Брейк-данс в наши дни
Развитие субкультуры и уникальность каждой страны
Традиционные центры современного брейк-данса находятся в США, Франции и Японии, но появляются и новые очаги: в Тайване и Китае проходят одни из самых крупных и посещаемых турниров. Все больше ребят из Восточной Европы выходят на серьезный уровень и занимают высокие места. Олимпийское золото российского би-боя Bumblebee на юношеских играх тому подтверждение.
При этом есть отличия в школах и восприятии брейка. В США и многих западноевропейских странах вокруг него построена целая система: проводятся национальные чемпионаты, крупные турниры и мастер-классы, через которые зритель погружается в культуру — брейк превращается в шоу. Тем же путем движется азиатский брейк-данс, но масштабы там совершенно фантастические — в регулярных турнирах могут участвовать 400–500 би-боев, в то время как европейские соревнования собирают в 8–10 раз меньше. Латиноамериканский и африканский брейк в основном варятся в собственном соку: масштабных турниров здесь не проводят, а талантливые ребята не всегда могут приезжать на турниры в Европу.
Российский же брейк-данс отличается индивидуальностью. Практически везде можно проследить общую тенденцию у танцоров: есть азиатский брейк, классический американский, французский, нидерландский и так далее. Но ни один танцор из СНГ не похож на другого: каждый выделяется и старается привнести в танец что‑то свое.
Благодаря интернету сейчас би-бои высокого уровня есть почти в каждой стране. Когда мы начинали заниматься брейком, толком не было ни интернета, ни уж тем более социальных сетей. Почти все играли в футбол, кто‑то катался на скейте. Мы не знали, чем еще можно заниматься.
Раньше, чтобы начать танцевать брейк, нужно было найти учителя, лично встретиться с ребятами, которые уже давно этим занимаются. Сегодня же в сети есть много обучающих и вдохновляющих видео, по которым можно научиться круто двигаться, не выходя из дома. Никто не ограничен рамками интересов своих друзей, а возможностей для развития и самообразования стало больше, что позволяет субкультуре выйти на новый уровень.
Брейк-данс в России
Развитие и первые би-бои
Первая серьезная вспышка интереса к брейк-дансу в России случилась в середине 80-х после выхода фильма «Курьер»: ребята танцевали на улицах, дискотеках, в домах пионеров находились полуофициальные кружки и даже проводились фестивали.
Следующую волну популярности пришлось ждать десять лет: в конце 90-х в медийном пространстве появилась команда Da Boogie Crew, которая изменила не только отношение к брейк-дансу в стране, но и к хип-хоп-культуре в целом. Ребята первыми поехали на чемпионат мира от России, у них была своя передача на центральном телевидении, тогда же они выпустили знаменитый клип с Лигалайзом. Это время можно считать пиком популярности брейк-данса не только в России, но и во всем постсоветском пространстве.
В 2000 году прошел первый фестиваль «Битва года» в Ялте, куда приехали команды брейкеров со всего СНГ. По сути, это был первый настоящий обмен опытом. После этого брейк-данс в нашей стране стал очень популярен, а наши ребята стали побеждать на крупных соревнованиях.
Олимпиада
За или против
Появление брейка в программе Олимпиады (пока лишь на юношеских играх) весьма закономерно: зрителю нужно зрелище, а традиционные виды спорта уже не так впечатляют. Именно поэтому в программе появляются некогда экстремальные виды вроде BMX, скейта, серфинга и сноубординга.
По опыту остальных субкультурных видов, представленных на Олимпиаде, можно предположить, что подход к брейк-дансу станет более серьезным. Например, у сборной Великобритании по BMX нет ничего общего с ребятами, которые катаются в ближайшем парке: со сборной работает целая команда тренеров, массажистов, диетологов — все серьезно и профессионально. Статус олимпийского вида спорта поможет привлечь в индустрию больше денег, что позволит многим ребятам построить вокруг этого карьеру.
Скорее всего, брейк-данс на Олимпиаде будет более силовым и акробатическим, но это всего лишь часть культуры: вечеринки, музыка и джем-сессии от этого не пострадают. Мы просто увидим брейк на большом экране.
Философия
Брейк-данс как путь самопознания
Брейк — это реализация собственной индивидуальности через движения. Так или иначе движения и акробатические элементы одинаковые, но у каждого танцора есть свой собственный стиль: кто‑то классно одевается, кто‑то по-своему интерпретирует движения, а кто‑то делает упор на пластику. Другими словами, это способ показать миру, кто ты такой.
Как начать заниматься
Чем привлекает брейк-данс и как побороть стеснение
Люди приходят в брейк в основном потому, что они увидели классное выступление, прониклись этим и захотели танцевать так же. Зацепить могут разные вещи — акробатика, трюки, музыка и стиль, — но это нужно увидеть своими глазами. А вариантов увидеть брейк-данс сегодня масса: начиная от соцсетей, заканчивая банальным шоу «Танцы».
Кто‑то приходит в брейк еще ребенком: родители сейчас чуть менее консервативны, а дети всегда более восприимчивы к подобным вещам. Чаще всего детей цепляют акробатические элементы, но, в отличие от той же спортивной гимнастики, музыка здесь добавляет эффекта.
Чтобы начать свой путь в этом деле, лучше всего прийти в школу брейка, которые сейчас есть почти везде, или сходить на мастер-класс. Главное, чтобы вокруг играла музыка, а вас окружали танцующие люди. Так вы сразу сможете побороть страх и тоже начнете двигаться.
Научиться базовым движениям можно и дома с помощью туториалов на YouTube. Мы советуем выпуски Break Advice на канале Red Bull BC One, в которых участвуют все топовые брейкеры со всего мира. Или, например, канал би-боя Twisty, который дает уроки брейк-данса.