Один из авторов идеи, архитектор, жилец дома, он же нарисовал эскиз двери.
Почему решили поменять дверь
Идея появилась, когда я впервые ее открыл. В 2005 году мы с женой искали квартиру. Замоскворечье вообще не рассматривали, потому что район был совсем неухоженный. Но было одно предложение — квартира на Пятницкой, 17, — которое мы все же решили рассмотреть. Когда впервые открыли подъезд этого дома, обнаружили красоту, которую не увидеть с улицы, — две красивые двери в васнецовском стиле. Тогда же и решили, что, когда въедем сюда, первым делом поменяем подъездную дверь.
В дом мы заселились в том же году. А примерно через пять лет у нас появился замечательный сосед, который отказывается афишироваться, он стал рычагом для нас — творческих людей. Я рассказал ему об идее, а он задался целью ее реализовать. Я предупредил, что это стоит серьезных денег, на что он ответил: «Ты нарисуй эскиз двери, а я с ним куда надо похожу». Эти хождения помогли, тут во всем его заслуга. Кроме того, он также добился, чтобы сделали ремонт в подъезде, поменяли крышу, а также отремонтировали черную лестницу и фасад дома. Просто он знает, как общаться с управами, какие бумажки писать и куда отправлять.
Как согласовывали проект с управой
Проект двери я нарисовал в декабре 2014 года. Тогда же мой сосед начал согласовывать в управе ее установку. Пока согласовывали, сменилось порядка восьми начальников управы, но никто из них не был против нашей инициативы. Один из них даже предложил нарисовать упрощенный вариант двери, чтобы ее можно было тиражировать и установить в других домах в районе. Более-менее адекватный человек, которому все это неожиданно понравилось. Он понимал, что эти железные двери уродуют облик района и города в целом. Но в управе в очередной раз сменилось начальство и идея с масштабированием заглохла. Но хорошо, что нам хотя бы установку нашей двери одобрили.
Что помогло собрать деньги с жильцов
Дверь изготовили и установили полностью на средства жильцов. Соседи у нас разные: кто живет давно, кто-то совсем недавно переехал. Есть несколько квартир, где живут неплатежеспособные люди, у них, конечно, денег не просили. Но в целом все поддержали и спокойно реагировали, говорили: «Мне нравится идея, вы в этом понимаете больше меня. Сколько нужно денег?» Олигархов, к счастью или сожалению, у нас не водится, но все же на дверь собрали.
Причем разговор был не такой: дайте денег, а мы что-нибудь сделаем. Мы с соседом решили запустить все на свои деньги, чтобы показать, что мы делаем. Мы предположили, что так люди станут охотнее участвовать в сборе, когда увидят уже физический проект. Что, собственно, и произошло. Конечно, в целом сбор денег был вялотекущим, но была цель собрать, а не выдавить из людей деньги. Нам ведь торопиться было некуда. Жили без этой двери лет пятьдесят, поэтому можно еще месяцок подождать.
Здесь и далее то, как выглядела старая дверь
Часть процесса установки новой двери
Сколько времени изготавливали дверь и о чем забыли
Сосед нашел мастеров в Суздале, которые согласились сделать дверь из дуба за небольшие деньги. Дверь обошлась в несколько сотен тысяч рублей, потому что большая — два метра на четыре. Мы сами туда не раз ездили, утверждали итоговый эскиз, резьбу и другие моменты. Процесс изготовления занял год-полтора. Это нормально, мы мастеров не торопили, потому что изделие большое и сложное. В это время сосед нашел петли аутентичные и ручку для двери где-то на антикварной барахолке в Петербурге.
Дверь мы установили в конце января 2018 года. Естественно, мы ведь все люди творческие, мы так увлеклись процессом, что все сделали хорошо, но забыли, что двери нужен доводчик, который прикручивать совершенно некуда. В результате сосед нашел какой-то волшебный встроенный доводчик за безумные деньги. Для сравнения: обычный доводчик стоит три тысячи рублей, а этот — тридцать. Я его отговаривал, на что тот категорически уперся и решил поставить его за свой счет.
Почему соседи в этой истории — не главное
Мы просто поставили дверь, а оказалось, что мы тут на районе какое-то геройское дело сделали. Мне вообще не нравится мысль, что дом — это только моя квартира, а подъезд — нет. Я как архитектор сталкиваюсь с этим постоянно. У меня было много заказчиков, которые могли миллионы долларов вложить в свою квартиру, а на подъезд десять тысяч рублей жалели, спрашивали: «А зачем?» Я им всегда пытался объяснить, что это как-то странно: закрыл дверь, желательно железную, а лучше сразу две, внутри все как надо, а то, что снаружи, — не волнует вообще. Это похоже на мысль: зачем сдавать деньги на ремонт дороги, я лучше джип куплю.
Конечно, мы получили некое удовольствие от всего этого процесса. Нас никто не торопил и не говорил, как делать, сами себе хозяева. В соцсетях кто-то писал «Как вам повезло с соседями. А я вот цветы поставила в подъезде, а их уперли. Больше ничего делать не буду». Слушайте, ну поставьте вы еще раз цветы, а может, и еще раз придется это сделать, не все сразу складывается, может быть всякое. Как по мне, либо ты что-то делаешь, либо находишь какие-то обстоятельства, почему тебе это не хочется делать. И все.
Здесь и далее то, как выглядит дверь сейчас
Как отреагировали профессиональные реставраторы
Писали нам также реставраторы, мол, вообще-то, дверь была там другая и уж если восстанавливать, то оригинальную. Я попытался им объяснить свою позицию, что мы не со зла. Мы искали фотографию или хотя бы рисунок оригинальной двери, но не нашли. Это уже потом нам кто-то ее прислал, но и там видно лишь размытое серое пятно. Но мы поняли, что дверь была двухстворчатой, а также то, что оригинальная дверь, на самом деле, не очень сочетается с самим домом по стилю.
Когда рисовал макет, я ориентировался на внутренние двери и на их основе спроектировали наружную. Оригинальная дверь была с каким-то цветочным легким витражом и двумя дверьми. Она бы странно смотрелась с двумя внутренними, не совсем удовлетворяющее объяснение, но есть. Честно, я не понял, почему она была такого дизайна. Могу лишь предположить, что изначально проект дома был в стиле классицизма, но пока его строили, заказчику или архитектору, не знаю кому, в голову стукнуло добавить какой-то красоты и использовали модерн. Возможно, входную дверь изначально заказали под тот классицизм и решили не переделывать. Но это лишь мои догадки.
Как сохранить то, что есть
У нас в стране есть большая проблема в сфере ЖКХ — эксплуатация. Когда мне начинают говорить, что у нас климат плохой, поэтому содержать города трудно, я привожу в пример Венецию. Там климат в разы хуже, ты реально видишь, как у тебя на глазах шелушится кирпич, бетон, дерево, да все что угодно, потому что соль, море, ветер, влажность и так далее. У нас в сравнении с ними климат музейный. Но и в Венеции как-то люди следят и ухаживают за городом. А у нас почему-то считается, что если что-то старое, но пока стоит — хорошо, а вот когда упадет, будем что-то думать. Не понимаю, почему нельзя все это поддерживать в процессе: подкрашивать, где нужно подмазывать. Ведь дом, в принципе, из чего бы его ни построй, он простоит долго, если у него не течет крыша, если фундамент не подмывает — простые правила, больше ничего не надо. Ведь как-то живут люди в Европе в домах, которым по 400–500 лет.
Что нужно, чтобы подобные инициативы происходили чаще
Подобные инициативы можно реализовывать за счет фонда капитального ремонта. Для него эта сумма, потраченная нами на дверь, которая многим кажется большой, просто копейки. Другое дело, что вряд ли на дверь столько потратят. Но, возможно, что мы все же придем к тому, что какие-то суммы из капремонта будут тратить на подобные цели.
Еще один важный момент: такие перемены нужно делать грамотно, не в массовом порядке точно. Вряд ли в каждом доме окажется архитектор или искусствовед, который сможет помочь с реализацией. Ведь многие люди поставят очередную бронированную металлическую дверь с каким-нибудь там стеклом не потому, что они не хотят или не знают, какую лучше поставить, а потому, что к ним приходят люди и говорят: «Нет, ну как же, конечно, в подъезде должна быть железная дверь, деревянная у вас сгниет, бомжи будут ломиться». Чтобы это исключить, возможно, нужно организовать какое-то городское бюро по отрисовке дверей и других деталей, которые жители хотят восстановить. Или сделать какую-то базу, где можно будет найти архивные проекты зданий. В общем, какая-то история про исторический облик дома должна быть. Но, честно, я не знаю, как это можно организовать.