Новая архитектура Москвы

«Зарядье»: как нью-йоркская утопия превратилась в парк на парковке

Фотографии:
Ольга Алексеенко
Текст и интервью:
Марина Анциперова
28 марта 2017 в 10:12
Фотография: Ольга Алексеенко
На День города торжественно откроется «Зарядье» — парк с березками, болотцем, концертным залом и парковкой на 400 мест. «Афиша Daily» побывала на его стройплощадке и пытается разобраться, соответствует ли результат изначальной концепции.

Где это находится

Это пространство между Васильевским спуском, Китайгородским проездом и Варваркой, которое связывает Кремль, Москву-реку и соседние районы. Топоним означает, что территория находилась «за рядами» — то есть за рынком у Кремля. В Средние века этот оживленный район тоже был торговым: первые поселения возникли здесь в XII–XIII веках — тут селились купцы, торгующие с Византией и Средиземноморьем.

При Иване Грозном на Варварке был открыт Английский двор — английское посольство, просуществовавшее здесь до XVII века; в 1970-е его останки превратили в музей, который в 1994 году открыла королева Елизавета. Палаты бояр Романовых на Варварке — еще один советский музей «под старину» в Зарядье. Считается, что здесь родился Михаил Федорович — родоначальник царской династии Романовых.

Пожар 1812 года уничтожил деревянную застройку начисто. Новые кварталы представляли собой каменные дома в два и три этажа, в нижних этажах которых находились лавки и склады, а верхние были жилыми. Не менее половины населения Зарядья было евреями — расположенное там Глебовское подворье оказалось единственным местом в черте оседлости, где им было разрешено торговать. Владельцы зданий сдавали помещения купцам и лавочникам, арендодателей не беспокоило состояние построек, и в XIX веке район быстро превратился в трущобы. Они были антитезой деловому центру по другую сторону улицы, где расположился Гостиный Двор. Основная часть Зарядья была расчищена в 1930–1950-е годы, но по Варварке сохранились сильно перестроенные палаты и церкви XVII–XIX веков, а также участок перестроенной Китайгородской стены.

При царях в Зарядье сливалась грязь с Китай-города, оно горело, было снесено, при Сталине пережило несколько градостроительных утопий, а при Брежневе оказалось мифологизировано в роли «старой Москвы». Драматическую историю района можно рассматривать через русскую присказку о восприятии пространства: бывает ли пустым святое место? А учитывая, сколько здесь всего не построили, — может ли оказаться свята пустота? За минувшие 100 лет в этом споре не могли определиться, пока не наступил 2012 год.

История Зарядья в XX–XXI веках
Михаил Лурье
Декан факультета антропологии Европейского университета

«Зарядье было одновременно торговым и жилым районом, который к началу XX века стал почти трущобами. Возникал парадокс — фрагмент периферии в самом центре Москвы. И сегодня мы можем его наблюдать — такие пустыри и вечные стройки скорее характерны для окраин, чем для центров городов.

Другой парадокс: Зарядье находится в непосредственной близости от Кремля — средоточия и символа федеральной власти, да и других объектов всероссийского значения. Но само Зарядье так и не смогло стать пространством для этой функции: за все века его существования только гостиница «Россия», и лишь в течение трех десятков лет, могла претендовать на такой статус. Нельзя ни игнорировать транзитность этого места, ни сделать ставку только на нее — парк должен стать местом, которое имеет самостоятельную ценность.

Но ни в коем случае не надо ничего восстанавливать: при таком многообразии смыслов выбор какого-то одного сразу создаст фальшивую ноту».

Фрагмент из документации на конкурс парка.

Стройплощадка парка «Зарядье», март 2017 года

Действующие лица

Устоявшаяся легенда гласит, что парк «Зарядье» строится по инициативе Путина в рамках концепции Собянина, который последовательно заявляет, что город должен быть в первую очередь удобен, и в отличие от прошлого мэра больше сносит и реконструирует старое, чем строит новое. Однако у политической воли была сложная система проводников: американские авторы концепции и многочисленные наши реализаторы — чиновники, проектные институты, архитекторы.

Сергей Кузнецов

Главный архитектор Москвы, бывший партнер Сергея Чобана по бюро Speech. Проект «Зарядье» для него имиджевый: он демонстрировался на архитектурной Биеннале в Венеции в 2014 году. Впоследствии по образу и подобию венецианского павильона 2014 года у Зарядья появился собственный — с презентацией парка; он стоит у Москворецкого моста. Другая знаковая кузнецовская стройка — здание ГЦСИ на Ходынке — так и не началась.

Diller Scofidio + Renfro

Американское бюро, победители конкурса на концепцию парка в Зарядье 2013 года, авторы знаменитого парка Хай-Лайн в Нью-Йорке, организованного на бывших железнодорожных путях в 10 метрах над землей. Они также занимались реконструкцией МoМА, построили Музей образа и звука в Рио-де-Жанейро, Музей искусств Беркли и Тихоокеанский киноархив — BAMPFA.

Мосинжпроект

Проектировщик, воплощающий концепцию парка на земле. Кроме «Зарядья» в Москве они строят примерно все: метро, вылетные магистрали и развязки, реконструируют стадион «Лужники». Генеральный директор Марс Мулланурович Газизуллин до своего назначения руководил различными строительными организациями Татарстана. На вопрос, почему проектирование вели не победители-американцы, Кузнецов отвечает так: «В России взять пакет документаций и привязать к месту просто невозможно. Это и дорого, и вопрос коммуникаций, соблюдения нормативов, и ежедневного присутствия на площадке».

МАХПИ им. академика Полянского

Еще одна государственная строительная организация. Как генеральный проектировщик проекта несет ответственность и за отдельные объекты парка: ресторан, кафе, медиацентр, «Ледяную пещеру». Занимались реконструкцией Крымской, строили «Геликон-оперу». Себя позиционируют как «одну из старейших проектных организаций России, с уникальной историей проектирования значимых для страны объектов». Академик Полянский строил павильон СССР на Всемирной выставке 1958 года и «Артек» в Гурзуфе.

ТПО «Резерв»

Бюро Владимира Плоткина — классика архитектуры 1990-х, автора «Смоленского пассажа» и «Рэдиссон Славянской»; занимаются развитием набережной и концертного зала. «Резерв» занял второе место в конкурсе на проектирование парка «Зарядье» в 2013 году, а теперь они вынуждены вписывать свои объекты в концепцию обошедших их американских коллег.

Citymakers

Компания, основанная девелопером Андреем Гриневым и урбанистом Петром Кудрявцевым, выступавшая российским участником команды-победителя. Темой «Зарядья» они занимались еще до объявления конкурса — привлекали зарубежных экспертов, устраивали публичные обсуждения на «Арх-Москве». В итоге для построенного парка «Зарядья» они за 17 млн р. разрабатывают концепцию развития и проводят конкурс на фирменный стиль.

«Артеза»

Русский консультант в разработке ландшафтного дизайна для «Зарядья» (автор — американцы Hargreaves Associates). «Артеза» часто выигрывает громкие конкурсы: вместе с Buro Moscow победили в конкурсе на оформление Триумфальной площади (где цветниками занималась автор Крымской набережной Анна Андреева). «Артеза»с голландским бюро Maxwan делала парк в «Сколково» и вместе с бюро Speech озеленяла Лужники, сейчас работает над проектом парка в Нагатинской пойме

«Стрелка»

Институт и одноименная консалтинговая компания (КБ «Стрелка»), которая в 2013 году проводила международный конкурс на концепцию парка. Впоследствии занималась организацией конкурсов самого разного толка, в том числе на реконструкцию московских улиц и площадей в рамках проекта «Моя улица».

Каким мог бы быть парк «Зарядье»: варианты участников конкурса

Петр Кудрявцев
Генеральный директор компании Citymakers

«Зарядьем» мы занимаемся с 2011 года. В то время мы изучали возможность сделать Китай-город пешеходной зоной, которой так не хватало центру. А парк должен был стать приятным дополнением к нему. В частности, эту идею продвигало движение «Друзья Зарядья», созданное по аналогии с Friends of High Line (частная некоммерческая организация, созданная двумя жителями Нью-Йорка, которые фактически продвинули идею спасения Хай-Лайна и собрали финансирование на проект DS + R. — Прим. ред.).

После того как Владимир Путин предложил создать парк на месте Зарядья, мы начали готовиться к международному конкурсу, прежде всего — собирать сильную команду. Я был знаком с Элизабет Диллер и разделял ее любовь к сложным гибридным пространствам. Поэтому мы решили выступить в конкурсе вместе с Diller Scofidio + Renfro. Позже к нам присоединились Hargreaves Associates, одни из лучших ландшафтных архитекторов в мире, инженеры климата Transsolar, транспортники Mobility in Chain и другие. Даг Блонски, как управляющий одним из самых успешных парков мира, также стал нашим консультантом. В общем, у нас получился самый международный консорциум из тех, кто принимал участие в конкурсе, который объявил Сергей Кузнецов в 2013 году, — у нас были представители шести стран.

Видеопрезентация DS + R заставляет испытать ностальгию по мирному 2013 году, когда американцам было позволено придумывать смысл территории в непосредственной близости от Кремля

Мне кажется, что получившийся проект должен изменить не только Москву. «Зарядье» — новый тип парка: гибридная общественная зона, где есть открытые, закрытые и полуоткрытые пространства, которые позволяют человеку находиться здесь в любую погоду и почти в любое время суток. Уверен, что подобные места необходимы городам со сложным и резким климатом. К тому же это, пожалуй, будет самый разнообразный и интенсивный парк с точки зрения программы: здесь, например, будут сочетаться образование в сфере биологии и ботаники с музыкой и выставочной программой.

Да, несмотря на то что основные принципы и объекты конкурсной концепции сохранились, что-то трансформировалось. Некоторые моменты удалось улучшить, некоторые оказались невозможны в реализации. Надо учитывать, что это первый парк за много лет, который мы проектируем и строим с нуля, — настоящая целина.

Ближайшие месяцы будут для нас временем истины — сейчас парк приобретает свой настоящий вид: будут высажены все деревья, сделано мощение, достроится парящий мост, парковые павильоны получат свои фасады, будет смонтирована Стеклянная кора. Мы уверены, что наши московские партнеры разделяют нашу любовь к этому месту и сделают все, чтобы концепция, которая так понравилась москвичам и международному сообществу, была реализована максимально точно».

Из чего состоит парк

Кафе
Еще одна точка общепита в парке.
Ресторан
На сайте «Архсовета» сказано, что тут «…можно будет отведать разнообразные блюда российской кухни. Посередине расположится большой очаг, вокруг которого будут собираться посетители, а сквозь остекленный фасад откроется прекрасный вид на лес и пруды».
Филармония
Самый большой объект парка — Филармония, которой будет руководить Валерий Гергиев. Большой зал рассчитан на 1500 мест, второй — на 400. Здесь же разместятся студия звукозаписи, буфет и открытая терраса. Два фасада здания вмурованы в холм, с другой стороны его покроет «стеклянная кора» с солнечными батареями, которые обеспечат в амфитеатре под корой тепло в холодное время года.
Парящий мост
Мост предусматривался в американской концепции, однако больше о нем заговорили к осени 2015 года. Тогда стало понятно, что фокус проекта сместился с создания высокотехнологичных природных зон на видовые точки. Длина моста — 250 м, ширина — 60 м.
Березовый лес
Придуманные американцами четыре природные зоны остались: это лес, степь, тундра и заливные луга у Филармонии. Ближе всего к Красной площади — березовая роща, вдоль Варварки высадят северные кустарники. На юго-западе будут устроены пруды. Растения привезены с территории России. Болото представляет собой яму с дренажом, деревья высаживаются примерно по той же технологии, что и на Тверской (для них устроят автономную поливочную систему). Планируется, что парк будет доступен бесплатно 24 часа.
Луг
«Ледяная пещера»
Еще один тематический павильон, где минусовая температура будет поддерживаться круглый год. В первом зале гостям будут выдавать теплые робы, во втором — выставлена ледяная скульптура и бар, где можно будет выпить водки.
Медиацентр
Тематический павильон с видеоаттракционом «Полет над Россией» — наподобие того, что показывает историю евреев в московском Еврейском музее. Людей в креслах поднимают на 6 метров, на мониторах вокруг имитируется всамделишный полет над страной с показом основных достопримечательностей. Видео для аттракциона занимается Первый канал.
Китайгородская стена
Набережная и причал
Проезжая часть будет смещена от реки, организуется пешеходная зона и нижняя терраса с фронтом общественных функций вдоль берега. Из парка на набережную можно будет попасть через подземный переход, запланирован археологический музей с предметами, найденными во время строительства. Набережная в перспективе будет работать как причал.
Въезд на парковку
«Зарядье» — парк, строительство которого началось с парковки. Вырытый тут котлован уходил в глубину на 130 м (дно Москвы-реки, для сравнения, 120 м). Парковка представляет собой базу парка и будет двухуровневой — на 430 машиномест.
Церковь Зачатия Анны
В ансамбле гостиницы «Россия» была такой же антитезой старины, как и церковь Симеона Столпника в устье Нового Арбата.
Гостиничный комплекс
На примыкающей к парку территории должны возвести гостиницу, у каждого постояльца в номере будет свое дерево. Кузнецов говорил, что отель одновременно будет выставкой российских деревьев разных пород. Из-за этого новостроя сносится 12-й дом по Варварке — последний памятник застройки Зарядья XIX века.
Тундра
Амфитеатр
Рассчитан на 2500 мест.
Владимир Плоткин
Главный архитектор ТПО «Резерв»

«Выход к реке, который мы предложили в своем конкурсном проекте, очень понравился организаторам конкурса. С этим элементом нас интегрировали в реализацию проекта-победителя. Будущий выход парка к воде отличается от того решения, что было в нашем проекте: берег не окажется таким широким, но выход к набережной, куда будут подходить речные трамвайчики, он обеспечит.

Помимо набережной нам предложили заниматься проектированием строящейся Филармонии. Изначально главная идея проекта-победителя заключалась в том, что ее здание закопано в искусственный холм, покрытый корой. А под этой корой уже планировалось создать искусственный климат, чтобы дать ощущение относительного комфорта в разное время года: в жару должно быть прохладнее, а зимой — теплее.

Сложностей было много на всех этапах проектирования и набережной, и Филармонии. В первом случае они связаны с большим количеством инженерных, и даже подводных, сетей: это историческое место, и там проходят дореволюционные коллекторы. Самым сложным в проектировании Филармонии был главный зал: по большому счету он представляет собой музыкальный инструмент, только очень большой. Нужно было соблюсти все требования — акустики, формообразования, мы вели очень кропотливую работу с японско-американскими специалистами из Nagata Acoustics».

Что сейчас происходит на стройке

Сколько это все стоит

Первоначальный бюджет на 2014–2016 годы был оценен в 5,08 млрд р., из которых к началу 2014 года мэрия потратила 2,77 млрд. Уже к ноябрю смета увеличилась до 12,8 млрд р. — с поправкой на строительство коммуникаций. «Управление гражданского строительства» озвучивало цифру в 13,3 млрд р., из них 5,9 отводятся непосредственно на парк, 5,4 — на возведение Филармонии и 575 млн р. на благоустройство Москворецкой набережной. В феврале город задумался о том, как сделать парк рентабельным, — и запустил конкурс на разработку функционала парка и его бизнес-модели, и эта работа стоила еще 17 млн рублей.

Сейчас итоговая смета оценивается в 22–27 млрд р. Для сравнения: строительство стадиона команды «Зенит» оценивают в 48 млрд р., бюджет подготовки и проведения зимней Олимпиады в Сочи — 324,9 млрд р. (по версии Навального — 1,5 трлн р.). Сумма, потраченная на самый технологичный парк в мире c искусственными деревьями в 25 метров — сингапурский Gardens by the Bay, — $1 млрд, то есть примерно 60 млрд р. Нью-йоркский Хай-Лайн обошелся в $200 млн (12 млрд. р.), на 90% эта цифра состояла из частных пожертвований, в том числе от Дианы фон Фюрстенберг и компании Tiffany & Co.

Рустам Рахматуллин
Культуролог, один из основателей общественного движения «Архнадзор» и журнала «Московское наследие»

«Само слово «парк» в этом случае следует поставить в кавычки. То, что называется парком, фактически является разноуровневым капитальным строительством с подземными и надземными этажами. Этот проект навязывает Москве новую реальность: речь идет о невиданном в истории города вторжении в ландшафт, о создании гор там, где раньше были долина и луг. Терраса подлинного холма идет примерно по Варварке. Отсыл к историческому топониму «Псковская горка» (восстанавливаемому в рамках проекта исторического холма на территории. — Прим. ред.) некорректен: это был просто склон от Варварки к реке, максимум — локальный выступ террасы. Слово «горка» не может служить поводом для выдумывания ландшафта.

Зарядье сейчас застраивается в той традиции, которая относилась к Москве как к чистому листу — когда можно было снести часть Кремля в XVIII или в XX веке. Речь не о стилистической традиции и не о баженовском качестве рисования, а только о форме отношения к городу. Вторжение в тело в этой традиции может быть любым, творчество — свободным. Рекомендации ЮНЕСКО, правовые ограничения охранной зоны вокруг Кремля оставлены в стороне. Символ общей бессмысленности — мост в никуда, с левого берега назад на левый берег.

В правой части кадра — демонтаж 14-го дома по Варварке

Если бы парк действительно был парком, то осмысленные решения могла бы подсказать утраченная уличная сеть. Но у археологов не было времени, чтобы развернуть исследовательские работы в полном объеме. На участках, не разрушенных котлованом гостиницы, была найдена Великая улица — главная улица московского Посада, но вся трасса улицы не раскрыта. Следовало идти от исторической реальности: здесь была древнейшая Москва, с разрушенной, но точно известной планировкой, с речной пристанью, которая могла быть старше города. Если бы проектировщикам это было хоть сколько-нибудь интересно, результат получился бы другим.

К тому же под рекламные фанфары «парка» начат снос комплекса подлинных исторических домов Зарядья по Варварке, 14. Так эпопея Зарядья завершается не только появлением гор, но и созданием руин двух доходных домов на Варварке».

Вид на циклопическую стройку с Раушской набережной
Сергей Кузнецов
Главный архитектор Москвы

«Это будет такой же детальный проект, как Хай-Лайн, но с одной оговоркой. Парк — это не только идея, но и возможности местной промышленности, менеджмента, бюрократии и климата. Мы делаем российский проект с российской командой, соблюдая качество международной архитектуры, которое мы получили из концепции.

У «Зарядья» огромное количество авторов. Это действительно большая команда, в авторский коллектив вхожу я сам. Мы начинали с конкурса, и в консорциуме тоже было множество команд. По его итогам мы попытались все лучшее внести в будущую работу не с точки зрения проектных решений, а понимая силу команды. Скажем, проект «Резерва» занял второе место, но «Резерв» работает с нами — занимается Филармонией. Мы провели конкурс на навигацию, фирменный стиль (конкурс проходит в сервисе «Активный гражданин», и, по мнению одного из его участников — Артемия Лебедева, — проводится некорректно. В нем лидирует самый яркийВариант студии «Проф-МК», но не лучший вариант. — Прим. ред.). И отбираем самых сильных и мотивированных людей, которые хотят работать не только с точки зрения экономии средств, но и движения самого проекта.

Пока мы ни от чего не отказываемся, но не все получилось, как хотелось, — невозможно на этапе концепции продумать, как все будут реализовано. Но базовая идея — моделирование климата за счет естественных процессов — это удалось. Часть энергии будет получаться за счет солнечных батарей. Немного поменялись механизмы, но принципы сохранились: понижение температуры достигается сквозняком и рассчитанным проветриванием, орошением холодной водой. Это по-прежнему сложнейший проект, хотя отдельные дизайнерские и технологические вещи претерпели изменения, пусть и некритические. В любом случае все сделано в консорциуме с победителями, они с нами продолжают работать».


Представители бюро Diller Scofidio + Renfro не смогли ответить на вопросы «Афиши Daily» в марте, но обещали поговорить с редакцией позже этой весной.

Расскажите друзьям