Зимой 2017 года фонд V-A-C в заброшенном здании ГЭС-2 провел фестиваль «Геометрия настоящего», где представил музыкальные перформансы и инсталляции, через которые рассказал историю электронной музыки в России. Там же в 2019 году появится центр культуры фонда, который построят по проекту Ренцо Пиано.
В этом году, с 26 апреля по 16 сентября, V-A-C в сотрудничестве с ММОМА представит суперпроект «Генеральная репетиция», который объединит три международные коллекции V-A-C, ММОМА и KADIST. Это почти 200 работ сотни художников, среди которых те, кто определил мировую культуру XX века, ключевые российские фигуры и молодые художники со всего мира. Их работы будут тасоваться три раза за лето, каждая партия — новая экспозиция, которую можно оценивать как отдельную выставку или же как акт трехчастной пьесы. Авторам концепции ближе второе, поэтому предлагают рассматривать ее как театральную постановку, где произведения искусства выступают в роли актеров. За первый акт, который основан на чеховской «Чайке», отвечают участники объединения «Театр взаимных действий»: художницы Ксения Перетрухина и Шифра Каждан, сценограф Алексей Лобанов и продюсер Александра Мун.
На первом этаже особняка на Петровке выставлена инсталляция британца Марка Нельсона — реди-мейд с участием скульптур Бранкузи и Буржуа, своего рода эпиграф к «Генеральной репетиции». Второй этаж кураторы предлагают трактовать как сцену, где вместо актеров выступают художественные произведения. Третий — открытое хранилище, где работы будут ждать выхода на «сцену». За пять месяцев можно будет увидеть почти все возможные жанры — от традиционной живописи и фотографии до видео-арта и перформанса.
Помимо экспозиции в суперпроекте задумана публичная программа, в которой будут ридинг-группы главного редактора издательства V-A-C Дмитрия Потемкина с участием нескольких художников и туры по экспозиции. «Афиша Daily» рассказывает, что еще будет интересного в первом акте, кроме самой экспозиции.
Первый кинопоказ пройдет 12 мая, там представят фильм «Ава» о девочке, которая серьезно больна и старается жить в полную силу. Вся картина — осязаемый мир колкой дружбы, первой нежности, любви, бунта, фантазии и неприкаянности. Это полнометражный дебют сценаристки Леи Мисиус, участницы Недели критики Каннского фестиваля.
Вторым показом, который заявлен в первом акте суперпроекта и состоится 2 июня, станет российская премьера фильма «Театр войны» театрального режиссера и перформера Лолы Ариас. Сразу после — дискуссия с автором картины и критиком Никой Пархомовской.
Первую лекцию проведет бельгийский художник Коб Маттис. Он собирает документы, музыкальные записи и предметы, чья классификация в категориях природы или культуры стала предметом особых юридических случаев. 17 мая он предлагает исследовать и обсудить одну из таких — Вещь 000768, связанную с Музеем кино Анри Ланглуа.
Критик и один из основателей журнала «ЛЕФ» Сергей Третьяков в 1920-е призывал переключить внимание со страстей, обуревающих героя, на мир вещей и процессов, в которые он включен. Отталкиваясь от этих установок, художник и поэт Павел Арсеньев проследит, как русская литература наделяла предметы способностью к самостоятельному действию и тем самым предвосхитила акторно-сетевую теорию, на своей лекции 24 мая.
31 мая социолог и декан философско-социологического факультета РАНХиГС Виктор Вахштайн прочитает лекцию «К объектно ориентированной социологии». Он расскажет, как общественные науки переосмысляют повседневность, изучая материальные объекты в качестве «действующих вещей».
В рамках «Ночи в музее» 19 мая участница объединения «Театр взаимных действий» и куратор первого акта Шифра Каждан организует необычную пресс-конференцию, главным действующим лицом которой станет не автор, а работа. На вопросы журналистов и всех желающих ответит фотография Владислава Мамышева-Монро в образе Ахматовой.
Сразу после нее во дворе музея выступит тель-авивский электронный музыкант Autarkic, который издается на лейблах Disco Halal и Turbo. Он отыграет живой сет, который сочетает напор постпанка и диско с гипнотичностью краут-рока и ближневосточной мелодикой.
Выступление канадского продюсера Джеса Аурелиуса пройдет 1 июня. Музыкант создает шумовые записи, используя, например, софт, генерирующий помехи для боевых дронов.
Концерт дуэта лондонских мультиинструменталистов Tomaga, выступающих со смесью психоделического джаза и краут-рока, намечен на 8 июня.
А с 9 по 12 июня в пространстве экспозиции румынская художница, хореограф и танцовщица Александра Пирич в течение четырех дней будет показывать перформанс «Мраморы Парфенона».
Каждую субботу для детей от 3 до 8 лет на «Генеральной репетиции» будут проходить туры по выставке. После них практические занятия по анимации от куратора Большого фестиваля мультфильмов Марии Алигожиной. Там участникам предложат придумать новые истории для произведений искусства, самые захватывающие из них могут воплотиться в настоящем мультфильме.
Для подростков по воскресеньям также пройдут туры по экспозиции. После — воркшопы по сценарному мастерству от художника и филолога Ильмира Болотяна, где, разделившись на творческие союзы, участники выберут объекты для исследования, услышат и запишут их тайные истории. В финале команды представят свои работы в пространстве выставки.
Точное время начала всех событий публичной программы можно узнать на сайте «Генеральной репетиции». На все мероприятия вход свободный по регистрации.