Николас Чампкинс, 42 года
Откуда: Лондон, Великобритания
Чем занимается: партнер в Bardakhanova Champkins Architects
У нас с женой была комфортная жизнь в центре Лондона, съемная квартира в Барбикане и работа в серьезном бюро с интересными проектами. Мы занимались генеральным планом Олимпийского парка в Лондоне, писали план стратегического развития Перми в России и Дохи в Катаре, создавали проекты для Кембриджского университета и Би-би-си. А потом шесть лет назад решили бросить вызов самим себе и отправились в Россию. Думаю, сейчас мы как архитекторы сильно отличаемся от тех, кем были пять-шесть лет назад.
Быть иностранцем — странное состояние. Ты все время чувствуешь себя не в своей тарелке, и это приводит к двум соблазнам — либо попытаться полностью ассимилироваться в культуре или, наоборот, постоянно заставляет цепляться за каждую знакомую и романтическую черту своей национальности. Мы стараемся избежать и того и другого и существуем немного сами по себе. Это позволяет нам наблюдать за происходящим как будто бы извне, с аналитической точки зрения, и это, безусловно, хорошо в работе.
Вообще переезд дал нам возможность думать по-новому об архитектуре, окружающей реальности и границах возможного. Дело не в дорогих материалах или дизайнерской мебели, которые здесь трудно использовать. Мы часто слышим фразу, вгоняющую в депрессию: «Но ведь это же Россия…» Она означает, что надо делать поправки, что многое тут невозможно, а какие-то вещи даже и не стоит пытаться делать. На самом деле, оказывается, что люди ею оправдывают самый простой вариант. Или просто не хотят ничего менять. Это «гонка, ведущая на дно» — результат такого подхода проявляется во всем.
После переезда нам потребовалось некоторое время, чтобы осмотреться. Сначала я преподавал в «Британке» — был директором программы бакалавриата, и это помогло больше понять роль архитектора в России. У вас странный разрыв между между идеей проекта и его реализацией: меня удивляет, что заказчики в России сначала доверяют вести проект иностранному бюро, потом отдают реализовывать его детально разработанный проект местному подрядчику, который бездумно адаптирует его к российским нормативам. В каждой стране есть свои нормы и правила, и хороших архитекторов учат проектировать, ориентируясь на них. Но здесь эти правила часто применяются без понимания, зачем они существуют.
Одним из ярких воспоминаний первого времени в Москве стали те летние дни 2010 года, когда горящие леса погрузили город в смог. Мы отправились смотреть Театр на Таганке — невероятное здание, которое оказалось совершенно закрытым для посетителей. Размах и негостеприимность городской среды оказались для нас шоком — сейчас мы к этому как-то привыкли. Первые пару лет в Москве все свободное время я проводил, гуляя по переулкам, занимался исследованием города. Для меня стало открытием, сколько тайных путей и тропинок проходит через ваши дворы. В Лондоне земля стоит так дорого, что возникает плотная застройка и четкая иерархия парадных и задних дворов. Москва намного более хаотична и небрежна по своей структуре — здесь нет четких границ между общественным и частным.
Мне нравится Клуб имени Русакова, спроектированный Константином Мельниковым, — у нас в квартире висит его огромная фотография. Недавно здание было реконструировано, и я вижу тут параллели с благоустройством в центре Москвы. До последнего времени у клуба сохранилась прекрасная авторская деталь — историческое остекление, двухслойное, с импостами разной толщины, которые придавали зданию филигранную фактуру и глубину и работали как противовес мощному объему. Но во время реконструкции это остекление заменили на новое — более простое, однослойное, со стандартной и очень плоской фасадной системой, с банальной повторяющейся раскладкой окон. Конечно, новое остекление дает зданию новую жизнь. Возможно, оно лучше с технической точки зрения, но теперь это другое здание. Программа «Моя улица» кажется мне похожей: дух места и идентичность, причудливость и слои истории заменяются на что-то однородное и типовое. Что-то похожее на судьбу ДК им. Русакова случилось с Мясницкой улицей чуть раньше — для меня она стала гораздо менее интересной с этими фальшивыми псевдоисторическими фонарями и одинаковыми уличными указателями, чем была три года назад.
Культурный центр «Зеленоград»
Культурный центр «Зеленоград»
Уличная навигация для ЗИЛа
ЗИЛ
Культурный центр «Северное Чертаново»
Культурный центр «Северное Чертаново»
Архитектура Парка Знаний ВДНХ
Московская Высшая Школа Социальных и Экономических Наук. Проект библиотеки.
Бюрократия — проблема, которая есть в любой стране или проекте. Главное различие между Россией и Англией в том, как система работает и как принимаются решения. У вас меня настораживает, что часто необходимо чрезмерно упрощать, разжевывать сложные и нюансные предложения, перед тем как они будут представлены. Как будто у людей, принимающих решения, не хватит времени или интереса, чтобы вникнуть в детали. Поэтому многие проекты разрабатываются на основе наиболее очевидных, прямолинейных концепций, которые заказчик может считать за секунду. Однако в архитектуре не все так просто: не везде работают прямолинейные решения, а ошибки могут серьезно повлиять на качество жизни людей.
В Великобритании понятие «профессиональный архитектор» подразумевает аттестацию; если назвать себя архитектором без прохождения как минимум семилетнего обучения и членства в профобъединениях, можно оказаться привлеченным к уголовной ответственности. В России, кажется, кто угодно может называть себя кем угодно. Поэтому неудивительно, что многие заказчики не воспринимают эту профессию всерьез и предполагают, что роль архитектора ограничивается рисованием картинок, подбором цветов и декора.
На протяжении уже нескольких лет мы переезжаем из одной съемной квартиры на Таганке в другую; сейчас живем в неотремонтированной пустой «сталинке» недалеко от метро. Мы полюбили этот район за индивидуальность. Квартиру выбрали из-за низкой аренды, но нам с женой понравилась планировка с набором просторных помещений, которых не коснулся евроремонт. Хотя я не уверен, что моя мама одобрила бы ее состояние — особенно для проживания маленького ребенка! Для нашей работы важно ощутить эти грамотно спроектированные пространства, но их достоинства понимаешь не сразу.
В том же ключе мы стараемся работаем и над своими проектами. Сейчас мы делаем генплан для нового образовательного парка в пределах ВДНХ и занимаемся реализацией его первой очереди — пяти новых зданий — и реконструкцией двух существующих. Начало стройки ожидается в следующем году. ВДНХ — уникальное пространство, и задача у нас действительно амбициозная. В плане для Московской высшей школы социальных и экономических наук — она же «Шанинка» — мы проектируем новую библиотеку и ряд учебных пространств в Газетном переулке, недалеко от Di Telegraph. «Шанинка» показалась нам прогрессивной школой, близкой по духу к европейским институтам: у них библиотека с открытым доступом к фонду — и они твердо уверены в том, что им нужны качественные образовательные пространства.
Если говорить о нашей личной жизни, то мы довольно скучные люди — редко ходим на вечеринки, предпочитая уединенную работу в студии. Я не разбираюсь в русском театре, так что, когда мы идем, например, в «Гоголь-центр», я большую часть времени провожу, наблюдая за жизнью здания и посетителями в буфете. После того как мы перебрались в Россию, то решили работать в первую очередь над общественными проектами и объектами культуры, чтобы менять жизнь людей к лучшему. И в этом смысле я настроен оптимистично.