О музыке и литературе
— «Афиша» вообще считается изданием о развлечениях — музыке, литературе, кино. И, чтобы понять, что вы за человек, можете рассказать, какую музыку слушаете? Вы когда в школу ходили, с кем были — с рэперами, рокерами или панками?
— Нет, не могу себя к какой‑то субкультуре причислить. Обожаю Трента Резнора и Nine Inch Nails. Вообще, можно зайти ко мне на страницу в «ВКонтакте» и посмотреть — там много всего.
— А вот новый «Твин Пикс» смотрите?
— Я находился под домашним арестом почти целый год, и тогда у меня было много свободного времени. Мне можно было смотреть телевизор, а вот сидеть в интернете и пользоваться мобильным — запрещено. Поэтому я читал и смотрел много сериалов. Больше всего мне понравились «Мир Дикого Запада» и «Карточный домик». Как раз перед тем как пойти на заслушивание своего приговора, я посмотрел серию с Pussy Riot. Было очень забавно.
— Что читали?
— Моя подписчица отправила мне в СИЗО замечательную книгу Мэтта Ридли «Рациональный оптимист». Недавно я прикупил вторую его книгу «Эволюция всего». А так в основном читал фантастику и разного рода научно-популярную литературу — Эриха Фромма, Стивена Хокинга и других. Еще я пытаюсь писать. Во время домашнего ареста расширил синопсисы трех собственных произведений — одно уже достаточно приличного размера. Надеюсь, однажды их опубликуют.
— На последнем слове вы назвали себя идиотом, и все со страшной силой прицепились к этому выражению. Вы не звучите как идиот, наоборот, очень рационально и разумно. Зачем вы себя оговорили?
— У меня нет ЧСВ — чувства собственной важности, — по крайней мере я на это надеюсь. Я усиленно старался от него избавиться. Может, я и поумнее людей, которые меня обвиняют, но это не отменяет того, что мне еще очень многое нужно узнать и понять.
— Вы остались атеистом?
— Да. Я считаю, что религии не нужны и в них нет никакого смысла. Другое дело, что я изменил отношение к верующим. Стал к ним более лояльным. За эти восемь месяцев в СИЗО и зале судебного заседания я встретил очень много верующих, некоторые из них приходили, чтобы меня поддержать.
О приговоре и его обжаловании
— Что вы думаете о решении суда? C чем идете на апелляцию?
— Я доволен тем, что меня не посадили. Хорошо, что я сейчас не нахожусь где‑нибудь на Колыме и не заражаюсь бациллами туберкулеза. Это замечательно. Но моя защита все равно считает наказание слишком суровым, поэтому они решили обжаловать приговор. В этом смысле я доверяю организации «Агора» и конкретно своему адвокату Алексею Бушмакову, поэтому согласился с ними. Сейчас проходит апелляция.
— То есть даже условное наказание ваша защита считает слишком жестоким?
— Да. Оно к тому же большое — три с половиной года, и предусматривает бесчисленное количество ограничений. Во-первых, каждый раз, когда я буду менять место работы, мне придется уведомлять об этом инспекцию. Также мне будет сложно поехать куда‑либо — постоянно придется отмечаться. Плюс у меня будет судимость — это может повлечь за собой сложности. Пока я работаю в такой нише, где наличие приговора не представляет особой проблемы, но мало ли что будет потом. В общем, так или иначе, все это проблема.
— Что вас больше всего возмутило в формулировках, которые прозвучали в суде?
— В моем приговоре написано, что я виновен в оскорблении чувств верующих только по той причине, что отрицал существование пророков и самого Бога. То есть мне вменяется в вину в качестве уголовного преступления то, что я отрицал существование Бога. Конечно, меня это сильно возмутило. И, как я недавно узнал, не только меня, но и Владимира Познера. Также я не понимаю, почему меня обвинили в жестком экстремизме, тогда как в роликах я лишь использовал ненормативную лексику. У нас почему‑то экстремистами считают людей, которые ими не являются. Настоящие экстремисты не ловят покемонов в храме и не делают ироничные ролики на ютьюбе. Они закупают селитру и изготавливают порох.
О видеоблогерах и власти
— Что вы думаете о выступлении Саши Спилберг, которая так или иначе представила позицию видеоблогеров в Государственной думе?
— Она ни в коем случае не представляет точку зрения всех видеоблогеров. Саша Спилберг — это медиапроект. Ее раскрутил отец за очень большие деньги. Она даже не видеоблогер — не поднималась с нуля, не сотрудничала с аудиторией. Ее просто навязали сверху. Плюс у нее одни боты — это видно из статистики. Поэтому здесь сложно говорить о молодежной политике. Речь скорее о политике китайского ботнета, которым она пользуется.
— И все-таки что думаете о ее выступлении? Она, кажется, довольно разумно и убедительно говорила депутатам о необходимости перестать бросаться на видеоблогеров и судить то, чего они не понимают.
— Я считаю, что у нее была абсолютно заискивающая позиция. Ее речь вовсе не мнение большинства блогеров. Для понимания позиции блогеров можно, например, посмотреть ролик kamikadze_d. Лично я считаю, что государство приходит в интернет как в посудную лавку: не понимая, что там происходит, оно пытается вводить запреты, попирать свободу слова. Естественно, молодежь негативно на это реагирует.
О СИЗО
— Расскажите о своем заключении. Что из себя представляет российская пенитенциарная система? Чифир, феня — насколько там присутствует все, что так любят в мемах?
— Надо сказать, что я находился в самом хорошем блоке: у нас были телевизор, холодильник. Другая техника — телефоны, плееры — была запрещена. Но в любом случае пребывание в СИЗО стало шоком. Это такая балабановская Россия, где живешь ввосьмером на 30 квадратных метрах. Кормят помоями, вообще не выключают свет. И это было только преддверием ада. Страшно представить, что происходит на зоне. Хотя все мы примерно знаем, что там рассадник насилия и педикулеза.
Мне кажется, наша пенитенциарная система должна в первую очередь выполнять функцию исправления и изоляции от общества, но для исправления людям нужно занятие. Возможно, на зоне с этим дела обстоят лучше, но в СИЗО — это огромная проблема. С изоляцией система справляется, хотя и умудряется зарабатывать на этом большие деньги: если родственники хотят связаться с заключенным, то им приходится платить за письма. В итоге пенитенциарная система только унижает, а не исправляет людей на протяжении многих лет. Понятно, что в такой ситуации заключенные ожесточаются: половина из них возвращается вскоре после освобождения.
— С вами сидели люди, у которых были интересные истории?
— Были люди с несколькими высшими образованиями, бизнесмены, которые погорели на разного рода мошенничестве, — с ними было интересно. Были и те, кто проходил по обвинению в исламском терроризме. Я и их расспрашивал, но сейчас особо распространяться об этом не хочу.
— Как вы оцениваете этот опыт? Он пошел в жизненную копилку или лучше бы его не было?
— Конечно, он создал определенный бэкграунд. Я многое переосмыслил. Времени на раздумья было предостаточно. Плюс за эти восемь месяцев я прочитал больше книг, чем за последние два года. Тоже замечательно. В общем, в какой‑то степени пребывание в СИЗО пошло на пользу. Но я потерял огромное количество времени и денег. Это ужасно.
— Сколько денег вы потратили?
— Просто чтобы не умереть от голода в СИЗО — около 400 тысяч. Плюс судебные расходы. Также некому было поддерживать начатые мной проекты — это еще больше денег.
О работе
— Собираетесь ли вы и дальше совершать какие‑либо выпады против РПЦ?
— Если церковь совершит незаконный поступок, а меня спросят о мнении, я, естественно, выскажусь, указав на неправоту. Но воинствующим атеизмом я как раньше не занимался, так и сейчас не планирую. Что касается моей дальнейшей деятельности, то продолжать вести блог пока опасно. Я понял, что в России большие проблемы со свободой слова, и если я буду откровенно высказываться, то меня могут посадить. Такая страна. Но мне предложили работу некоторые официальные СМИ — возможно, буду с ними сотрудничать.
— Государственные?
— Речь идет о федеральных изданиях с лицензией. Но я не буду работать на СМИ, которые напрямую сотрудничают с государством. Скоро сами все увидите.
— В интервью другим изданиям вы говорили, что собираетесь участвовать в социальных проектах Евгения Ройзмана, это так?
— Да, я уже принимаю в них участие. Буквально в эту субботу поеду в хоспис — единственный в Екатеринбурге. Кроме этого места, людям некуда идти. Ужасная ситуация. Кроме того, я постоянно получаю разного рода коммерческие предложения. Не все рассматриваю, но, чтобы зарабатывать деньги, нужно чем‑то заниматься.
О 282-й
— Вы общались с Надеждой Толоконниковой и Марией Алехиной? Сравниваете ваши случаи?
— Пока мы не общались, но я знаю, что они передавали мне приветы, и полагаю, скоро мы встретимся. Я нисколько не поддерживаю то, что Pussy Riot сорвали богослужение, проникли на территорию храма и шумели там. Но, тем не менее, их наказание было просто мерзким и жутким. Они похулиганили, а их посадили на полном серьезе.
— То есть их действия были более оскорбительными, чем ваши?
— Их действия стоило квалифицировать как хулиганство — это отдельная статья уголовного кодекса, которая предусматривает штраф или административное наказание. В моем случае суд признал, что я не делал ничего плохого в храме, а под следствием я оказался только потому, что кому‑то в интернете не понравилось видео. Поэтому формальный состав преступления мне кажется неправильным. Получается, что за комментарий в интернете могут посадить на пять лет общего режима. Именно такое наказание предполагает статья 282 УК РФ. К слову, она плохо прописана.
— Вы считаете, что ее нужно отменить?
— Статью 282, как и статью 148, нужно оставить, но в переделанном виде. В первой прописано, что может разжечь ненависть, но не ясно, у кого и как. Также непонятно, что именно подразумевается под этим действием. При этом наказание суровое — от двух до пяти лет. Статья 148 предусматривает три года тюремного срока за оскорбление в интернете — это неправильно. Срыв богослужения заслуживает наказания — например, штраф или общественные работы. Это тоже можно прописать в УК РФ. Пока же 148-я статья позволяет посадить за то, что кому‑то не понравились ваши слова. Это ненормально.
О религии
— Градус остроты, с которым вы критиковали в своем блоге православие, — это реально ваши убеждения или скорее провокация?
— Нужно отделять образ человека от того, кем он является в обычной жизни. Как Руслан Соколовский я люблю отдохнуть, почитать хорошие книжки, посмотреть замечательные сериалы и все в этом духе. Меня не интересует политика. А РПЦ у нас — это, безусловно, политика. Но как Соколовский на ютьюбе я думаю о России, людях и реагирую на инфоповоды. Я вижу, что людей всерьез задевают политические темы. А потому они начинают задевать и меня.
— Как вы считаете, религия имеет право на существование в обществе? И какую роль она должна играть?
— Думаю, религия должна постепенно исчезать. Хотя мне очень нравится даосизм, в том виде, в каком он представлен в трактате Лао-цзы. С чем‑то я готов долго спорить, но религия, в которой отсутствует концепция Бога, привлекательна. Тем не менее даже в даосизме нет необходимости.
— Вы несколько раз в интервью повторили, что изменили отношение к верующим. Как вы считаете, после всех скандалов, заявлений патриарха и прокурора изменилось ли их отношение к вам?
— Мне кажется, многие верующие изменили свое отношение к РПЦ. Теперь эту организацию сильно невзлюбили из‑за решений, которые она принимает, и поведения по отношению к людям. Некоторые мне признались, что отошли от РПЦ, после того как услышали обо всей этой истории. Думаю, это говорит о многом.
— При этом сейчас 30 тысяч человек стоят в очереди к храму Христа Спасителя, чтобы прикоснуться к мощам. Что вы думаете о происходящем с религией в России?
— Я считаю, что в первую очередь это негигиенично. Я бы туда не пошел. Это пережиток прошлого. С другой стороны, для кого‑то это имеет значение.
Кого и как в Европе судят за оскорбление чувств верующих
Законы, защищающие права верующих: Конституция.
Наказание: Письменные или устные высказывания, оскорбляющие какую‑либо религию, грозят штрафом до 25 тысяч евро.
Кого и в чем обвиняли: Стивена Фрая в богохульстве из‑за слов, обращенные к Богу, в программе ирландского телеканала: «Рак костей у детей? Это как вообще? Как тебе не стыдно? Как ты смел создать мир, где есть такие страдания, в которых мы не виноваты? Это неправильно! Это чистое, чистейшее зло. Почему я должен уважать капризного, злобного и глупого Бога, создающего мир, в котором так много несправедливости и боли?»
Когда: Житель города Эннис пожаловался на высказывание Стивена Фрая два года назад, но проверка по этому делу началась только в 2017 году.
Статус: Оправдан
Законы, защищающие права верующих: В греческом Уголовном кодексе защите веры посвящена целая глава «Об установлении религиозного мира». В нее входят три статьи: 198-я «Злостное кощунство», 199-я «Оскорбление религии» (на самом деле речь идет о Греческой православной церкви и «любой другой религии, допустимой в Греции») и 200-я «Воспрепятствование религиозным собраниям».
Наказание: «Публично и злонамеренно» обругать Бога в Греции обойдется в два года тюремного пребывания по 198-й статье. Столько же стоит оскорбление Греческой православной церкви (статья 199) и нарушение церковного собрания или службы (статья 200).
Кого и в чем обвиняли: Австрийского писателя Герхарда Хадерера обвинили в кощунстве из‑за публикации юмористической книги «Жизнь Христа», в которой Иисус был изображен как хиппи. Греческий суд расценил это как клевету и насмехательство.
Когда: 2003–2005 годы.
Статус: В январе 2005 года Хадерера приговорили к 6 месяцам условного осуждения. В апреле того же года решение суда было обжаловано, с австрийца сняли все обвинения и даже вернули конфискованные экземпляры «Жизни Христа».
Кого и в чем обвиняли: Блогера и пастафарианца Филиппоса Луизоса обвинили в оскорблении религиозных чувств из‑за создания в фейсбуке страницы Geron Pastitsios, то есть старец Pastitsios. Прототипом «старца Запеканкина» стал греческий православный монах Elder Paisios (старец Paisios) с блюдом pastitsio (макарон с соусом бешамель) вместо лица.
Когда: В 2012 году после многочисленных жалоб на страницу Geron Pastitsios против Луизоса возбудили уголовное дело. Новость привлекла к себе много внимания: в топе твиттера появился хэштег #FreeGeronPastitisios, Союз гуманистов Греции собрал 9 тысяч подписей под петицией об освобождении блогера на Change.org, а греческий союз атеистов провел митинг против отмены законов, защищающих религию, напротив здания парламента в Афинах.
Статус: Несмотря на протесты, в 2014 году блогер был приговорен к 10 месяцам тюремного заключения с правом отсрочки наказания на три года.
Законы, защищающие права верующих: Статья 166 Уголовного кодекса предусматривает наказание за публичное оскорбление религии, церкви, религиозных и идеологических общин.
Наказание: Лишение свободы до трех лет.
Кого и в чем обвиняли: 61-летнего мужчину обвинили в оскорблении религиозных чувств за изготовление туалетной бумаги с надписью: «Коран, Святой Коран» и отправку ее в 22 мечети и несколько телевизионных студий. Сам мужчина объяснил свои действия художественной акцией против исламистских террористов.
Когда: 2006 год.
Статус: Приговорен к году лишения свободы с правом отсрочки на пять лет и 300 часам общественных работ.
Законы, защищающие права верующих: Оскорбления религиозных чувств, догм, верований и обрядов в Испании запрещены статьей 525 Уголовного кодекса.
Наказание: До года лишения свободы и штраф.
Кого и в чем обвиняли: Режиссера Хавьера Крае за 54-секундный фильм «Как приготовить Иисуса», в котором дается подробный рецепт приготовления Христа. Для этого его надо отделить от креста, высушить, добавить приправы по вкусу и отправить в духовку. Через три дня Иисус сам из нее выберется.
Когда: Хотя фильм был снят в 1978 году, католическая правозащитная организация «Юридический центр Томаса Моро» пожаловалась на Крае только пять лет назад, после того как отрывки из «Как приготовить Иисуса» показали на телеканале Canal+.
Статус: Оправдан.