Что такое деревянный небоскреб?
Это, конечно, многоэтажка, а не небоскреб: 6–12-этажная конструкция, полностью построенная из дерева — от фундамента и лифтовых шахт до лестничных пролетов, фасадов и отделки помещений. До 1994 года в Швеции из соображений пожарной безопасности были запрещены деревянные постройки выше двух этажей, сейчас запрет снят, и деревянное строительство поощряется на государственном уровне. Для сравнения: в России деревянные здания высотой больше чем три этажа строить нельзя до сих пор, хотя разговоры об отмене запрета ведутся с 2015 года.
Почему речь именно о Швеции? Разве высоких деревянных построек нет больше нигде в мире?
Есть — и много. В основном это общественные пространства: здание аэропортаАэропорт Jackson Hole в штате Вайоминг, США, места для отдыха, музейМузей современных технологий в Швейцарии, мосты и даже церковьКалифорнийский Cathedral of Christ the Light в США. Несколько частных индивидуальных жилых проектов есть в странах, богатых древесиной: в НорвегииЖилой дом The Tree высотой более 50 метров в норвежском Бергене построили в 2015 году, Канаде, Финляндии. Типовое строительство из дерева активно развивается пока только в Швеции, хотя пока страна только в начале этого пути. Впрочем, первый 9-этажный жилой дом высотой 30 метров построили в Лондоне в 2009 году. В России тоже был по-своему интересный проект — практически нечаянно построенная 13-этажная деревянная дача на севере Архангельска, известная как дом СутягинаДом разросся неожиданно: хозяин Николай Сутягин построил три этажа и оказался в тюрьме, а после выхода начал надстраивать. На территории дома также была четырехэтажная баня. Строение признали незаконным, и большую часть этажей снесли. Оставшиеся сгорели при пожаре.
Что интересного уже успели построить в Швеции?
Самая известная шведская девелоперская компания, которая строит жилые деревянные дома, называется Folkhem. Раньше она возводила дома исключительно из железобетона, но передумала и сосредоточилась на деревянных технологиях, после того как выиграла тендер на строительство двух жилых многоэтажек на берегу залива Беллставикен, но не смогла их построить из-за протестов партии зеленых. Прямо сейчас по программе Stockholm in Wood у Folkhem запущено 18 проектов жилых и нежилых высотных деревянных зданий. Все они разработаны архитектурными бюро Стокгольма, где все эти дома и будут построены. Самое высокое здание — 12-этажное, низкое — 6-этажное. Последний проект будет завершен в 2027 году. В списке готовых — комплекс из четырех типовых домов на берегу залива Беллставикен (полчаса на велосипеде до центра Стокгольма).
И что это за комплекс?
Четыре 8-этажных жилых дома начали строить в 2014 году в стокгольмском районе Сундбюберг по проекту архитектурного бюро Wingårds Arkitekter. Высота домов — около 26 метров, в каждом — 31 квартира. Площадь квартир — от 55 до 130 кв. м (в большой пятикомнатной на пятом этаже второго сданного в эксплуатацию дома живет исполнительный директор Folkhem Арне Ульссон. Во всех без исключения квартирах есть балкон площадью 13 кв. м, все четыре дома находятся у спуска к воде — Wingårds Arkitekter спроектировали и обустроили там пространство, которым пользуются многие жители Сундбюберга. У комплекса есть подземный гараж, тоже деревянный. Все дома построены из деревянных модулей, прикрепленных к фундаменту металлическими стержнями, и завершены мансардами под двускатными крышами. Квартиры в мансардах просторнее, среди них есть двухэтажные.
Из какого дерева все это построено?
Основной элемент строительства — трехслойные деревянные панели CLT, которые склеиваются друг с другом под нужным углом. Фасад облицован дранкой из необработанного кедра, который не гниет и не привлекателен для насекомых, полы и оконные откосы — из ясеня, оконные рамы — из сосны, балконы и внутренняя отделка, включая ту, что в лифтах, — тоже из кедра.
Это фотография 2014 года: первый из четырех домов уже сдан, строится второй
В каждой квартире есть 13-метровый открытый балкон. С некоторых открывается вид на залив Беллставикен, там же, на набережной, жители оставляют свои катеры и мини-яхты
Дранка из необработанного кедра на фасадах: со временем станет серой, но в ближайшие пару лет будет натурального цвета
Девелоперская компания Folkhem, заказавшая строительство в Сундбюберге, раньше строила желозобетонные дома, и занимала каждая постройка в два раза больше времени, чем ушло на возведение одного деревянного, — в среднем 8 месяцев против четырех. Затраты на строительство из дерева оказались на 15% больше, но при воспроизведении технологии на том же месте (а дома расположены в непосредственной близости друг от друга) затраты сокращаются на 5% с каждым новым зданием.
Причем тише не только в уже построенном доме и обставленной квартире, но и на этапе строительства — по сравнению с домами с бетонными фундаментом и стенами. В домах у залива потолок — подвесная конструкция, и крепится он к стенам помещения, а не к перекрытию. Межквартирные стены изготавливают из деревянных же панелей с воздушной прослойкой толщиной 2 см. Ровно по той же причине в домах нет центрального отопления, только полы с подогревом и возможность открыть все окна.
Дерево нетоксично в отличие от бетона, который продолжает вулканизироваться и испарять не самые безопасные вещества. Для строительства используется только сухая древесина, а во время возведения дома над конструкцией строят навес, чтобы материалы не намокали во время дождя. Жилые помещения сохраняют запах свежеспиленного дерева в течение нескольких лет (в первом доме, построенном в 2014 году, до сих пор пахнет как на лесопилке). Правда, со временем панели на фасадах изменят цвет и станут серебристыми.
В Folkhem используют для строительства только шведскую древесину из конкретного семейного лесного хозяйства на севере страны. Компания подсчитала, что для того чтобы восполнить запасы дерева, израсходованного на один 8-этажный дом, нужна всего лишь минута, потому что взамен каждого срубленного дерева в лесном хозяйстве высаживают три новых дерева.
Главный аргумент Folkhem в защиту долговечности таких построек: в мире до сих пор полно деревянных домов, построенных 100, 200 и больше лет назад, — они прекрасно сохранились. Самым древним деревянным постройкам в мире — японским и китайским пагодам — больше 900 лет. В сундбюбергских домах через 100 лет нужно будет только заменить кедровую облицовку фасадов, в остальном у зданий минимальные требования к обслуживанию. Железобетонные дома только штукатурить нужно каждые 30 лет, а кроме того, делать профилактический и капитальный ремонт.
Деревянный дом более пожароустойчив, чем железобетонный. В случае пожара стальная конструкция деформируется под воздействием температуры, в деревянном доме огонь за то же время затронет только обстановку и стены, а до самой конструкции не доберется. При этом цельные панели не горят, а тлеют.