Садовое кольцо правильнее было бы называть кольцом палисадников — их по проекту 1816 года обязали высаживать хозяев домов, расположенных вдоль мощенной булыжником улицы. Во время перепланировки Москвы в 1930-е сады вырубили — по одной из версий, на случай химической атаки, потому что растения принимают на себя заражение в первую очередь. После войны на некоторых участках кольца были высажены деревья, там они простояли до 90-х. И теперь вслед за липами на Тверской деревья возвращаются на Садовое.
Задача зелени не только в том, чтобы радовать глаз. Деревья в центре также будут служить естественным барьером между проезжей частью и пешеходными зонами: заявляется, что они смогут удержать на себе более 100 тонн пыли. Всего на Садовом должны высадить полторы тысячи деревьев самых разных видов: от лип на Садовой-Триумфальной и кленов на Новинском бульваре — их как раз сажали в эти выходные — до яблонь на Крымском Валу. Процесс посадки — отдельное действо, нечто среднее между секретной операцией и балетом от благоустройства.
За час до начала работ улица напоминает фильмы Хичкока: в субботу ночью ни души, но скоро приедет эскорт машин. В одной из них по Москве путешествует кленовый лес, в другой — питательный грунт, в третьей — керамзит, он как раз запакован в эти белые мешки. Отдельная машина привезет дорожные знаки, чтобы ограничивать зону работ от транспортного потока.
Это тростниковые маты. Ствол каждого дерева им обернут как одеялом, чтобы весной при резком перепаде температур не возникло трещин. Маты помогают деревьям адаптироваться к новым климатическим условиям и защищают от ветра. А еще от солнца: если ствол перегреется во время оттепели весной, то в случае резкого прихода заморозков у дерева может случиться нечто вроде инфаркта.
Каждое дерево поднимают на кранах и опускают в заранее подготовленную яму.
Высокие борта — 30 см высотой — защищают дерево от снегоуборочных машин и реагентов, в том числе и от тех, что рассыпают по проезжей части. Если в будущем власти города примут решения чуть меньше сыпать химикатов, борта можно будет снять и покрыть почву защитными решетками.
Деревья сажают поздней осенью, потому что они только погрузились в сон: перестали расти и подготовились к зиме. Все растения импортные — вывезены из питомников Германии и Голландии, — а в этом году в Центральной Европе была теплая осень и холода наступили совсем недавно.
Яма для каждого дерева уходит в глубину не меньше чем полтора метра; по объему она составляет примерно 10 м для небольших и 16 м для крупных деревьев. Сперва дно укладывают керамзитом для дренажа, потом погружают на тросах дерево и засыпают грунт — мешок с землей также поднимают на кране и аккуратно разрезают над ямой.
То, как сейчас посажены деревья, скорее вынужденное, а не архитектурное решение: под тротуаром проходят коммуникации. По деревьям, можно определить, где под землей идут провода. Там, где это было возможно, их сажали по три или пять — это решение более комфортно для растения, потому что общего грунта получается больше. А где коммуникации шли плотной сетью, высаживалось одно деревце.
Огороженная зона высадки.
В местах, где тротуар особенно широк, появится второй ряд деревьев. От этого зеленая стена между пешеходной зоной и проезжей частью будет еще плотнее.
Деревья сажают ночью в выходные специально, чтобы не мешать дорожному движению.
Первое дерево, высаженное на Садовом. Его предстоит покрыть решеткой с ограждением, которое станет дополнительной защитой от ветра.
Процесс устроен по принципу фабричного конвейера. К ямам по очереди подъезжают машины с липами, керамзитом и плодородным грунтом.
Следующее утро: у каждого дерева свой номер и место, как в театре. При их подборе старались учитывать, чтобы рядом не росло одинаковых, а, напротив, они отличалась цветом и фактурой листвы. Около Кудринской площади, скажем, высажены клены, а ближе к Триумфальной площади их сменяют липы.
Деревья покупались за рубежом, потому что в России — стране лесов, — как это ни странно, невозможно найти столько деревьев подходящего качества, специально выращенных для городских условий и подготовленных к пересадке. В постсоветские годы многие питомники были заброшены, а для одного только Садового кольца требовалось 1500 стволов.
Знаки урбанистики нового времени: тут и широкие пешеходные зоны, и деревья, и новая навигация.
В яму уложены трубки для аэрации и полива. Они идут гофрированным кольцом вокруг корней и поднимаются на поверхность на разной высоте, чтобы воздух шел к корням.
Розовыми ремнями корни крепятся к основе, чтобы молодое дерево стало еще более устойчивым к ветру.
В первый ряд — тот, что вдоль проезжей части, — выбирали деревья, которые вырастут до 15 метров. Рядом с ними взойдет также плотный кустарник: он станет дополнительной защитой от шума и пыли. Во второй ряд сажают деревья пониже (8–10 метров) и более декоративные. Некоторые из них осенью даже покроются ягодами — пусть и несъедобными.
Работы на Садовом продолжатся, однако в полной мере оценить новую картинку мы сможем только весной.