Историк и куратор департамента фотографии Ведомства Музеев Катара, член Королевского фотографического общества
— Чем современное искусство Катара отличается от искусства других стран?
— Говоря об искусстве и фотографии Катара, нельзя не отметить парадоксальность ситуации. С одной стороны, Катар — достаточно молодое государство, где фотография все еще находится на стартовой позиции, и еще многое предстоит сделать. С другой стороны, благодаря поддержке Музеев Катара и других организаций сферы искусства и фотографии стремительно развиваются. В течение шести месяцев с момента, как был объявлен открытый конкурс работ для выставки, мы наблюдали, как меняется творчество катарских фотографов. Эта выставка, как и сама возможность продемонстрировать свои работы в России, вдохновляет фотографов идти еще дальше и совершенствоваться.
— Что особенного смогли увидеть в вашей стране фотографы из России, принимавшие участие в выставке?
— Мне кажется, что, например, те ландшафты и образы, которые Данила (Ткаченко. — Прим. ред.) и Женя (Миронов. — Прим. ред.) смогли увидеть в Катаре, очень сильно отличаются от того, что можно наблюдать в России. Самое очевидное — это свет, сама световоздушная среда, насыщенность и яркость которой заставляют менять технику фотографии и иначе выбирать объекты для снимка. Вдобавок природная и городская среда Катара абсолютно не похожа на российскую. Посетители выставки смогут увидеть широкие пустынные долины и песчаные дюны, которые фиксирует в своих работах Данила Ткаченко, а также здания и архитектуру, характерную для катарской застройки, которые выбирает в качестве основного объекта своих снимков Женя Миронов. Все это создает новый визуальный язык, который приглашенные российские фотографы смогли исследовать и изучать, работая в Катаре.
— Считаете ли вы, что для искусства Катара важнее сохранение традиций или разговор о современности?
— У каждого фотографа своя точка зрения на значимость традиций и современности, которая зависит от их опыта, возраста и других факторов, в той или иной степени отражающихся в творчестве. Вот почему, взглянув на выставку как на единое целое, мы можем увидеть баланс старого и нового, ностальгического и авангардного. Для Саида Альмарри, например, очень важно транслировать через свои работы историческое наследие Катара с помощью объектов и эстетики снимка. А Хадир Омар, наоборот, придерживается более радикальных методов, будь то специфическая сценография портретных снимков или эксперименты с использованием призмы.
— Расскажите о своих любимых работах с выставки?
— Я хотел бы рассказать о двух снимках.
Из современных работ я выбрал фотографию Халида Аль Хаммади «Конструирование разрушающейся идентичности». Для меня эта фотография — идеальный пример гармоничного соединения традиционного и современного, очень характерного для Катара в целом. На снимке — современное архитектурное сооружение, созданное по проекту студии Mangera Yvars Architects. Эти архитекторы прославились необычным оформлением фасадов, где в качестве декора используются мотивы традиционной арабской каллиграфии (тексты из Корана). Помещая себя в кадр на фоне современной катарской архитектуры, Халид показывает, как традиционный национальный костюм остается незыблемой константой в стране, охваченной потоком перемен.
Из архивных фотографий я выбрал «Окна на Босфор» барона де Мейера. Эта атмосферная и выразительная фотография выполнена с помощью техники карбоновой печати. Этот снимок — настоящее сокровище коллекции Музеев Катара и, на мой взгляд, один из величайших шедевров мировой фотографии — на выставку стоит прийти хотя бы ради него.
Куратор департамента «Паблик-арт» Ведомства Музеев Катара
— Чем современное искусство Катара отличается от искусства других стран?
— Специально для фотографической части выставки, которую я курирую вместе с доктором Жилем Хадсоном, был организован открытый конкурс работ, посвященных собственному видению современного Катара. Этот раздел выставки, получивший название «Воплощая видение», стал своеобразной площадкой для демонстрации тех процессов современной катарской арт-сцены, которые влияют как на творчество местных, так и иностранных фотографов, работающих в Катаре. В работах, представленных на выставке, фотографы стремятся отразить стремительные перемены, которые сейчас переживает Катар, и задаются вопросом: как сохранить национальные традиции и одновременно чутко реагировать на вызовы современности.
— Что важнее для катарского искусства: сохранение традиций или разговор о современности?
— В рамках Перекрестного года культуры Катара и России 2018 мы проводим фотографический обмен со страной-партнером. Одним из российских фотографов, который был приглашен к участию в программе обмена, стал Данила Ткаченко. Данила около десяти дней исследовал городской ландшафт Дохи (столица Катара. — Прим. ред.) и задавался вопросом о том, сможет ли Катар сохранить свою идентичность или же все-таки поддастся соблазнам современного мира. «Время покажет», — был его ответ.
Не секрет, что мир все сильнее и сильнее охватывают процессы модернизации и глобализации. Будучи свидетелями этих трансформаций, жители Катара очень гордятся национальной идентичностью и культурой своей страны. Однако важно не только сохранять традиции, но и осознавать последствия модернизации. Как и сказал Данила, «время покажет». Может, однажды эта выставка, посвященная Катару, станет точкой отсчета для фиксации тех перемен, которые со временем окажут сильнейшее влияние на нашу страну.
— Расскажите о своей любимой работе с выставки?
Архивные фотографии из коллекций Катарских музеев — одна из самых значимых частей выставки: они помогают проследить историю становления межкультурных отношений. Так, в работах Эриха Лессинга, одного из членов знаменитого фотоагентства Magnum, рассказывается о том, как Боб Хоуп (американский комик, актер театра и кино, теле- и радиоведущий. — Прим. ред.) отправился в составе дипломатической миссии в Советский Союз, чтобы снять один из первых американских фильмов об СССР.