Project for Public Spaces создают публичные пространства и учат власти и горожан делать из городских пространств настоящие места силы. Среди известных проектов PPS: преобразование главных площадей Нью-Йорка — Таймс-сквер и Рокфеллер-центра, благоустройство заброшенного центра Детройта и культурного центра Перта в Австралии.
Создавайте места, где у людей есть свобода делать то, что хочется
Плейсмейкинг — это совместная деятельность местных жителей и сообществ, в итоге которой создаются отличные места и пространства. Для нас это означает, что у людей есть свобода делать то, что хочется. Например, в хорошем парке, который ориентирован на потребности жителей, есть свобода посидеть на лавочке, что-то поесть или просто отдохнуть. К сожалению, в мире существует много жилых районов, в которых соседи не общаются и даже не знакомы друг с другом, а все потому, что места, в которых они бывают, созданы для машин. Основатель нашего проекта Вильям Уайт как-то сказал: «Очень сложно создать пространство, которое не будет привлекать людей». Увы, очень часто эта цель достигается. В том числе в Москве есть такие места, где не хочется проводить время.
Не пытайтесь переделать весь город сразу
Метод плейсмейкинга нельзя применить сразу во всем городе или регионе, потому что его суть как раз в том, чтобы подстраиваться под конкретное местное сообщество в отдельно взятом районе. Нужно учитывать историю и основные проблемы места, а также запросы местных жителей. Например, Брайант-парк на Манхэттене был раньше опасным местом, где торговали наркотиками. Что мы сделали? Мы поставили здесь киоски с уличной едой и мороженым. То есть изменили то, как работает это пространство, и создали новые рабочие места. Теперь здесь много всего происходит: показывают кино, играют в шахматы, просто отдыхают, а зимой катаются на коньках.
Советуйтесь с местными жителями
Горожане знают больше всех в мире о том месте, где живут. Поэтому когда формируем программу развития пространства, мы отталкиваемся от его истории и локального контекста, а идеи формулируем уже вместе с местным сообществом. Потом с этими идеями работают проектировщики. То есть не может быть такого, что к вам приходит представитель местного муниципалитета и говорит: «Это бывшая индустриальная зона. Мы решили благоустроить ее вот так».
Используйте лавочки
Мы — мировые эксперты по скамейкам. У нас собраны тысячи фотографий разных лавок, есть даже топ-10, на которых людям приятнее всего сидеть и общаться. И дело не только в скамейке, но и в том месте, где вы ее расположите. Например, недавно мы выступали в небольшом городке в Канаде. Местный архитектор на одной из наших встреч рассказал, что поставил лавочку на углу своего дома. Местное сообщество ужасно перепугалось, думали, кто же будет на ней сидеть. Эта реакция продержалась два-три месяца. Потом на скамейке стали сидеть люди, и он увидел, что его примеру последовал другой человек, который тоже поставил лавочку около своего дома. Безусловно, большое значение имеет и то, на чем люди сидят. Например, во многих городах Европы в публичных местах расставляют стулья, которые люди могут передвигать так, как им удобно.
В каждом городе должно быть десять популярных мест
Первый этап нашей работы мы называем «Силой 10» или упражнением с точками. Мы даем десяти местным жителям разноцветные метки (красные, оранжевые, желтые и зеленые) и просим их разместить на местности. Зеленые точки — это места, которые работают в полную силу, вокруг них собирается много людей. Желтые точки — места, где есть много возможностей для досуга. Оранжевые — это возможности второго ряда, которые требуют капитальных инвестиций, с перспективами в будущем. Красные — места, которые пока не работают, несмотря на то что большинство из них находятся практически в центре города. По итогам того, как жители разместят эти точки, можно начинать перепланировку района. Идея формулы «Сила 10» в том, что любому городу нужно иметь десять популярных мест. В каждом из этих мест должно быть минимум десять локаций, где можно чем-либо заняться. А в каждой из этих локаций должно быть по десять вещей, которыми вы можете себя занять.
Никогда не нанимайте урбанистов
Пожалуйста, никогда не нанимайте урбанистов, которые работают с городским ландшафтом. Они всегда ставят неприспособленные для сидения скамейки. Раньше во дворе Гарварда были совершенно неудобные лавочки. А потом мы расставили там стулья, которые буквально за один день все изменили. Все были поражены, как много могут сделать обычные стулья. Дело в том, что это пространство до нас было сформировано по принципу «начнем с дизайна, а место подтянется». А нужно, наоборот, отталкиваться от места, локального контекста и того, как люди здесь проводят время.
Правительство должно научиться говорить «да» новым идеям
И на муниципальном, и на национальном уровне важно поменять парадигму общения с правительством. Все начинается с людей и людьми заканчивается. Бывает, мы начинаем благоустраивать какой-то район и встречаем много отказов. Например, иногда власти говорят, что в парке нельзя есть. А ведь именно лавки с простой уличной едой полностью меняют пространство. Наш основатель Вильям Уайт по этому поводу однажды сказал: «Если вы хотите, чтобы пространство оживилось, предложите людям еду». Или, бывает, хотим расставить столы для игры в шахматы, а местные власти говорят, что любые игры в общественных пространствах запрещены. Тогда нам приходится искать другой способ, как можно обойти эти правила, или придумывать какие-то новые идеи. Это, конечно, мешает работе.
Меняйте все, что хочется
Считаю, что нет ничего такого сакрального и святого в городе, что нельзя трогать. Наша большая история успеха в этом направлении — Детройт. Мы создали пляж прямо в центре одного из самых индустриальных городов США. Люди могут здесь разуться, а это, как мне кажется, один из важных показателей хорошего общественного пространства. Рядом с пляжем разбили небольшую пивную ярмарку, где можно купить слабоалкогольные напитки. На траве стали проводить занятия по йоге и тай-чи.
Только сумасшедшие могут создавать будущее
Все лидеры — визионеры, у которых нет чувства страха. Именно такие люди меняют окружающий мир и осуществляют невозможное. Есть яркий пример из Сингапура. Мы проводили там много разных тренингов, на один из которых пришел сотрудник местного хосписа. Он загорелся идеей плейсмейкинга и сделал кое-что потрясающе. Во дворе хосписа, в котором он работал, посадил много разных растений, чтобы привлечь туда бабочек и птиц, а место стало частью природного ландшафта. Немного позже там появился еще и фуд-корт, куда теперь приходят местные жители. А ведь хоспис — место, где люди проводят последние дни своей жизни. Благодаря ему это место теперь не просто больница, а полноценное общественное пространство.