, а благодаря парку все это прерывается и я могу подышать, послушать птичек и иногда даже увидеть белок, которые выходят на тропинки. А это дополнительный плюс, потому что моя жена мне по этому поводу очень завидует: она никогда не видела белок в Москве».
Уютная кофейня и джаз по вечерам
«В этом году я с новой силой полюбила кофейню West 4 на Остоженке. «Ночлежка» только в этом году открыла филиал в Москве, и у нас пока нет своего дома, поэтому в этой кофейне я провела много времени: встречалась с нашими первыми волонтерами, собеседовала новых сотрудников, работала время от времени. Мне как-то очень уютно в West 4. Здесь отличный кофе, играют пластинки, а если в пятницу засидеться до вечера, то можно работать под живые выступления джазовых музыкантов».