Зачем вы это сделали?

Что происходит с ГЦСИ и Михаилом Миндлиным

Текст и интервью:
Марина Анциперова
Иллюстрации:
Heneghan Peng Architects
2 июня 2016 в 17:22
Много тревожных новостей из арт-мира: допросы бывших и нынешних руководителей Государственного центра современного искусства, задержание замминистра культуры Пирумова, уход комиссара Московской биеннале Бакштейна. «Афиша Daily» собрала их в одном месте, а также спросила экспертов, что это значит.

За почти четверть века своего существования ГЦСИ смог заработать репутацию «островка настоящего искусства» (так о нем пишет издание The New Times), который «умудряется подчищать мракобесный имидж отечественной официальной культуры со всеми ее памятниками князю Владимиру».

Центр создал целую сеть филиалов по всей России — во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Самаре, Санкт-Петербурге и Томске — с региональной программой, которую местами можно считать даже более успешной, чем московскую. ГЦСИ инициировал огромное количество российских и международных проектов: прежде всего — ежегодный конкурс в области современного визуального искусства «Инновация» и Московская международная биеннале молодого искусства. С историей ГЦСИ связаны также длительные и мучительные переезды: сменив несколько площадок, центр наконец должен был переехать в ультрасовременное здание на Ходынском поле. Сейчас статус проекта неясен.

В последние дни ситуация вокруг ГЦСИ развивается стремительно. Через неделю после торжественного вручения «Инновации» министр культуры Владимир Мединский заявил о слиянии центра с «Росизо» и отстранении бессменного директора ГЦСИ Михаила Миндлина от должности. Вчера в здании ГЦСИ был проведен обыск, а Михаил Миндлин вместе с генеральным директором по финансово-экономической деятельности ГЦСИ Дмитрием Мачабели были задержаны, опрошены и отпущены. Причиной интереса органов называют «дело реставраторов» — уголовное производство с участием руководящих работников Министерства культуры РФ, которых подозревают в хищении государственных денег при реставрации ряда объектов. Под стражей по нему находится, в частности, замминистра культуры Григорий Пирумов.

«Афиша» попыталась реконструировать цепочку событий, в которых фигурировал ГЦСИ, и спросила экспертов, не намечаются ли очередные «звенья гребаной цепи» — только теперь среди арт-менеджеров.

Здесь и далее — эксизы проекта бюро Heneghan Peng Architects, победившего в конкурсе на здание Музея современного искусства на базе ГЦСИ в конце 2013 года

Хронология событий

Победы и поражения ГЦСИ

11 августа 1992 года

Министр культуры Евгений Сидоров подписывает приказ о создании ГЦСИ.

16 августа 1994 года

ГЦСИ зарегистрирован как организация, Миндлин назначен на должность и. о. директора. Кроме него первый штат состоял из замдиректора, бухгалтера, секретаря, шофера и двух научных сотрудников. Денег не было, коллекция начинает формироваться из подарков и тех работ, которые художники оставляют после выставок.

1995–2005 годы

В течение десяти лет ГЦСИ курировал павильон России на Венецианской биеннале.

1995 год

ГЦСИ реанимирует программу Союза художников СССР с региональными выставками ведущих авторов, но с акцентом на современности. Эта и связанные с ней инициативы выльются в построение сети филиалов организации.

2001 год

ГЦСИ получает здание бывшего завода театрально-осветительного оборудования на Зоологической улице.

2003 год

ГЦСИ получает в свое управление калининградскую башню «Кронпринц» и часть мансардных помещений памятника немецкой фортификационной архитектуры середины XIX века. Именно эти объекты недвижимости сейчас стали причиной расследования и допроса Миндлина.

2005 год

Стартует премия «Инновация». Тогда же открывается перестроенное Михаилом Хазановым здание на Зоологической. Помещений в нем не хватает даже для полноценной выставки номинантов, так что активно ведется обсуждение нового пространства.

2009 год

Министерством культуры принято решение о строительстве Музея современного искусства на базе ГЦСИ, обещаны 3 млрд рублей. Мастерской Михаила Хазанова к существующему объему здания добавлена башня высотой 100 метров.

6 октября 2011 года

Градостроительно-земельной комиссией было предложено разместить новое здание ГЦСИ на улице Бауманской.

Декабрь 2012 года

Глава Минкульта Владимир Мединский заявил, что новое здание ГЦСИ разместится на Ходынском поле.

23 декабря 2013 года

Состоялся международный конкурс на концепцию Музея современного искусства, в котором победил проект бюро Heneghan Peng Architects.

Март 2015 года

Стройка так и не начинается — ГЦСИ собирает подписи в защиту строительства.

16 февраля 2016 года

Михаил Миндлин объявляет, что оргкомитет снимает «Угрозу» Петра Павленского с конкурса «Инновация». Часть действующих лиц выходят из экспертного совета. Икусствоведы вспоминают, как пять лет назад премию получила группа «Война».

19 мая 2016 года

Торжественная церемония награждения лауреатов «Инновации», обычно проходившая в ГЦСИ, проводится в ГМИИ им. Пушкина. Это самая скромная церемония за всю историю премии, а главная номинация — «Произведение визуального искусства» — была снята в знак протеста против отклонения организаторами премии перформанса «Угроза» Петра Павленского.

25 мая 2016 года

ГЦСИ становится частью Государственного музейно-выставочного центра «Росизо». Новую структуру возглавит текущий директор «Росизо» Сергей Перов. Михаил Миндлин отстранен от своей прежней должности и будет руководить Музеем Рублева.

27 мая 2016 года

На платформе Change.org начался сбор подписей под петицией «Сохранить ГЦСИ», адресованной президенту Владимиру Путину, заместителю председателя правительства Ольге Голодец, советнику президента по культуре Владимиру Толстому и министру культуры Владимиру Мединскому.

31 мая 2016 года

Иосиф Бакштейн — комиссар Московской международной биеннале современного искусства, которая проводится с 2005 года, — сложил с себя обязанности. Кто будет руководить проектом в дальнейшем, пока неизвестно.

31 мая 2016 года

В здании ГЦСИ сотрудниками ФСБ проводятся обыски по делу заместителя министра культуры РФ Григория Пирумова. Последний находится под подозрением по поводу хищения бюджетных средств при реставрации памятников истории и культуры. Сотрудников ФСБ интересуют документы, связанные с реконструкцией башни «Кронпринц» в Калининграде, находящейся в оперативном управлении Балтийского филиала ГЦСИ. Михаил Миндлин и заместитель генерального директора по финансово-экономической деятельности ГЦСИ Дмитрий Мачабели проходят процедуру допроса. Оба были отпущены в тот же день.

Анна Свергун
Директор агентства Art PR, критик

«Все разворачивалось довольно неожиданно и стремительно. Сначала слияние «Росизо» и ГЦСИ, потом обыски в ГЦСИ. Не совсем понятно, продолжение ли это одной истории или разные линии, — настолько быстро произошли события. На мой взгляд, это следствие экономического кризиса. Идет попытка реструктурировать государственные институции, пустить инвестиции в одно русло. С политикой я бы происходящее не связывала: ГЦСИ как раз всегда вели очень лояльную и осторожную линию. Они понимали, что представляют собой государственную институцию, что Министерство культуры является их основным заказчиком.

Что касается обысков, то всем известно, что у ГЦСИ было много строек. Ни для кого не секрет, что стройки в культуре одни из самых финансово затратных статей. Эти стройки курировал как раз Пирумов. Я думаю, что не только ГЦСИ будут проверять по этому делу».

Елена Гонсалес
Архитектурный критик и куратор

«Уже была ситуация, когда люди становились важными начальниками за «правильное» направление своей деятельности. Казалось, что у профессионального сообщества существует некоторое сложившееся об этом мнение. Но сейчас политическая конъюнктура как-то это мнение меняет. И если мы говорим, что не надо было ругать Миндлина или так резко отзываться об «Инновации» — есть, мол, внешние противники, а со своими сторонниками надо дружить и их хвалить, — то хорошо бы не ограничивать эту солидарность настоящим моментом. Все пишут Лене Бажанову (куратор, художественный руководитель ГЦСИ. — Прим. ред.), что правда восторжествует! А Перов (Сергей Перов — глава «Росизо», поглотившего ГЦСИ. — Прим. ред.) как был функционером, так им и останется. Но важно, чтобы профессиональное сообщество высказывало стандарты качества в долгосрочной перспективе.

По поводу конкретных событий я не думаю, что «Инновация» явилась каким-то поводом. Это не единичный случай, а события, происходящие в логике всей культурной политики. Конечно, все сразу вспомнили разгон творческих объединений, их слияние и укрупнение. Понятно, что большими государственными структурами проще управлять. Но не нужно забывать, что ГЦСИ в силу своей прогрессистской основы привлек много хороших людей и их усилиями были созданы не только культурные, но и определенные материальные ценности. В разных городах России есть прямые активы в виде реконструированной и приведенной в отличное состояние недвижимости. И репутация этих мест наработана художниками, кураторами и руководителями, которые были не из «Росизо», а из ГЦСИ. Все, что сейчас прихвачено «Росизо», создавалось другими людьми на других основаниях».

Алиса Прудникова
Директор Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства

«Для нас новости вчерашнего дня — самый настоящий шок. Никакой информации, которая могла бы объяснить происходящее, у нас нет. Мы следим за событиями и стараемся находиться на связи с коллегами. Мы все опустошены. Это все, что я могу сказать в настоящий момент».

Анна Толстова
Искусствовед, критик

«Я думаю, что политику Минкульта сегодня определяют соображения экономические, а удобная идеология под них подверстывается. Дело вовсе не в «Инновации» или какой-то неправильной политической позиции ГЦСИ, а в предстоящем строительстве нового комплекса ГЦСИ в Москве и в расходах на центр и его филиалы в регионах. Минкульт по обыкновению решил сэкономить, а то, что современное искусство окажется под присмотром военачальника из «Росизо», — это, как говорится, дополнительный бонус. Слияние это совершенно нелепое, понятно, что и ГЦСИ, и «Росизо» делают выставки, но на этом сходство обеих организаций заканчивается. Это примерно то же самое, что объединить архитектурный институт и артиллерийское училище, потому что в обоих учат точности расчетов».

Андрей Паршиков
Куратор, арт-критик

«Весь процесс — это следствие попытки оптимизации, которую мы могли видеть с начала года. ОВЗ (объединение «Выставочные залы». — Прим. ред.) присоединено к МЦМР (Московский центр музейного развития. — Прим. ред.), у них один директор — Алина Сапрыкина, которая одновременно является начальником Музея Москвы. Каким-то образом это укрупнение, видимо, призвано сократить бюджетные расходы на культуру. Само по себе это, конечно, ужасно, но никакой конспирологии я не вижу.

Что касается вчерашней новости по поводу проверок ГЦСИ, то здесь все довольно логично. Как вы помните, дело о Пирумове сильно ударило по всему министерству, так что логично, что проводятся соответствующие расследования в подведомственных структурах. Что касается слияния с «Росизо», это как раз странно — раз уж идет процесс укрупнения, то логичнее было бы «Росизо» слить с ГЦСИ под руководством ГЦСИ. ГЦСИ производит, с позволения сказать, контент, а «Росизо» — это компания-подрядчик, которая его обслуживает. Здесь я логики не вижу. Что касается отстранения Бакштейна от руководства Московской биеннале, то в этом случае ситуацию поняли немного неправильно. Иосиф Маркович сам уже два года хотел уходить: он немолодой человек. Так что его не отстранили, а он ушел сам, и мы с нетерпением ждем нового назначения».

Михаил Миндлин на вопрос корреспондента «Афиши» ответил: «Вчера я был вызван и допрошен по делу о чиновниках. Это не имеет отношения к ГЦСИ. Спасибо. До свидания».

Расскажите друзьям