«С 1996 года действует поправка, внесенная еще при Лужкове в федеральный закон о местном самоуправлении, которая говорит, что полномочия и доходная часть бюджета определяются с помощью закона города. И эта поправка действует 20 лет! Меняются мэры, но городская власть определяет, сколько денег она уполномочена оставить у себя, а сколько передаст на муниципальный уровень. И никогда этот Левиафан нам самостоятельно полномочия не отдаст. Зато в прошлом созыве нам передали полномочия бегать по подвалам и проверять, насколько вентили плотно закрыты, ходить по ярмаркам выходного дня и смотреть, в каком состоянии находятся биотуалеты».
«Мне недавно рассказали, что слово «депутат» на латыни означает «посланный». Так далеко и так высоко меня еще не посылали».
«Еще год назад я не предполагал, что буду депутатом, главой муниципального округа. Я был достаточно далек от политики и инфантильно к ней относился. Но было много капель, которые переполняли мою чашу терпения. Это, понятно, и весенняя история с реновацией, это и абсолютное безразличие властей к мнению горожан, и игнорирование совершенно простых просьб по благоустройству… Все это привело к тому, что я оказался здесь».
«Власть нам говорит: а чем вы недовольны? У вас есть статус, у каждого депутата — бесплатный проезд на общественном транспорте. Если вы глава муниципалитета, у вас есть кабинет, машина своя с водителем. Работать при этом не надо — все полномочия в городе, а вы наслаждайтесь жизнью и тем, что вас избрали на пять лет».
«Результат выборов в Москве — это неоднозначная оценка работы собянинской мэрии и оценка той системы власти, которая выстроена у нас в городе. Несколько лет нам мульки подсовывали в «Активном гражданине». Вопрос: «Вы одобряете то, что происходит в Москве?» Ответы: «Да, очень одобряю», «Да, одобряю», «С ограничениями, но одобряю», «Нет, но скорее всего, одобряю». Когда жители Москвы получили возможность высказаться в ответ на вопрос «Вы одобряете то, что творится в городе?», был получен ответ, который был получен».
«Немногие понимают, что произошло переформатирование российского политического поля. Действующие политические партии, которые появились 30 лет назад и, как Петросян, до сих пор радуют нас своим присутствием, заканчивают свою историю. Из либералов выживает только одна партия — «Яблоко».
«Нам нужна четвертая власть — это СМИ. У очень многих Советов есть своя газета. Она есть в Зюзино, наш район тоже собирается делать свою газету. Мы выпустили два номера во время избирательных кампаний, и это сработало. Люди шли с этими газетами на участки, избиратели обсуждали содержание статьей. Это именно тот рупор, который может противостоять пропаганде, которая в оба уха льется нашим избирателям».
«Заведите себе в интернете платформу, на которой вы регулярно будете писать о своей деятельности. Фейсбук, «ВКонтакте», сайт какой-нибудь. (Голос из зала: «Телеграм?».) Любой вариант. Для чего это важно? Если вы будете собирать пожертвования, выпускать газету, искать спонсоров, охват будет маленький. Находите единомышленников в интернете. Там вы никогда не выиграете выборы, но найдете активистов, которые вам помогут на выборах победить. Плюс нужно часто выходить в офлайн».
«Чтобы Москва чувствовала единство, нам нужен простейший символ. Давайте предложим москвичам, чтобы каждый, кто сочувствует демократии, носил символ — колокольчик. От вечевого колокола до цветочка-колокольчика — один шаг».
«Неразрывны Москва и Московская область! Сегодня градостроительная политика города привела к тому, что в Москве жить невозможно. Поэтому мечта каждого москвича — иметь домик в деревне или в Московской области».
«Разница с 90-ми годами есть: демократическая оппозиция, победившая в городах, поддерживалась федеральным центром в лице председателей Верховного Совета, а потом и президента. А сейчас муниципальный депутат не знает, что делать: то ли на элиту опираться, то ли с народом советоваться, то ли к олигархам бежать».
«Бюджет Тверского района составляет 17 миллионов рублей. Из них 13 миллионов уйдет на содержание аппарата. Все остальное — это абстрактные расходы на досуговые мероприятия, скамеечки и так далее. Понятно, что в Тверском районе, куда входит Кремль, тратятся десятки миллионов на благоустройство улиц, но о нашем муниципальном бюджете просто смешно говорить. Поэтому бюджетные полномочия для нас — самое главное на сегодняшний день».
«Местное самоуправление в Москве носит абсолютно декоративный характер. У меня был показательный диалог с действующим главой муниципального округа. Я изучал возможности увеличения нашего крошечного бюджета. Ведь это ненормально, когда бюджет целого района города равен стоимости двухкомнатной квартиры в районе МКАДа — 13,5 миллиона рублей. Один из способов пополнения бюджета — сдача муниципальной собственности в аренду. Мы говорим нашему действующему главе: можно нам реестр муниципальной собственности посмотреть, чтобы мы могли оценить возможность увеличения доходов? А нам говорят: вы не беспокойтесь, у нас все в порядке и муниципальной собственности нет. Мы все городу отдали, у вас даже не должна по этому поводу болеть голова. И так у них примерно во всем».
По итогам Конгресса его участники подписали резолюцию с требованием расширить полномочия муниципальных депутатов, а также отменить муниципальный фильтр к выборам мэра в 2018 году.