В среду, 3 июля, стало известно, что Алина Сапрыкина покинула пост гендиректора Музея Москвы. Она заняла его в мае 2013 года по приглашению Сергея Капкова, бывшего руководителя Департамента культуры Москвы. За время ее работы малоизвестное пространство Провиантских складов превратилось в культурно-образовательный центр, в котором приятно и полезно бывать. Здесь провели огромное количество фестивалей, выставок, концертов и лекций, отмечали Новый год и следили за чемпионатом мира по футболу. На новой территории музея открыли кинотеатр документального кино и — главное — центральные ворота, которые выходят на Садовое кольцо. Примерно десять лет подряд они были заперты, а теперь вместо глухого забора здесь открытый проем с видом на уютный московский двор.
В опубликованном Музеем Москвы прощальном письме Сапрыкина написала: «Мне кажется, что мы нашли нашу отличительную черту — это соединение истории, раритетов и артефактов, которые 122 года хранит музей, со всем тем, чем живет город сегодня, — от искусства до городских технологий. <…> Конечно, это все результат нашей работы, дорогие мои коллеги, — мы превратили во многом устаревший краеведческий «лужковский» музей в современный музей столицы», — и отметила, что уже сформированы планы событий «на ближайший год-полтора». Воплощать их будет Анна Трапкова, которая до этого работала заместителем генерального директора по проектам реконструкции и развития музея современного искусства «Гараж».
Во дворе музея был воссоздан антураж 1913 года. Посетители участвовали в тараканьих бегах, слушали лекции об авангарде, пели Вертинского и подписывали открытки, которые потом рассылали по миру. Примерно про это был весь вектор работы Алины — про открытость и сопричастность зрителя.
Фестиваль приурочен ко Дню города. Здесь каждый мог поделиться своей мечтой о будущем Москвы. Посетители собирали из конструктора здания, историки читали лекции, художники рисовали картины. Во дворе показывали фильм «Москва» 1927 года под аккомпанемент «Музыкальной лаборатории» Петра Айду.
Художник Александр Петрелли основал галерею «Пальто» совместно с группой «Перцы» в 1995 году. Приходя на вернисажи, он распахивал перед зрителями свой тренч, в котором к подкладке были пришиты небольшие картины художников. На юбилейной выставке показали архивные материалы галереи.
120-летие Музея Москвы отпраздновали крупной выставкой. На ней представили 2000 вещей из архива, которые когда‑то ярко отражали свое время. Были средневековые мечи, платья имперских времен, советские машины и много чего еще.
В честь 100-летия Юрия Любимова, создателя Театра на Таганке, Музей Москвы организовал выставку о его жизни. Экспозиция подкреплялась перфомансами и творческими встречами. Главное событие — постановка Максима Диденко по мотивам любимовского спектакля «Десять дней, которые потрясли мир».
На выставке к юбилею Льва Рубинштейна представилили картотеки поэта, видео из архива ГЦСИ и работы художников, творчество которых тесно с ним связано. А еще была живая музыка. Главное событие выставки — дуэт Льва Рубинштейна и джазиста Владимира Тарасова.
Для этой выставки из старых предметов и артефактов воссоздали интерьеры московских квартир разных времен. Посетители могли побывать в каморке заводского рабочего дореволюционной России, коммуналке и хрущевке.
В 2018 году Москву снова охватила программа по благоустройству города. В зал музея попали интересные артефакты, которые нашли во время перекопки улиц археологи и строители. Были, например, сапоги двухвековой давности.
Музей Москвы несколько раз переезжал с места на место, пока окончательно не обосновался на территории Провиантских складов. Эта выставка — способ понять эволюции места, которое из военного хранилища стало главной площадкой культурной жизни столицы.
Экспозиция к 120-летию Гоголя посвящена вещам и людям, которые повлияли на писателя в его московский период. Из особенного: здесь можно было увидеть оригинальный том «Мертвых душ». Под руководством Сапрыкиной в Музее Москвы эта выставка не самая последняя, но одна из самых масштабных.
Критик, куратор
«До того как Алина стала директором, я практически ничего не знала о Музее Москвы. А вот с ее приходом я не только про него узнала, но и стала там довольно часто бывать. Алина впустила в музей жизнь: от театра до блошиного рынка. И она прекрасно умела это совмещать с экспозиционной и научной деятельностью. Зимой я участвовала в конференции, проводимой музеем.
Мы сейчас бесконечно говорим о том, как необходимы городу общественные места — для их создания недостаточно положить плитку и поставить скамейки. Нужно еще что‑то — чувство защищенности, атмосфера, в которой возможно свободное высказывание. Все это в Музее Москвы, который делала Алина Сапрыкина, было».
Критик, куратор
«Если вы вдруг окажетесь на какой‑нибудь важной международной музейной конференции, то обнаружите, что абсолютно любой музей, большой или малый, озабочен тем, как сделать себя центром притяжения местного коммьюнити. Чтобы быть не просто хранителем своей сколь угодно ценной коллекции, а местом, куда приходят на регулярной основе местные жители — уставшие мамы, бодрые пенсионеры, подозрительные подростки. Это далеко не у всех получается, а российским музеям эта мысль вообще — за редким исключением — не слишком свойственна.
Даже двор у них живет своей жизнью: здесь то антикварный рынок, то гастромаркет, то детская ярмарка, то тренировка практик осознанности, то какой‑нибудь страшно концептуальный проект с современным танцем и музыкой — они стараются приютить самые разные городские проекты. Это не говорит о том, что собственно выставочная деятельность у музея была неинтересной — мне запомнилась, в числе прочего, невероятно изысканная выставка про оттепель, «Москва моя» Семена Файбисовича, юбилейная выставка Льва Рубинштейна (и сопутствующий ей концерт юбиляра с Владимиром Тарасовым) — да много всего. А еще разнообразные лектории и куча событий за пределами музея — в общем, из довольно незаметного места с неприятным лужковским духом Музей Москвы стал местом очень живым и важным. Надеюсь, таким он останется и дальше».
Руководитель проектов Фонда поддержки современного искусства «Винзавод»
«С Музеем Москвы меня связывают три месяца работы в статусе заместителя директора по вопросам развития. Откровенно — наиболее сложные и противоречивые месяцы в моей работе. С одной стороны, ты видишь огромный музей, невероятную коллекцию и влюбленных в нее сотрудников, некоторые из которых отдали 25 лет жизни музею. С другой, ты видишь директора, которому по большему счету все равно на музей, но зато не все равно на удовлетворение своих личных амбиций быть как Ирина Антонова или Михаил Пиотровский. Все ее действия были направлены на закрепление ее статуса как директора, и фраза «Музей Москвы — это я» была девизом во всех решениях.
Я искренне верю, что были в команде и те, кому посчастливилось видеть другую Алину — тонкую, ироничную, заботливую. Увы, мне не повезло. Помимо всех комичных историй, которые, как шапито-шоу, окружали нашу работу, было довольно изнурительно хаотично двигаться внутри музея, среди руин бывшей команды, непонятного будущего (концепцию музея вроде так до сих пор и не защитили, переписывали раз в месяц) и спонтанно отменяющихся проектов. По факту мне было сказано, что я не тяну такой масштаб и во мне разочарованы. Но тут мы были полностью солидарны — такой масштаб я точно не тяну, да и не собиралась бросать жизнь, как говорится, в костер чужих амбиций».
Главный редактор журнала «Логос»
«Как изменился Музей Москвы при Алине Сапрыкиной? Изменился. Точно в соответствии с мировыми трендами на замену музея как архаичной архивной площадки на музей — активное, творческое и обучающее современное городское пространство (не забудем, что все это вопреки неудобству помещений Музея Москвы, их безумной конфигурации и инженерии).
Сейчас сложно представить себе человека, который не знал бы о тех выставках, фестивалях, лекториях, показах и бесконечном прекрасном прочем, что осуществлялись в музее в последние годы.
Очевидная трансформация, инспирированная Алиной и ее командой: от засушливых экспонатов и мрачных сводов, хранящих тени мрачного же прошлого, к искрящимся произведениям искусства и другим производным знания и памяти. Мы привыкли к тому, что программа Музея Москвы обязательна к посещению, крайне обидно (под напором какой необходимости?) терять всё это».