Кристина Потупчик
В прошлом — пламенный комиссар и язвительный пресс-секретарь «Наших»
В своем «ЖЖ» Потупчик рассказывала о деятельности «Наших» и «Росмолодежи», а также публиковала компромат — например, на бывшего главного редактора журнала «Русский Newsweek» Михаила Фишмана, телеведущего Виктора Шендеровича и Илью Яшина из движения «Солидарность». Как-то обвинила префекта САО Олега Митволя в покровительстве проституции, а лидера партии «Яблоко» Митрохина — в связи с «Аль-Каидой». Музыканта Юрия Шевчука, выступившего на концерте в защиту Химкинского леса, назвала «куском говна».
В январе 2012 года хакеры взломали почту Кристины Потупчик и ее начальника Василия Якеменко, обнаружив в них много интересного. Например, информацию о блогерах, которым выдавали деньги и подарки за публикации (среди них был Илья Варламов, получивший 400 тысяч рублей за два поста). А еще — обсуждение планов по «созданию невыносимых условий» для холдинга «Коммерсант». «Нашисты» собирались скупать и уничтожать дневной тираж газеты (на это должны были выделить 1,5 млн р.), заблокировать типографию и устроить DDoS-атаки на сайт.
В 2014 году другая хакерская группировка — «Анонимный интернационал» — выложила фотографию бывшего пресс-секретаря «Наших» с сумкой, набитой пятитысячными купюрами. Само фото было сделано в кабинете экс-лидера «Молодой гвардии» Тимура Прокопенко. Утверждалось, что деньги были предназначены на «текущие нужды: оплату блогеров, комментаторов, организацию акций».
Что делает сейчас
Став в 2014 году членом Общественной палаты РФ, Потупчик выступала за отмену ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» и реформирование антиэкстремистского законодательства. А также критиковала уголовное преследование Ильдара Дадина, осужденного за нарушение правил проведения массовых акций. Выступала против наказания Евгении Чудновец, попавшей под преследование за репост видео.
А также ведет телеграм-канал с рецензиями на книжки. Вот, например, про сорокинскую «Манарагу»: «…коммерциализация высокого переживается героем-романтиком как личная драма, ведь искусству место не на кухне привокзальной столовой и даже не в понторезном ресторане нуворишей вне времени и пространства, а лишь на тарелке истинных гурманов, которые по достоинству смогут оценить вкус каждой его страницы».
«Я положительно оцениваю свою прошлую политическую деятельность — со всеми достоинствами и недостатками юношеского максимализма, присущего ей в силу возраста. Путина как поддерживала, так и поддерживаю. «Наши» искали противников президентского курса и врагов России в основном среди оппозиционных и иностранных политиков. Сейчас мне кажется более насущным сосредоточиться на угрозе, которую представляют деятели, выставляющие себя патриотами и прикрывающие именем Путина собственные ошибки, некомпетентность и преступления. Недостаточно говорить, что ты патриот, чтобы быть им. Надо действовать как патриот — или хотя бы не наносить ущерба стране и обществу.
В десятые годы не было протестного движения, было несколько массовых акций — гораздо более масштабных, чем нынешние. Тогда большинство участников довольно быстро поняли, что единственное, что могут предложить лидеры протеста, — это подставить их под очередное «болотное дело». Никто не собирался вырабатывать ни программы, ни повестки, занимаясь дележкой внезапно возникшего ресурса. А кому хочется быть ресурсом? Так что протесты довольно быстро рассосались.
Нынешним протестным новобранцам еще только предстоит узнать, что программы и повестки у лидеров оппозиции так и не появилось. Мне бы не хотелось, чтобы они пострадали из-за того, что их используют в собственных интересах оппозиционеры со стажем. Наоборот, хочется, чтобы власть смогла правильно интерпретировать общественный запрос, вступить в прямой диалог с этими людьми и начать конструктивное взаимодействие, минуя вождистское посредничество. Ведь большинство людей, имеющих гражданскую позицию и активно ее выражающих, не враги власти, а потенциальные партнеры. Зачем провоцировать протестующих навешиванием оскорбительных ярлыков и ждать, пока ими в очередной раз воспользуется Навальный или еще кто-нибудь?»
Маша Дрокова
«Невеста Путина», еще в предыдущую эпоху разочаровавшаяся в «Наших»
В 2009 году комиссар «Наших» Дрокова поцеловала тогдашнего главу российского правительства Владимира Путина, приехавшего на форум «Селигер». Поцелуй прославил девушку, и через три года датский режиссер Лисе Бирк Педерсен сняла о ней фильм — «Поцелуй Путина». В нем показано, как юная «нашистка», случайно подружившись с либералами, переосмыслила свои взгляды и покинула организацию.
Что делает сейчас
В 2011 году Дрокова познакомилась в твиттере с IT-предпринимателем Сергеем Белоусовым. Он привлек девушку к созданию «Российского квантового центра», связанного с Дмитрием Медведевым. После чего она работала над другими проектами предпринимателя — венчурным фондом Runa Capital и компанией Acronis. В феврале 2014 года Дрокова начала консультировать различные IT-стартапы: запускала Coub и Lingualeo, а также работала с GetTaxi, Bookmate, Pyrus и другими известными компаниями. Сейчас девушка ведет дела собственной пиар-студии и живет в Сан-Франциско. Недавно она сообщила в инстаграме, что получила грин-карту, — Илья Яшин этим возмутился.
«Я восемь лет не занимаюсь политикой. У меня нет на это времени» (от комментариев Дрокова отказалась. — Прим. ред.).
Вера Кичанова
Хипстер в муниципальной политике
Во время визита президента Дмитрия Медведева на журфак МГУ в октябре 2011 года Кичанова, как и многие студенты, не попала в список допущенных к президенту. Но это не помешало ей задать вопрос. Когда Медведев шел в аудиторию, девушка и ее подруга Ольга Кузьменко подняли плакаты «Почему вы сидите в твиттере, а Ходорковский — в тюрьме?». Их сразу же скрутили и отправили в ОВД, но довольно быстро отпустили.
В 2012 году была избрана муниципальным депутатом по району Южное Тушино. В этом качестве ее обычно представляли в интервью и новостях (например, об избиении в баре «Камчатка»), но громких событий, связанных с ее депутатством, в истории не осталось.
В том же году Кичанова вышла замуж за москвоведа Павла Гнилорыбова. Их свадьба широко обсуждалась в интернете из-за необычных нарядов молодоженов: девушка надела простое белое платье как из бабушкиного сундука, а молодой человек — клетчатую рубашку. Позже они объяснили, что похожие наряды у них были в день знакомства — во время акции «Оккупай Абай». Расписавшись, оппозиционеры отправились к памятнику Абаю Кунанбаеву, чтобы возложить цветы и сфотографироваться. А заодно дать интервью парочке СМИ.
Что делает сейчас
Брак Кичановой и Гнилорыбова продлился всего два года. Вскоре после развода журналистка переехала в Киев, где до недавнего времени работала выпускающим редактором в онлайн-издании Reed. Оппозиционную деятельность девушка не бросила, разве что теперь не участвует в московских пикетах, а пишет о них — например, для проекта Students for Liberty.
Света «из Иванова» Курицына
Звезда ютьюба, автор мема, мем
В декабре 2011 года Света Курицына — участница акции в поддержку «Единой России» на Триумфальной площади — дала интервью корреспонденту «Московских новостей» Евгению Гладину. Видео попало на ютьюб и собрало более четырех миллионов просмотров. А фразы «Мы стали более лучше одеваться…» и «…засеивать больше земель» до сих пор проскакивают в разговорах.
Что делает сейчас
Уже в июле 2012 года Свету из Иванова позвали на канал НТВ вести программу «Луч Света». Первый выпуск с ее участием посмотрело рекордное количество телезрителей — 14,2%, по данным TNS. Но уже в декабре 2013 года программу прикрыли. Света телевизор не бросила и пошла сниматься в другом проекте канала — «Я худею». А потом стала корреспондентом программы «Ты не поверишь!», где работает до сих пор.
Дмитрий Левенец
Активист, борец за все зеленое
Пока большинство студентов митинговало, недовольные состоянием своих подъездов Дмитрий Левенец и его подруга Ксения Мушина придумали сервис «Дом. Двор. Дороги». С его помощью можно было отправить жалобу на грязный подъезд или сломанный в течение нескольких недель лифт в надзорные органы, которые должны были проверить нарушение, выписать штраф и выдать предписание на его устранение.
Друзья активно продвигали проект по улучшению московского быта, а потому писали всем — от Навального до Путина. Откликнулся только первый, предложив бывшему «нашисту» — Левенец успел побывать на Селигере — работу над схожим проектом «РосЖКХ». Дмитрий согласился. В интервью «Афише» в 2013-м он признался, что не видит никакой разницы между «Нашими» и Навальным.
Когда волну гражданского активизма сменили тема еды и гастрономической революции, Левенец придумал новый проект — пироги Occupie, по аналогии с акцией «Оккупай Абай». Участие в городских маркетах еды воспринималось как развлечение, тем не менее 5% от продажи каждого пирога шли на благотворительность.
На этом общественная деятельность активиста не закончилась. Три года назад он вместе с главным редактором «Московских новостей» Еленой Барышевой запустил онлайн-журнал Recycle о том, как не наносить вреда природе, живя в большом городе.
Что делает сейчас
Год назад переехал в город Лилль, где борется с местным мэром Мартин Обри за французскую историю и культуру, в частности — открытие краеведческого музея. Ну и по-прежнему занимается сайтом Recycle.
«Мое представление о том, что нужно России, изменилось. Я согласен с Володиным, когда он говорит, что Путин — это и есть Россия. В том смысле, что президент делает и говорит только то, что хочет подавляющее большинство. Он не тиран-самодур, а зеркало русского народа. Выступать против — значит не уважать свой народ. Крым наш не потому, что Путин — сумасшедший империалист, а потому, что последние 20 лет все возмущались, что Хрущев подарил полуостров Украине. Президент просто сделал то, что все хотели.
Новые протестные акции — это революция ютьюба. Если бы полгода назад Навальный так активно не пришел в эту соцсеть, сейчас бы никто не вышел на улицы. Кстати, из моих знакомых практически никто особо не говорил о митинге. В нем участвовали совершенно новые люди, до которых раньше не доходил скучный контент письменного блога в «ЖЖ». Они впервые познакомились с Навальным через его видеоканал. Большое количество школьников на протестной акции объясняется тем же: пока креативный класс загонял себя в гетто телеграма, ютьюб стал главным поставщиком модных трендов для подростков и вообще новым телевизором для всей страны.
Думаю, если в ближайшее время будет организован новый митинг, на него придет намного больше людей. Во-первых, «болотные», которые не вышли 26 марта и теперь страшно жалеют. Во-вторых, аудитория топовых ютьюб-блогеров, которые ловят на этой теме хайп. А дальше у Навального будет два варианта: идти на Кремль или ждать пару месяцев, когда все это сдуется под волной новых челленджей, тегов и скандалов вокруг Ивангая».
Анастасия Корчевская
Всей душой и не только участвовала в молодежном движении
Став в 2006 году комиссаром «Наших», Корчевская быстро добилась успеха. Спустя два года упорной критики оппозиционеров в «ЖЖ» ее наградили орденом II степени «За заслуги перед Отечеством». Хотя ордена тогда раздавали многим лояльным власти активистам, только 17-летняя Корчевская получила прозвище Настя-медалька.
Но известность Корчевской принесли не награды, а совместное фото с Василием Якеменко, точнее подпись к нему: «Селигер-2008. Якеменко до сих пор думает, что я в него безумно влюблена». В ответ покровитель «нашистов» написал: «Корчевская, если ты два раза пришла ко мне на ночь в палатку, то есть по 1 разу в год, получается, и у нас что-то было, это не означает, что я думаю, что ты в меня влюблена. Поняла?» О связи женатого политика с несовершеннолетними девушками (в 2008 году Корчевской было 17 лет. — Прим. ред.) говорили еще долго.
Что делает сейчас
Покинув «нашистов», Корчевская нашла новую работу, о которой предпочитает не распространяться. Дать комментарий «Афише» она также отказалась. Известно, что она вышла замуж за Александра Мучаева — сотрудника проправительственного издания «Госиндекс» и автора книги «В главной роли. Путин в современной культуре».
Заур Газдаров
Блогер
В своем видеоблоге Газдаров неоднократно высказывался в поддержку властей. После взлома почты Кристины Потупчик выяснилось, что делал он это не из любви к Путину, а ради неплохого гонорара — за MacBook. Правда, сам Газдаров рассчитывал на денежную компенсацию. О чем и написал Потупчик: «Кристина, я вообще не понимаю, что за фигня у нас получилась в этом месяце с деньгами за «ЖЖ». Почему вы меня не предупредили, что денег не будет? Зачем я вел «ЖЖ», если в итоге за него ничего не получу? Да, спасибо большое за макбук, я ничего не говорю. Но, насколько я понял, макбук — это комплимент от Васи за посты про журфак и Медведева, разве я ошибаюсь? <…> Макбук мне нужен, но деньги мне сейчас нужнее».
Что делает сейчас
Живет в Москве и работает телеведущим канала «СТС Love», параллельно снимаясь в различных интернет- и телепроектах. А также заканчивает обучение на журфаке МГУ, откуда его отчислили еще в 2012 году за академическую задолженность. Планирует продолжить образование за границей, где «телевидение, по крайней мере talk-show, гораздо более профессиональны, чем у нас».
«Когда мне предложили участвовать во всей этой истории, мне было 18 лет, у меня не было достаточного жизненного опыта и каких-то знаний о политике. Только позже я начал осознавать, что это была не просто медийная игра, а полноценное участие в проектах, которые сейчас кажутся мне довольно-таки неоднозначными.
Но все мы совершаем ошибки. Важно в какой-то момент это понять и переосмыслить. Думаю, сейчас я бы вряд ли стал целенаправленно убеждать кого-то в правильности тех или иных политических взглядов. Хотя я по-прежнему уверен, что люди не должны стесняться и бояться высказывать свою позицию. А тем более становиться из-за этого жертвой нападок, как произошло со мной. Но я благодарен жизни за этот опыт — я стал более терпимым к чужому мнению и более разборчивым во многих вопросах.
Разумеется, мои политические взгляды поменялись: я начал более критически относиться ко многим вещам, происходящим в России. Но по большому счету и тогда, и сейчас я хотел и хочу жить в прогрессивной стране, уважающей права своих граждан и предоставляющей им равные возможности для жизни и развития. Я считаю позором ту травлю, которой у нас подвергаются представители ЛГБТ-сообщества. А также законы — типа «пакета Яровой», — которые принимает наша Дума. Это ведь совсем дичь! Большой ошибкой мне кажется ограничение права граждан на участие в мирных митингах. Тем более что в нашей конституции есть прекрасная статья 31.
Последние несколько лет меня не покидает ощущение, что Россия несется куда-то в Средневековье. И мне важно на это реагировать, поэтому в митингах я участвую с 2013 года. При этом Алексей Навальный кажется мне жутко неприятным парнем и не вызывает доверия. Но, если нужно отвечать на вопрос сторонников власти «Кто, если не Путин?», в оппозиции никого достойнее Навального, к сожалению, нет. К слову, периодически я перевожу деньги на счет Фонда борьбы с коррупцией, потому что то, что они делают, — хорошая идея».