Где это находится
«Красный Октябрь» — остров непростой судьбы. В начале 2010-х ему прочили судьбу московского Сохо с галереями, музеями современного искусства и жильем для миллионеров. В итоге помещения бывшей шоколадной фабрики дали приют уйме развлекательных заведений, тут проводились арт-ярмарки, открывались и закрывались рестораны, сидел телеканал «Дождь», куда приходил президент Медведев, а урбанистическая революция отодвинулась на неопределенный срок. За 10 лет «Октябрь» стал выглядеть чище — на острове появились платная парковка и лавочки, чуть интеллигентнее теперь бесятся ночные клубы. Однако, если не считать Центра фотографии им. братьев Люмьер и института «Стрелка», приоритетом острова оставались танцы по выходным и офисное копошение по будням. Идея района совсем не соответствует определению «центр креативной деятельности».
Фестиваль Geometry of Now, лайнапу которого мог бы позавидовать армовский Outline, — самый большой сдвиг в спальной жизни «Красного Октября» со времен переименования клуба «Рай» в Icon. Он пройдет с 20 по 27 февраля в ГЭС-2 — желтом здании с трубами, стоящем за забором на Болотной набережной.
Бывшая электростанция фактически последнее промышленное строение на «Октябре», которое до сих пор не было перепрофилировано. По одну сторону от него на Берсеневской набережной находится «Стрелка», по другую — кинотеатр «Ударник»: еще один арт-долгострой, который бизнесмен и основатель премии Кандинского Шалва Бреус планировал превратить в музей, но все никак не превратит (он так и не смог приобрести здание в собственность. — Прим. ред.). Кроме того, в пределах пятнадцатиминутной прогулки от ГЭС-2 расположены обе Третьяковские галереи и комплекс ГМИИ им. Пушкина, строительство которого планируют завершить к 2022 году. То есть в перспективе Москва может получить территорию компактного проживания нескольких музейных центров, а «Красный Октябрь» — перейти к созидательной деятельности, если опыт ГЭС-2 потянет за собой других резидентов.
Что здесь было
Если вы хотите понять, что из себя представляет ГЭС-2 в архитектурном смысле, то лучшего момента, чем сейчас, не найти. Отсюда вывезено все оборудование, интерьер залит светом. В данный момент здание больше всего похоже на свой исторический исходник — Центральную электрическую станцию городского трамвая, которую построил в 1907 году Василий Башкиров (1870–1917). Архитектор известен как соавтор художника Виктора Васнецова: он построил его дом — былинную избушку в Мещанском районе — и работал с ним над фасадом здания Третьяковки в Лаврушинском переулке. Трамвайная станция тоже выстроена с элементами неорусского стиля. Помимо четырех узорчатых труб, впоследствии замененных на металлические, она имела башенку с часами, которая лишилась своего «кремлевского» навершия. Вообще, в XX веке здание не берегли: к нему пристраивали новые корпуса и немилосердно уничтожали исторические фасады.
На месте винно-солярного двора строится Центральная электрическая станция московских городских железных дорог — электричество идет на снабжение городских трамвайных линий.
2 (15) февраля станция была введена в эксплуатацию. На ее постройку со всем оборудованием городской казной было израсходовано около 2 100 000 р. Каждый турбогенератор стоит 210 тыс. р.
Электростанция получает название ГЭС-2 — не потому что она гидроэлектростанция, а потому что государственная.
Строится Дом на набережной с кинотеатром «Ударник», загородившим станцию. ГЭС-2 подавала пар в прачечную дома — этому служил отдельный небольшой паровой котел. Чтобы шатровая башня не портила фон кинотеатра «Ударник», ее разобрали.
С 22 июля, с первого налета немецкой авиации на Москву, на электростанцию попадало множество бомб, предназначенных для Кремля. Однако ни одного пожара не произошло: дежурные на крышах моментально засыпали снаряды песком.
Все котельные ГЭС-2 были полностью переведены на газовое топливо в 1947 году. В 1965 году демонтированы 12 старых котлов 1907 года и смонтированы два новых. В 1991–1995 годах происходит последняя модернизация станции.
Город решает закрыть ГЭС-2 по причине «морального и физического износа оборудования», а также высокой стоимости производимой энергии. Вместо нее электричество будет производить строящаяся рядом ПС «Берсеневская».
Бизнесмен Леонид Михельсон создает фонд V-A-C (Victory — The Art of Being Contemporary), названный в честь его дочери. Его директором становится итальянка Тереза Мавика, с которой он познакомился на Венецианской биеннале. Цель фонда — поддерживать развитие российского искусства.
Сергей Капков советует выкупить здание бывшей электростанции Михельсону, который ищет площадку под свой музей. За нее владельцы «Новатэка» заплатили «Газпрому» 1,7 млрд р.
Мавика и Михельсон представляют Собянину концепцию реновации ГЭС-2 от архитектурной суперзвезды — итальянца Ренцо Пиано, построившего парижский Центр Помпиду. «Такие глобальные вещи без поддержки города невозможны», — комментирует Мавика.
Идут работы по вывозу заводского оборудования, а в части здания запускается проект «Расширение пространства» — показывают результаты внутреннего конкурса V-A-C на лучший художественный проект, посвященный Москве. Среди участников — Арсений Жиляев, Павел Отдельнов, Кирилл Савченков и др.
«На месте электростанции с XVIII века находился винно-солярный двор. У государства была монополия на торговлю как вином, так и солью, и здесь был построен склад, откуда эти товары распределялись потом по основным точкам продажи. Складские здания формировали каре и были мало украшены, но въезд со Всехсвятской улицы (Серафимовича. — Прим. ред.) был оформлен воротами и башенкой, похожей на минарет.
Интересно, что трамвайная электростанция была одной из первых городских электростанций. Все предыдущие — в том числе и ГЭС-1 на Раушской набережной) — находились в частном владении, и город покупал у их владельцев электроэнергию. К началу XX века городской трамвай развивался так бурно, что стал потреблять треть всей энергии электростанции на Раушской. Поэтому городские власти решили построить собственную станцию. Она была оборудована турбинами швейцарской фирмы Brown, Boveri & Cie.
Что касается архитектуры, то индустриальные здания в России были выстроены как римские базилики в плане. Так устроена и ГЭС-2: центральная часть здания приподнята над боковыми и работает как световой фонарь. Когда-то его украшала башенка, которая перекликалась с башнями Кремля и призвана была разрушать давящее ощущение от монументального объема. Центральный фасад по задумке архитектора должен был смотреть на Всехсвятскую, но из-за Дома на набережной и кинотеатра «Ударник» теперь здание не может восприниматься ни с одной точки так, как рассчитывал архитектор».
Самый богатый человек России (состояние 14 млрд долларов), инженер-строитель по профессии. В 1987 году возглавил «Куйбышевтрубопроводстрой», который в 1991 году стал частной строительной компанией АО «Самарское народное предприятие «Нова». Затем стал гендиректором управляющей компании «Новафининвест». С 2003 года — председатель правления ОАО «Новатэк». В 2009 году создал в Москве фонд современного искусства «Виктория — Искусство быть современным» (V-A-C, Victoria — the Art of Being Contemporary), который реализует различные арт-проекты в Москве, Самаре, Венеции, Лондоне и других городах.
Дочь Леонида Михельсона, родившаяся в 1992 году. Изучала историю искусства в New York University, с прошлого года — член попечительского совета New Museum в Нью-Йорке. Основательница галереи Victoria в Самаре. Будущий директор культурного пространства в ГЭС-2. Регулярно фигурирует на верхних строчках в списках богатейших невест России. Вместе с дочерью Терезы Мавики Гретой занимается организацией проекта V-A-C Live и, в частности, фестивалем «Геометрия настоящего».
Итальянский куратор и арт-деятель с долгой любовью к русской культуре. В Восточном университете Неаполя написала диссертацию по правовым основам российской государственности, потом продолжила обучение в Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова в Москве. В 2003 году руководила галереей Стеллы Аминовой Stella Art Foundation. В 2009 году Тереза Мавика по предложению Михельсона стала директором фонда V-A-C.
Архитектор, основатель бюро Renzo Piano Building Workshop, лауреат Притцкеровской премии. Свою звездную карьеру начал в 1971 году, когда в возрасте 34 лет выиграл вместе с Ричардом Роджерсом конкурс на Центр Помпиду в Париже. В 2015 году было объявлено, что Пиано нанят фондом V-A-C для проектирования арт-центра на месте ГЭС-2 на «Красном Октябре». Как рассказывает Мавика, выбран он был в том числе за свою любовь к воде. Глядя на набережную перед ГЭС-2, первое, что он спросил: «Как используют реку, когда она замерзает?» Никакого конкурса реконструкции ГЭС-2 не устраивалось, несмотря на то что здание находится в самом центре города.
Экс-глава Департамента культуры Москвы, сейчас заведующий учебно-научной лабораторией «Центр исследований экономики городского развития» на экономфаке МГУ. Будучи директором Департамента культуры, именно он предложил Леониду Михельсону рассмотреть здание электростанции как возможную резиденцию фонда.
Как будет устроен арт-центр
Мавика не стесняется критиковать и политику музеев Москвы, и дистанцию искусства от зрителей (хотя и проекты фонда V-A-C не стремятся к доступности). Очереди в Третьяковку, например, она называет следствием неэффективности, а хвастовство миллионом посетителей в год от ГМИИ — смешным: Art Institute of Chicago посещает в год половина жителей города — полтора миллиона. Взамен устаревшей назидательной модели музея-архива на «Красном Октябре» она хочет создать место для всех — площадь, где «кипит жизнь и производится современная культура».
Здесь и далее — фотографии с выставок V-A-C. Natural zones, 2014/ Природные зоны на выставке ИK-00 (Венеция, 2014)
Коллекция фонда V-A-C в Галерея Уайтчепел, Лондон
Ретроспектива Андрея Монастырского, 2010. ММОМА
Инсталляция «Леса» на Политехническом музее, 2015
«Модерникон. Современное искусство из России», 2010. Каза-деи-Тре-Очи, Венеция
Постоянной экспозиции у нового музейного пространства не будет. Временные проекты — российские и международные — так или иначе станут крутиться вокруг коллекции фонда V-A-C, которая, в свою очередь, основана на коллекции самого Михельсона. В 2000-е годы он собирал преимущественно русский импрессионизм. Но когда был создан V-A-C, коллекция перестала быть частным собранием и перешла в ведение фонда. В ней появились мировые имена послевоенного периода; сейчас в ней есть работы Василия Кандинского, Наталии Гончаровой, Энди Уорхола, Виллема де Кунинга, Альберто Джакометти, Рудольфа Стингела, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке, Бриджит Райли. Фотографии некоторых работ можно посмотреть в фейсбуке фонда по хэштегу #vaccollection.
Кроме того, V-A-C сохраняет свою выставочную площадку в Венеции, на Дзаттере, — она откроется весной этого года вместо старой площадки Каза-деи-Тре-Очи, которая будет работать как второе легкое, дышащее в унисон с московской ГЭС-2. Они будут заполнять друг друга постоянно и выставочными, и образовательными программами.
Архитектура ГЭС-2 в деталях
Пиано планирует изменить расположение труб, сделать некоторые их части прозрачными и поместить внутрь вентиляционное оборудование, а еще разбить рядом с музеем березовый лес.
Что такое «Геометрия настоящего»
Пока у фонда V-A-C не было собственного здания в России, он реализовывал свои проекты в чужих пространствах, причем не самых очевидных — например, в Музее Вооруженных сил, Музее меценатов, благотворителей и предпринимателей и историко-мемориальном музее «Пресня». Среди прочего у них продолжается совместная программа с Музеем ГУЛАГа «Процессы. Опыты искусства в музее». Там художники устраивали перформанс, напоминающий заседание суда, и задавались вопросом о новом использовании территорий бывших лагерей. В целом фонд предпочитает работать с молодыми авторами, склонными к эстетике постконцептуализма и некоторому наукообразию, чуждому броских эффектов. Грубо говоря, к искусству V-A-C не выстраиваются очереди, чтобы сфотографировать в инстаграм.
Аудиовизуальный фестиваль «Геометрия настоящего» на площадке ГЭС-2, который курирует британский художник и музыкант Марк Фелл, — еще радикальнее. Кажется, он вообще не учитывает массового зрителя, приученного музеем «Гараж» к предметному искусству и внятным экспликациям. Фелл — половинка дуэта Snd, выпускающего шкварчащую электронику на лейбле Raster-Noton, — говорит, что отбирал участников, следуя логике здания. А это, напомним, заброшенная станция. В итоге если потребуется дать описание грядущему фестивалю, учитывая московский контекст, то по составу артистов Geometry of Now похож на рейв, как его умеют делать техно-промоутеры «Армы», только устроенный музейными архивариусами и сотрудниками НИИ.
«Мы хотели показать здание в период его функциональной и физической пустоты, но в то же время наполнить искусством — это удалось сделать через медиум звука. Художники переосмыслят помещения ГЭС-2 используя инсталляции и перформансы, показывая архитектуру и Ее звучание.».
Концерты будут проходить везде — в подвале, на галереях и верхних этажах. В «Геометрии» примут участие как всемирно известные, так и начинающие художники и музыканты России и мира. От Стивена ОʼМэлли из дроун-металлического проекта Sunn O))), который объединится с Алексеем Тегиным и его тибетской Phurpa, до ямайского отца даба Ли «Скретча» Перри, который в обычной жизни дает вполне традиционные концерты. Окен Ли объединится с Ореном Амбарчи и российским танцором Александром Кисловым, а британский режиссер и саунд-артист Люк Фаулер вместе с Ричардом МакМастером сделают проект, посвященный советскому синтезатору АНС. Фелл утверждает, что фестиваль занимается «изобретением места заново», и вспоминает свое детство в Шеффилде конца 1980-х, где первые техно-вечеринки проводились именно на заброшенных фабриках.