«Павел Пепперштейн. Человек как рамка для ландшафта»
С 28 февраля по 2 июня в Музее современного искусства «Гараж»
Павла Пепперштейна все мы знаем и любим, смотрим, читаем и даже (самые преданные из нас) слушаем — но так много его точно не было нигде и никогда. Более восьмидесяти работ из частных и публичных собраний с шестидесятых и до наших дней: живопись и графика, новые страны и государства, игры с религиями и культами и тому подобное обаятельное надувательство — невероятно красивое при том. Политика и театр, воображаемые ландшафты и несуществующие книги, а также двадцать новых произведений — ради этого стоит отправиться в музей. А тем, кто старается инвестировать в искусство, самое время приобрести несколько работ художника: после выставки работы точно подорожают. Ну и наконец стоит заметить, что архитектура выставки состоит из кораблей, а еще предполагает Ленина со спутницей в гробу.
«Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и лондонская школа»
С 4 марта по 20 мая в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Вторая мировая война перевернула жизнь людей полностью — и искусство, конечно, не могло оставаться в стороне. Часть художников занималась в это время абстракцией, часть — готовила трамплин для совершенно новых медиа и форм, которые будут расцветать в шестидесятые и семидесятые. Так называемая лондонская школа же в этом смысле была особо примечательна своей повестововательностью и вниманием к человеку, его телесности, его слабостям и страстям.
Последний раз большую выставку Бэкона в России показывали четверть века назад. В новом проекте-блокбастере будет 6 разделов и 80 живописных работ из лондонского музея Тейт, включая произведения Франка Ауэрбаха, Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда, Майкла Эндрюса и других художников из группы, представлявшей собой, возможно, самый значительный этап в истории развития британского искусства. В поддержку выставки музей обещает устроить музыкальный фестиваль.
«Владимир Вейсберг. Ничего, кроме гармонии»
С 31 января по 28 июля в Фонде In Artibus (Пречистенская набережная, 17)
Больше сотни работ, возможно, самого меланхоличного отечественного художника и мастера «невидимой живописи», которого преданно собирает основательница Фонда In Artibus Ирина Баженова. Работы из ее коллекции, а также из собрания отдела личных коллекций Пушкинского музея, и будут составлять два блока выставки. Натюрморты, обнаженная натура, городские зарисовки, портреты жены, апельсины и виноград — на выставке можно будет увидеть все периоды творчества Вейсберга и проследить, как он от цвета пришел к отказу от цвета, к белому на белом. Больше в ближайшее время в таком количестве «русского Моранди» нельзя будет увидеть нигде: вскоре отдел личных коллекций закроется на реконструкцию.
«Стив Шапиро: Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю»
С 1 января по 31 марта в Центре фотографии им. братьев Люмьер
Очень важная выставка для поклонников Дэвида Боуи о переломном для него моменте самоопределения. Он уже звезда. Зигги Стардаста знают все. Тяжелая зависимость, поиск новых персонажей и новых направлений в музыке. Удивительно, как в этой легендарной двенадцатичасовой съемке Стиву Шапиро, заслуженному уже тогда американскому фотографу и фотодокументалисту, удалось вдохновить музыканта на новые образы, которые тот будет примерять почти до самой смерти: в полосатом костюме он, например, появляется в своем последнем клипе. Они со Стивом никогда не были близкими друзьями, но Боуи ему бесспорно доверял и обсуждал с ним свои эзотерические увлечения. Результат работы двух больших персон XX века — а также фотографии съемок фильма «Человека, который упал на землю» — и можно увидеть на этой выставке.
Эдвард Мунк
С 15 апреля по 14 июля в Инженерном корпусе Третьяковки
Семьдесят предметов живописи и графики — в таком масштабе Мунк еще не был представлен в России никогда. В советское время его показывали часто, но в основном графику. Теперь, как обещает куратор, мы увидим совсем другого Мунка — в том числе его бесконечные автопортреты, которые он рисовал до поздней старости, и пейзажи. Также на выставке можно будет увидеть фотографии и предметы художника и, конечно, знаменитый «Крик» (первый вариант, выполненный цветными карандашами, на обороте которого написана не менее знаменитая картина художника, «Вампир»).
В рамках образовательной программы будут, что интересно, проходить экскурсии «Мунк и Достоевский»: нашего великого писателя Мунк очень любил, читал еще по-немецки до перевода на норвежский и, по легенде, умер с «Бесами» на столике у кровати.
«Павел Отдельнов. Промзона»
С 30 января по 10 марта в ММОМА
Главный поэт московской периферии представляет долгий и масштабный проект про город Дзержинск и его завод — с архивами, газетами, историями, видео и разговорами с людьми. Огромное четырехлетнее исследование художника превращается в выставку и про родной город, и про экологию, и про идеологию и размах прошлого века. А еще это человеческий рассказ про участников событий — истории сотрудников завода, грустные и смешные, будут опубликованы в каталоге.
Альберт Уотсон. Календарь Pirelli 2019
С 15 февраля по 15 мая в МАММ
В наши дни — когда секс больше не продает, Барби толстеют и меняются в росте, а Gilette пытается бороться с токсичным маскулизмом — сам формат календаря Pirelli кажется слишком старомодным. Неудивительно, что еще с начала 2010-х создатели ищут новый подход и пытаются каждый год совершать маленькие революции: Маккарри показал моделей без ретуши, Питер Линдберг добавил им возраст, Тим Уокер в прошлом году пытался работать с мультикультурализмом (вышло спорно). Календарь Pirelli — хорошая лакмусовая бумажка тех больших изменений, на которые даже большие компании в мире уже не могут закрывать глаза.
В этом году свою версию представит Альберт Уотсон, и увидеть ее можно будет в рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2019». Автор знаменитого снимка Хичкока с гусем решил удариться в сторителлинг и переодел больших танцовщиков в артистов стрип-клуба, а для Джиджи Хадид на пару с Александром Вэнгом придумал чуть ли не паническое расстройство. Выбор персонажей для календаря случился не самый очевидный (почему‑то среди них есть Летиция Каста и Полунин), зато это один из редких примеров жанра, где сняты мужчины: даже в 2019 году для календарей фотографы чаще выбирают моделей-женщин.