Как придумали этот музей
О тульском заводе «Октава» вы могли слышать в связи с успешным предприятием бывшего сотрудника компании Mars Павла Баздырева и солиста группы Brazzaville Дэвида Брауна, которые после визита на завод вдохновились его историей и начали производить собственные микрофоны «Союз». Они выглядят как объект из музея советского дизайна, продаются по всему миру — и среди их фанатов, например, продюсер Найджел Голдрич.
Фабрика «Октава», производившая в советские времена микрофоны, ставшие стандартом качества звукозаписи, находится в ведомстве корпорации «Ростех», как и многие промышленные производства Тулы, — это все-таки оружейная столица страны. Половина завода фактически простаивала: новому высокоточному производству оказалось не нужно столько площадей, сколько занимали старые станки, и в центре города образовались полузаброшенные фабричные корпуса.
В разработке сценария джентрификации «Октавы» учитывали также потребность «Ростеха» в площадке под различные мероприятия — конференции и презентации. А дальше включился ход мыслей, привычный в поиске урбанистических решений. Тульская молодежь не хочет работать на заводах, это не круто, и ничего ее в городе не держит. Здесь остро не хватает общественных пространств и нет точек интереса, зато в центре имеется пустующая электротехническая фабрика.
Стали думать о проекте творческого кластера и музея техники, который смог бы прославить «Октаву» сильнее, чем винтажные микрофоны. Плюс сформулировать тульскую идентичность как города с выдающейся индустриальной историей. Нашелся инвестор — Михаил Шелков, участник списка Forbes и зампред совета директоров компании «ВСМПО-Ависма», крупнейшего в мире производителя титана, который также входит в ростеховский круг. Шелков готов вложить в проект до миллиарда рублей. Его реализацией занимается команда экспертов, среди которых работавшая на «Стрелке» Екатерина Голдберг и Эдуард Моро (вместе — бюро Orchestra), Ольга Пивень, ранее работавшая в агентстве Monstars (делали памятный фестиваль Martini Art Love с Фрэнком Оушеном), Дарья Женихова с агентством «Культура потребления», а также комиссар Уральской биеннале Алиса Прудникова. Руководит этой группой и проектом в целом Василий Бровко — основатель агентства «Апостол», топ-менеджер «Ростеха» и муж Тины Канделаки.
«Про «Октаву» в Туле знает каждый, но каждый думает, что там давно ничего не происходит. Когда мы рассказывали горожанам, что здесь по-прежнему делают лучшие в мире микрофоны, всем становилось ужасно интересно. Это до сих пор градообразующее предприятие: в каждой тульской семье кто-то или работал, или проходил стажировку на «Октаве». Еще оказалось, что у многих в городе стоит какое-то свое оборудование в гараже: в Туле очень много маленьких производств. И, исходя из этого, мы решили сделать главной темой культурного кластера стартапы и мейкинг (то есть любительские ремесленные мастерские. — Прим. ред.). Лидеры местного велодвижения хотели бы иметь площадку, где можно было бы производить тульские велики, а один из сотрудников «Октавы», который в свободное время делает примочки для электронных музыкантов, захотел открыть тут свое микропроизводство».
Как будет устроена «Октава»
В советские времена здесь трудилось по 8000 человек, но в 90-е производство пошло на спад, хотя завод до сих пор сохраняет репутацию. Radiohead на записи ударных на альбоме «OK Computer» использовали старые октавовские микрофоны МК-012. На фабрике делали также сейсмодатчики, гарнитуры и прочие электроакустические приборы; тут произвели громкоговорители для московского водного стадиона «Динамо» в 1935-м, а в 1960-е — выпускали мини-телефоны. Cегодня завод настолько устарел, что работать тут в принципе небезопасно: температура в цехах зимой ранее не превышала 12 градусов. «Ростех» оптимистично заявляет, что планирует разместить новое оборудование в одной его половине (на это потратят 50 млн р.). В другой будет культурный центр с Музеем станкостроения.
«Вообще тема избыточных площадей на предприятиях сегодня стоит очень остро. Все военные заводы теперь вынуждены считать издержки: многие из них хотят переориентироваться на гражданское производство. Но лицом к лицу оказываются перед одной общей проблемой: все устарело — как в смысле аппаратуры, так и менеджмента. С одной стороны, продукт не соответствует современным тенденциям и никак не упакован, с другой — люди, которые живут в советской системе сбыта и не учитывают законов и правил рынка. Мы сейчас занимаемся перезапуском системы управления на заводе, которая не менее важна, чем смена оборудования. Это будет долгая инвестиционная программа — вплоть до 2021 года, — и она должна привести к появлению новых товаров: к 2019 году уже хотим выпустить на рынок беспроводные наушники».
Из чего состоит проект
Кластер займет четыре этажа завода. На первом — мультифункциональное пространство с общим холлом, который должен стать центром городской жизни. Здесь же будет библиотека промышленного дизайна, студия звукозаписи и большой блок мастерских.
На втором этаже — Музей станкостроения, где попробуют рассказать историю страны через эволюцию промышленного оборудования. То есть буквально приходишь в музей, а там — станки, станки, станки. Технологии действительно имели ключевое значение в развитии России, были катализаторами политических и экономических процессов: в музее, например, можно будет узнать, как усовершенствование станков позволило нанимать на работу женщин. Экспозицией занимается Алиса Прудникова — куратор Уральской индустриальной биеннале и руководитель дирекции по региональному развитию ГЦСИ. Ее концепция — представить промышленные аппараты в «разных слоях реальности».
На третьем этаже должна появиться Высшая техническая школа — учреждение дополнительного образования для управленцев технического характера, которым будут рассказывать про дизайн и оптимизацию производства. И наконец, на верхнем этаже появятся студии, где детям будут рассказывать про промышленный дизайн и роботехнику.
«У меня есть два любимых технических музея в мире, и они же — два главных ориентира для нашего проекта: Музей завтрашнего дня в Рио-де-Жанейро и Национальный музей развития науки и инноваций «Мирайкан» в Токио. Оба пытаются найти ответ на важный вопрос: как сделать, чтобы, размышляя о будущем, не оказаться уже устаревшим — в момент открытия музея. С другой стороны, нельзя недооценивать европейский опыт технических музеев и, в частности, Музей марки Mercedes-Benz в Германии, в котором ты не просто смотришь на историю мирового автомобилестроения, но проживаешь ее в контексте мировых событий — с XIX века и по сегодняшний день. Тульский Музей станкостроения будет посвящен истории российской промышленности. Экспозиция будет базироваться на реальных объектах — на момент открытия более 10 станков будут показаны в контексте своего времени, культуры, повседневности, труда, работы и досуга».
«Наше бюро проектировало фойе, музейный магазин, лекционный зал, помещения для мастерских. Но во время работы над проектом «Октавы» большую часть времени мы посвятили изучению мейкерства — то есть любительскому ремесленному мастерству. Я раньше ходила на гончарные курсы, а теперь мы учились в фаблабе (студия для производства несерийных продуктов на программируемых станках. — Прим. ред.) и ходили в столярные классы. Мы хотели понять, как в принципе устроено малое производство, как правильно простроить вокруг него коммуникацию и образование.
Еще одна важная тема — зелень. Мы много размышляли о том, как озеленить «Октаву», как устроить парк на крыше и во дворе, а также запустить внутри какую-то тему про переработку. В Туле много людей, которые интересуются и экологией, и переработкой, и эффективным использованием отходов. Поэтому многие элементы старой «Октавы» мы интегрируем в новый дизайн. И даже ряд идей заводского ДК тоже хотим переработать, чтобы включить в новое пространство. Мы, например, с удивлением узнали, что сотрудники завода приходят на час пораньше, чтобы поиграть в настольный теннис, и уверены, что это будет интересно и молодым ребятам».
«Мы видим, что сейчас растет спрос на локальное производство и посетители «Октавы» смогут перерабатывать и создавать новые вещи, учиться работать со станками. Сохранить детали истории «Октавы» — главная идея проекта. Да, здесь появятся новые события, новые процессы, новые люди, но для нас очень важно сохранить прошлое места. Мы привлекаем сотрудников фабрики к участию в жизни кластера, а историю «Октавы» покажем на выставках. И конечно, мы сохраняем многие объекты — от стульев до огромных станков».
Что дальше
Скоро — вероятнее всего, к ноябрю — закончится первый этап работ. Все экспонаты в музее займут свои места, а в мастерских появятся первые резиденты. В полной мере экспозиция заработает в мае. Здесь будут также проводить временные выставки: первая — фотографии, посвященные теме перестройки советских заводов. Во дворе и амфитеатре летом должны организовать фуд-корт, собираются проводить музыкальные фестивали, научные бои и другие мероприятия для популяризации технологий. Здесь же планирует обосноваться проект «Барабан», который занимается документальным театром и кино. В программе будут фильмы и постановки, связанные с наследием завода «Октава».
В тексте произведено исправление: завод «Октава» и компания «Союз» — два исторически связанных, но совершенно независимых проекта.