Он нарисовал портрет одного своего друга на двери другого
Будучи человеком неравнодушым и компанейским, Модильяни как‑то решил пристроить коллегу-художника Хаима Сутина в дом парижского арт-дилера Леопольда Зборовского. Самого Зборовского такое положение более чем устраивало: со временем он стал продавать картины обоих художников и весьма недурно на этом подзаработал. А вот супругу арт-дилера постоянное присутствие Сутина в доме до такой степени раздражало, что в итоге она выставила его за дверь. После инцидента Модильяни нарисовал портрет Хаима — на этой же самой двери.
Он (кажется) был потомком Спинозы
Будучи потомком старинного еврейского рода сефардов, Модильяни приехал в Париж в разгар антисемитских настроений: незадолго до этого прогремело скандальное дело Дрейфуса. Однако это не мешало ему представляться не иначе как «Модильяни, еврей». Семейное предание со ссылкой на генеалогическое древо, составленное вплоть до XVII века, гласит, что одним из предков художника — по прабабушке — был философ Барух Спиноза.
В честь него назвали медицинский синдром
Особенную манеру изображения женщин — и, в частности, их непропорциональность — отметили не только ценители искусства, но и медики, решив использовать термин «Синдром Модильяни» для обозначения «псевдозоба», действительно напоминающего о портретах художника. Такой симптом может быть ошибочно диагностирован как увеличение щитовидной железы, но на самом деле никакого отношения к ней не имеет.
Он переписывался с Ахматовой (или нет)
Модильяни сделал несколько портретов Анны Андреевны после того, как познакомился с ней в Париже во время их с Гумилевым свадебного путешествия (Гумилев художника недолюбливал и как‑то назвал «пьяным чудовищем»). О характере их общения доподлинно ничего неизвестно, однако поэтесса на портретах изображена в основном обнаженной, что дало повод многочисленным пересудам. Ахматова в своих дневниках рассказывает, как они «в два голоса читали Верлена» под дождем в Люксембургском саду, и упоминает о письмах, которые писал ей художник, но самих писем так нигде и не было обнаружено. К тому же сам Модильяни весьма честно заявлял: «Я и писание писем — две вещи несовместимые».
С его картин списан один из обликов Пеннивайза
Внимательный зритель наверняка заметил сходство женщины с глазами без зрачков в триллере «Оно» с женскими портретами Модильяни. Режиссер фильма Андреас Мускьетти честно признается, что в детстве его ужасала картина Модильяни, висевшая у них в доме, и одним из самых больших страхов для него было встретить такую женщины наяву. Примечательно, что за основу образа было взято сразу несколько известных картин Модильяни, одна из них — портрет той самой Анны Зборовской, выгнавшей Хаима Сутина за дверь.