Мне 29 лет. Последние семь лет я работал в Москве юристом, специализировался на гражданско-правовых спорах, делах по кредитным договорам, договорам займа, спорах о правах на недвижимое имущество и т. д.
Я не сидел в офисе, а вел консультации независимо. Работал не на процесс, а на результат. С утра — подготовка к суду, днем суд, потом до глубокой ночи — встречи с заказчиками. Выиграл дело, получил свой гонорар, свободен. Так у меня появлялась возможность путешествовать: с 2010 года я объездил почти 30 стран. Это были небольшие поездки на несколько дней, максимум — неделя-две.
В путешествиях часто смотришь на свою жизнь со стороны, задумываешься о том, чем занимаешься. Говорят, что до 30 лет можно пробовать себя в разных профессиях и областях, чтобы понять, что тебе нравится, а после 30 — выбрать дорогу и вложиться с душой в то, что делаешь. Я размышлял о том, чем я хочу заниматься, и понял, что мне нравится быть в контакте с людьми и хочется их удивлять.
К тому моменту я был сильно увлечен перформансом, шоу, цирком, успел поучаствовать в Burning Man, посмотреть выступления Cirque du Soleil, Славы Полунина, шоу китайского цирка, Madame Zingara, Цирка на Вернадского, Sand Castle и других. Я решил податься в ту область, которая меня восхищает больше всего.
Для кардинальных решений нет подходящего времени. Всегда кажется, что нужно подождать, когда экономическая ситуация станет лучше, когда накопишь больше денег, когда наступит лето, когда родятся дети. Но ждать нечего: кроме тебя, никто не воплотит твою мечту в жизнь.
К моменту моего решения Европа ввела санкции против России. Мои клиенты стали затягивать проекты или вовсе от них отказываться, многие просто уехали. С 2014 года рынок стал остывать. Это подтолкнуло меня к тому, чтобы безотлагательно изменить свою жизнь.
В профессии иллюзиониста меня привлекало то, что, будучи фокусником, я могу быть востребован в любом уголке мира — в противоположность юриспруденции, которая основывается на законодательной базе той страны, где выдается диплом.
Первым делом мне нужно было поближе познакомиться с этой сферой. Я встречался с российскими перформерами, эквилибристами, жонглерами, рассказывал им, что хочу сделать свое шоу, делился идеями и не боялся просить советов. С некоторыми из артистов я познакомился на фестивалях вроде Burning Man, с другими договорился о встрече через знакомых, третьим написал в соцсетях.
Стартовать с шоу я решил на острове Маврикий. Я ездил сюда время от времени последние лет 10 и хорошо знаю это место. Остров спокойный, дорогой, а главное, туристический. При этом развлечений здесь крайне мало. Когда нет ни ветра, ни волн, серферы и туристы сидят в барах, а дети скучают без дела. Поэтому Маврикий казался мне отличным местом, чтобы начать свое шоу.
К переезду я готовился полтора года. Заказал небольшую цирковую сцену и металлическую конструкцию высотой шесть метров (это высота двухэтажного дома). В декабре 2015 года я прилетел на Маврикий с двумя чемоданами вещей и контейнером реквизита для шоу. Мне предстояло с нуля обустроить здесь свою жизнь.
Оказалось, что, хотя на острове живет около 1,5 млн человек, мое грандиозное шоу, бизнес-план которого был рассчитан на 20 000 зрителей, в первые пару лет, скорее всего, будет убыточным. Дело в том, что остров живет очень неторопливо, и даже когда сюда привозят известное танцевальное шоу, балет или суперпевцов, то концерт чаще всего оказывается неприбыльным.
Поэтому я разработал план «Б» — начал с небольшой шоу-программы для туристов, жизненный цикл которых на острове в среднем составляет 7–14 дней.
Чтобы обучиться мастерству фокусов, я пригласил на остров профессионального иллюзиониста из Америки. Мы с ним познакомились на Burning Man, я рассказал ему все как есть, оплатил перелет, проживание, расходы на острове и выплачивал процент от выступлений. Американец был со мной с декабря по март, помогал мне набираться опыта и исследовать рынок. За три дня я научился жонглировать тремя шарами, со временем — четырьмя, следом освоил фокусы с исчезновением и появлением предметов, манипуляции с шариками, веревками, картами и так далее.
Некоторые фокусы я купил: в специализированных магазинах тебе продают «реквизит» с инструкцией. Фокус из трех карт может стоить 100 рублей, а инсталляции для исчезновений, прокалывания или сжигания человека — сотни тысяч рублей. Я пока не берусь за масштабные инсталляции, мой самый дорогой фокус обошелся в 15 000 рублей. Большая часть моих фокусов — это манипуляции, которые требуют тренировки, а не технологических решений.
Через три месяца я впервые вышел к зрителям с небольшой программой. Первое шоу я дал в ресторане Enso в La Gaulette (мы были в приятельских отношениях с его владельцем). Чтобы не волноваться, я представлял, что я в суде и от того, насколько я буду убедителен, будет зависеть мой результат.
У юриспруденции и фокусов много общего: и тут и там ты заранее знаешь правила игры. В первом случае это законодательная база, во втором — инструкция по выполнению фокуса. И тут и там ты в центре коммуникации с людьми. Как на сцене, так и во время судебного заседания важно быть понятным, вызвать доверие, очаровать: чем более ты убедителен, тем легче вытянуть как безнадежное дело, так и сложное выступление. Где фокус, где блеф, решает судья (или зритель, если мы говорим о фокусах).
Потом мы выступали в гостиницах. Сначала я обзвонил все отели в попытке договориться о встрече, и даже после 20 звонков мы не могли добиться личной встречи с менеджментом. Тогда мы объехали остров на машине, останавливались у крупных отелей и бесплатно выступали для управляющей команды. Такое промо сработало.
Сейчас в команде нас четверо. Я — юрист из России. Оксана — эйчар с гражданством Россия–Израиль, она ассистирует мне во время шоу и помогает организовывать промо. Нико — 32 года, из Чили, с ним мы познакомились на Маврикии. Он преподает жонглирование на острове, а для нас делает номер «жонглирование на моновелосипеде». С нами еще живет клоун Софи, она из Южной Африки. Софи заряжает зал хорошим настроением перед выступлением и в промежутках между номерами. Ближе к августу к нам присоединится девочка-акробатка из Норвегии. В нашем шапито пока нет стабильности: его состав будет меняться. Мы живем все вместе, арендовали большой дом с высокими потолками и огромными окнами. Он обходится нам в 1000 евро в месяц.
За последний месяц мы дали уже десяток коммерческих концертов, и гостиницы потихоньку заказывают наше шоу на июнь, август, октябрь, ноябрь. Но, увы, пока нет контрактов на постоянное сотрудничество. Отели любят тех, кто работает для них бесплатно, а небольшие местные коллективы готовы на бесплатную работу. Менеджеры экономят изо всех сил. На той неделе мы делали шоу в одной из самых дорогих гостиниц острова. И менеджер торговался с нами до последнего, будто платил из своего кармана.
Пока наше небольшое Magic Show рассчитано на 45 минут, содержание мы постоянно обновляем и дорабатываем. Из огня появляются голуби, по взмаху волшебной палочки исчезает кролик, а на его месте появляется мышка. Есть фокусы с картами, когда вы выбираете карту, а я угадываю. В другом номере мне на сцене завязывают руки и ноги, а я выбираюсь.
Я думаю, что со временем мы обзаведемся здесь полезными знакомствами, репутацией, добавим в шоу индийские мотивы и начнем зажигательно выступать для местных жителей. В идеале мне бы хотелось путешествовать с шоу по миру, когда мы доработаем свою программу.
Я понимаю, что сейчас в моей жизни стало больше неопределенности и трудностей, но в трудностях я вижу возможности. Оставшись в Москве, я точно чувствовал бы себя стабильнее в заработках. Но это сейчас не главное. На Маврикии я развиваюсь: занимаюсь кайтом, серфингом, альфа-гравити, учусь кататься на юнисайкле, делать костюмы и декорации из папье-маше, обучаюсь искусству иллюзионизма. Это мне важнее.
В Москве ты больше зарабатываешь, но и тратишь тоже больше: на здоровье, на путешествия. А здесь, когда живешь в приятной среде и развиваешься, тебе не надо тратить деньги на абонемент на фитнес, на билет до моря, на дорогие фрукты и витамины. У тебя все это уже есть. Получается, какую бы дорогу ты ни выбрал, всегда найдется баланс. И, что бы ни случилось, всегда можно вернуться и начать все сначала, в этом нет ничего страшного.
Мне нравится тот стиль жизни, который мне здесь удается поддерживать. Я обычно встаю в 6.00–6.30, делаю зарядку, завтракаю, кормлю животных (у нас два кролика, два голубя, два хомяка, рыбка и крыса). До 10.00 занимаюсь тренировками: фокусы, жонглирование. Потом дела, которые нужно успеть решить до официального окончания рабочего дня (на Маврикии после 15.00 звонить куда-либо бесполезно). Если есть ветер, то еду кататься на кайтсерфе. Вечером собираемся в доме и дурачимся на сцене — это мы называем репетицией.
Маврикий научил меня тому, что очень важно быть, во-первых, социально активным, во-вторых, компетентным в нескольких областях. Чем больше у тебя приятельских контактов и навыков, тем проще тебе живется, тем лучше ты понимаешь, что идешь верным путем. Денег, карьеры, работы ты можешь лишиться в любой день, а друзья и опыт остаются с тобой.