Понедельник, 4 февраля
«Фаворитка»
Жестокая сатира на дворцовые интриги от режиссера «Лобстера»
Самый известный греческий режиссер наших дней Йоргос Лантимос снимает уже третий англоязычный фильм — после восторженно принятой антиутопии «Лобстер» и современной античной трагедии «Убить священного оленя», которую многие не поняли. «Фаворитка» увезла из Венеции приз за лучшую женскую роль (Оливия Колман), что и неудивительно: это безжалостная, как умеет Лантимос, история про дворцовые интриги, разыгранная тремя яркими артистками (Оливия Колман, Эмма Стоун и Рейчел Вайс). 12 любопытных фактов о «Фаворитке» найдете здесь.
Вторник, 5 февраля
Андрей Кузькин «Дар забвения, или Формула пустого мира»
Человек из хлеба в пустоте
Андрей Кузькин — возможно, самый важный из тех перфомансистов, что остались у нас в стране. Каждая его выставка — событие: он замечательный рассказчик, и его поэтические описания собственных действий работают не хуже, чем инструкции Йоко Оно. Но эта выставка — про инсталляцию: с человеком из хлеба в центре, по стенам — формула пустого мира из трех слов: «ложь», «страх», «смерть».
«Когда мой папа был маленьким»
Выставка про детство
Сказки, игрушки, воспоминания — нежная тема детства переварит все, поэтому рядом с работами современных художников расположатся книжные иллюстрации, керамика. Среди художников будут и молодые выпускники профильных вузов, и поколение Зураба Церетели (его работы тоже можно увидеть на выставке).
Среда, 6 февраля
Ssshhhiiittt! в клубе «16 тонн»
Необычный и многообещающий гаражный рок
Всего за несколько лет ростовский коллектив Ssshhhiiittt! добился внушительной популярности, начал кататься с гастролями по России и уверенно претендует на статус новых рок-героев. Среди причин такого успеха — талант создателя проекта Никиты Кислова просто и искренне рассказывать истории из жизни современных подростков, а также оригинальное звучание: помимо громкого нигилистического шума здесь можно услышать фортепиано, минималистичные партии гитары и барабанов, эмоциональные взвинченные соло. Так что если вы ищете более лиричную и спокойную альтернативу реактивному мачизму группы «Пасош», то, возможно, Ssshhhiiittt! — это именно то, что вам нужно.
Теодор Курентзис в Московской филармонии
Курентзис со своей любимой скрипачкой
Дуэт Теодора Курентзиса и швейцарской скрипачки Патриции Копачинской настаивался на Дягилевских фестивалях и существует в записях, которые похвалил каждый классический критик. Один из номеров московской программы, Концерт для скрипки Чайковского, вышел на лейбле Sony Classical в 2016 году и блистал неожиданными фольклорными красками, вдруг сблизившими русского романтика с ранним Стравинским. На концерте все может выйти совершенно иначе, но обыденных интерпретаций от Копачинской и Курентзиса ожидать точно не стоит. Со своим оркестром пермский дирижер также сыграет программные вещи Чайковского: увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» и симфоническую фантазию «Франческа да Римини».
ZAZ в Crocus City Hall
Большая звезда французской эстрады
Изабель Жеффруа начинала с кабаре, небольших баров и уличных концертов — сейчас она выступает на стадионах и может позволить себе самое дорогостоящее продюсирование, но в сердцевине ее музыки все равно звучит прежняя уличная харизма. Zaz можно назвать полноправной наследницей Пиаф — из-за хриплого голоса, общенациональной любви и близости к народу. Помимо традиций шансона Жеффруа также совмещает в своих композициях пестрый этнический колорит французской культуры, поп-музыку, фолк и джаз.
Магдалена Кожена в «Зарядье»
Ранний классицизм с оперой и образцовыми музыкантами
Чешская оперная дива Магдалена Кожена, которая обладает каким-то неземным, парящим меццо-сопрано, споет в Москве арии и кантаты Моцарта, Глюка и Гайдна — для любителя вокальной классики уже достаточный повод определиться с планами на вечер среды. Тем более обещают еще и инструментальные опусы тех же композиторов в исполнении британского оркестра Age of Enlightenment — все, к чему прикасаются эти замечательные исполнители на исторических инструментах, превращается в золото.
Дима Билан на стадионе «Динамо»
Для тех, кому в инфополе мало Киркорова
В далеком 2008 году Билан стал первым отечественным музыкантом, который привез «Евровидение» в Россию. Тогда он ассоциировался с белой майкой и знаменитым прыжком. С тех пор немало воды утекло и имидж Билана изменился (не верите — посмотрите недавний выпуск «Узнать за 10 секунд» с его участием). В ближайшую среду он соберет футбольный стадион из вновь примкнувших и преданных поклонников. Шоу готовит под пафосным (может себе позволить) названием «Планета Билан» — обещают формат «на стыке музыки, перформанса, кино и героического комикса».
«Сталинград» в «Современнике»
Самая знаменитая работа грузинского Феллини — о жизни рядом с войной
Классический спектакль Резо Габриадзе, получивший всевозможные премии. На крошечной сцене куклы-муравьи, куклы-генералы, куклы-лошадки и куклы-солдаты воссоздают истории персонажей, волею судьбы объединенных смертоносным сражением. Покажут спектакль в рамках московских гастролей знаменитого театра марионеток.
«Толстой — Столыпин. Частная переписка» в «Практике»
Жаркий спор о судьбе России
Постановка Владимира Мирзоева по пьесе Ольги Михайловой, основанной на личной переписке Льва Толстого и Петра Столыпина. Обоих беспокоило будущее России — как спасти страну от надвигающейся революции, — об этом и спорили. Премьера спектакля «Театр.doc» на сцене «Практики», принявшей его у себя на постоянную прописку .
Четверг, 7 февраля
«Завод»
Еще одна железобетонная притча Юрия Быкова
Простые работяги с недавно закрытого завода берут в плен местного богача (Андрей Смоляков), который предприятие и продал. Счастливого финала ждать не приходится: бытописец непроглядной российской действительности Юрий Быков, уже описывавший Россию как рушащийся дом («Дурак»), добрался до присказки про стоящие заводы и мысли, что человеческая жизнь стоит дешевле многих товаров первой необходимости. Об этом же, если подумать, и все предыдущие его работы, однако новый фильм строится по лекалам «Рио-Браво» и «Нападения на 13-й участок» — и это может быть интересно.
«Лего Фильм-2»
Продолжение остроумной комедии-конструктора про оптимистичных обывателей
В «Лего Фильме» разразилась схватка между человеческой фантазией и щупальцами капитализма. Действие сиквела происходит в постапокалиптическом мире, где экс-строитель Эммет продолжает раздражать окружающих неубиваемым оптимизмом. Вера в лучшее ему, впрочем, очень пригодится, когда он сойдется в схватке с пришельцами из смазливой вселенной DUPLO, в которой все мило и без острых углов. Те похитили его боевитую возлюбленную Люси и еще нескольких жителей мира Lego. Оглушительный успех изобретательного мультфильма Фила Лорда и Криса Миллера не мог обойтись без продолжения, правда, немного тревожно, что сиквел доверили Майклу Митчеллу — постановщику «Мужчины по вызову», «Высшего пилотажа» и «Шрэка навсегда». Сатирический заряд Lego, может, и силен, но вряд ли всесилен.
«Снегоуборщик»
Лиам Нисон снова мстит — теперь с привкусом скандинавского нуара
Снегоуборщик Нелс Коксман (Лиам Нисон) — довольно добрый человек и, как водится, порядочный семьянин. После смерти сына от передозировки наркотиков он проводит собственное расследование, после чего начинает методично мстить виновникам. Хоть «Снегоуборщик» и выглядит как классический фильм с Нисоном, тут есть подвох: это ремейк скандинавской картины «Дурацкое дело нехитрое», где месть осуществлял Стеллан Скарсгорд — любимец не только Ларса фон Триера, но и Ханса Петтера Моланда, постановщика оригинальной картины. Он же и поставил ремейк собственной картины для англоязычной публики. Пересказ собственного фильма зачастую дело гиблое, но попытка не пытка.
«Месть Лиззи Борден»
Хлоя Севиньи и Кристен Стюарт против домашнего насилия
1892 год. Мэгги (Кристен Стюарт) устраивается служанкой в дом семейства Борден, где заводит дружбу с дочерью хозяев Лиззи (Хлоя Севиньи). С остальными жителями особняка отношения не складываются: все местные мужчины (особенно глава семейства) склонны к физическому и сексуальному насилию. «Месть» основана на реальных событиях и рассказывает о жутком убийстве, в котором подозревали Лиззи Борден. Режиссер Крейг Уилльям Макнилл, дебютировавший триллером «Мальчик» и работавший над сериалом «Леденящие душу приключения Сабрины», предлагает свою интерпретацию загадочного происшествия.
«Ван Гог. На пороге вечности»
Уиллем Дефо одухотворенно страдает в роли художника
Живописное и патетичное житие одного из самых известных художников в истории искусства. Уиллем Дефо пополнил легион блестящих артистов, сыгравших Винсента Ван Гога (среди которых, например, Бенедикт Камбербатч и Майкл Дуглас). В остальных ролях — тоже сплошь звезды: Руперт Френд играет брата Винсента Тео, Мадс Миккельсен — священника, а Оскар Айзек — Поля Гогена. Режиссер Джулиан Шнабель известен прямолинейными байопиками художников («Баския») и драматическими слезовыжималками («Скафандр и бабочка»). Неудивительно, что он в итоге добрался и до Ван Гога, за такой материал уха не жалко.
«Девочка»
Добродушная драма про трансгендерный переход, расхваленная в Каннах
Пятнадцатилетняя Лара (Виктор Полстер) — девочка, запертая в теле мальчика и ожидающая операции, которая это недоразумение решит. Параллельно она ходит в танцевальную школу, много нервничает и ждет не дождется решающего дня. Драма бельгийского режиссера Лукаса Донта собрала россыпь наград на Каннском кинофестивале, в том числе за потрясающий перформанс Полстера. Вместе с тем это не жесткая драма о том, как общество не принимает чью-то инаковость, а, напротив, кино о том, как близость перемен изводит человека, принявшего самое важное решение в своей жизни. В сущности, это любой сюжет о взрослении, только Донт подал его максимально телесно.
«Вернуть Бена»
Джулия Робертс старается спасти сына от дурной компании
Независимая драма про Бена Барнса (Лукас Хеджес из «Леди Берд»), который сбежал из реабилитационного центра в канун Рождества. Его мать (Джулия Робертс) очень рада видеть сына, но понимает, что тому все еще нужна помощь. Возможно, ей придется пойти на отчаянные меры. Новый фильм Питера Хеджеса («Влюбиться в невесту брата») — напряженное инди про родителей и детей.
«Идеальные незнакомцы»
Возвращение на большие экраны
За ужином семеро друзей решают проверить, насколько они хорошо знают друг друга, — для этого они начинают читать вслух СМС, сообщения в WhatsApp и отвечать на звонки по громкой связи. Сразу же вскрывается вся их неприятная подноготная, но это оказывается не только грустно, но и страшно смешно. Трагикомедийный хит итальянского проката, который вдруг разворачивается в увлекательный детектив, снова на больших экранах.
«Клаустрофобы»
Режиссер «Астрала» играет с группой незнакомцев в зловещую игру
Шестеро незнакомцев соглашаются принять участие в остросюжетном квесте, который оказывается не веселенькой шарадой, а настоящей головоломкой на выживание. Эпигон «Куба», «Игры» и «Пилы», фильм Адама Робитела («Демоны Деборы Логан», «Астрал-4: Последний ключ») обещает много замкнутых пространств и опасных задачек. Однако вряд ли щекочущий нервы аттракцион поразит хитро выдуманным финалом. В главных ролях — звезды «нефликсовских» сериалов: Дебора Энн Уолл из «Сорвиголовы» и Тейлор Расселл из «Затерянных в космосе».
Дэвид Духовны в «Главклубе»
Блюз, рок и кантри от агента Малдера
Многие актеры считаются творцами в широком смысле слова: музыкой занимаются Джонни Депп, Райан Гослинг или, например, Киану Ривз. А вот творчество Дэвида Духовны — несправедливо обделенный подобным вниманием факт. Исполнитель роли Фокса Малдера и Хэнка Муди пишет и исполняет музыку с 2015 года, и у него успели выйти два альбома с авторскими песнями в стиле рок, блюз и кантри. Сейчас готовится уже третий полноформатный релиз — очевидно, треки с него частично войдут в программу, с которой знаменитый актер с приятным голосом и идеальным слухом приедет в Россию.
DianaPlaysPerception в «Гараже»
Тихая музыка в библиотеке музея
В новом проекте «Гаража» «Пожалуйста, тише!» новая музыка будет звучать там, где обычно любой более-менее громкий звук сопровождается презрительными взглядами — в библиотеке. Открывает серию концертов молодой московский ансамбль DianaPlaysPerception, который исполнит негромкие и неспешные произведения участника композиторской группы Wandelweiser швейцарца Юрга Фрея и американца Мортона Фелдмана: организаторам придется сильно постараться, чтобы к следующему разу придумать столь же уместную программу для читального зала.
«Теллурия» в Театре на Таганке
Богомолов и современная классика
Уже третий по счету совместный проект Константина Богомолова и Владимира Сорокина: после оперного спектакля «Триумф Времени и Бесчувствия» и невышедшего еще фильма «Настя», главный, за неимением других, русский театральный режиссер поставил фрагментарный роман Сорокина: это, кажется, знаменует новый период в творчестве режиссера.
«Па-дражание драматической машине» в театре «Около дома Станиславского»
Моноспектакль от создателя легендарного театра «АХЕ»
Фестиваль современного искусства «Форма» запускает театральный проект «Форма Лаб» — готовят серию спектаклей от представителей новой волны современного экспериментального театра. Начнут с его ярких представителей — Инженерного театра «АХЕ». 7, 8, 9 и 10 февраля покажут моноперформанс одного из его основателей — Павла Семченко — «Па-дражание драматической машине 2.0». Разделять сцену вместе с актером будут огненный тромбон, палка, веревка, свежий огурец, несколько стеклянных бутылок и тонких прутиков.
«How long is now» в Новом Пространстве Театра Наций
Третий интеллектуальный марафон, на этот раз — об утопии в искусстве
С 7 по 10 февраля в Новом пространстве Театра наций будут обсуждать утопические художественные идеи в советском искусстве и архитектуре. Откроют этот интеллектуальный, третий по счету, марафон круглым столом к премьере нашумевшего многосерийного фильма Ильи Хржановского «Дау» о жизни физика Льва Ландау. В дискуссии примут участие театровед Ольга Федянина, музыкальный, театральный критик Дмитрий Ренанский и культуролог, бывший главред «Афиши», Юрий Сапрыкин. В списке тем, запланированных на последующие дни, «Бумажная архитектура: фабрика утопий», «Сталинская архитектура: образ земли, которой нет» и «Илья и Эмилия Кабаковы: альтернативная история искусств».
«Водная жизнь Эстебана Лагранжа» на Усачевском рынке
Морской ужин со звездным шефом
С начала года на Усачевском рынке начал работу уже третий Prawns — гастро-проект Евгении и Сергея Дорониных, — который можно легко найти в корнере по большому граффити с портретом героя Билла Мюрея из фильма Уэса Андерсона «Водная жизнь». Главными «хедлайнерами» меню здесь остаются креветки и камчатский краб, дикая рыба и ракушки, как и основная идея сети — создать доступную альтернативу как бесчисленному городскому стрит-фуду, так и крупным ресторанам на морскую тематику, сделав свежие морепродукты максимально демократичной едой для всей семьи чуть ли не на каждый день. Особенностью нового Prawns станет то, что раз в три месяца сюда будет приезжать международный шеф мишленовского уровня для разработки специального меню. Такую традицию уже на этой неделе откроет Пабло Эстебан Лагранж — триумфатор престижного конкурса молодых шефов San Pellegrino Young Chef, который успел поработать сразу в нескольких ресторанах из топа «The Worldʼs 50 Best» (Mugaritz, Pakta, Noma, Tickets и др.). В честь такого звездного привоза и презентации шеф-меню Prawns и Усачевский в четверг делают морской ужин с гастрономическим сетом из 8 блюд, от свежих пасьетских устриц с зеленым соусом из микса оливкового и соснового масла до пряного кимчи с щупальцами осьминога и, например, тихоокеанских креветок темпура-водка с водорослями и апельсиновым конфи. Обещают курорт в центре Москвы, билеты на который можно забронировать в соцсетях кафе или самом Prawns на Усаческом.