Блогер, автор подкаста «НИИ Сна»
Я веду твиттер уже десять лет, и в какой‑то момент решил, что нужно начать что‑то еще. Я не могу мыслить образами, чтобы сделать инстаграм или тикток, мне не хватает выдержки на длинное ютьюб-видео. Поэтому подумал, что было бы удобно записать подкаст.
Изначально идея была другой — подкаст-интервью (который может быть запущу потом). Но я понял, что не особенно умею говорить в микрофон, поэтому нужно срочно выкинуть эту идею и сделать подкаст, где буду говорить только я.
Начал перебирать варианты. В каком‑то телеграм-канале о подкастах увидел проект Ts & Zzz Скотта Элчесона, в котором он как раз под музыку читает лицензионные соглашения. Мне он понравился. К счастью или к сожалению, такого подкаста на русском не было, а слушать английскую речь перед сном мне было немного некомфортно: либо я не понимал, про что говорят, либо, наоборот, отвлекался, чтобы понять.
Я ориентировался на аналитику из разных источников. В них говорится, что у подкастов, которые люди слушают, когда едут на работу или сидят на обеде, прослушивания [во время карантина] сильно просели. Получается, у меня есть шанс запрыгнуть на этот поезд и занять нишу подкастов, которые люди будут слушать и на карантине, и после карантина.
И я хочу сказать всем, кто сидит на карантине: у вас появилось полтора-два часа свободного времени в день, желаю сделать в это время, которое освободилось от поездки на работу, как можно больше.
WinRar
В первом выпуске Капустин «вместо сказки на ночь» зачитывает текст лицензионного соглашения программы-архиватора WinRar, которой многие пользовались в конце нулевых и начале десятых. «Это программа-мем, лицензионное соглашение которой, наверное, видели все, когда WinRar предлагал себя купить, но, мне кажется, его никто и никогда не покупал, а лицензионное соглашение не читал, — рассказывает Капустин. — Мне показалось, что было бы интересно познакомить людей с этой скучной частью великой программы».
В будущих выпусках он, возможно, зачитает лицензионные соглашения Instagram Adobe Photoshop, Windows XP, PornHub, Tesla и Google.
Семь часов записи
На чтение текста, который уместится почти на трех листах формата A4, у автора подкаста ушло десять минут. Но готовился выпуск намного дольше. Сначала Капустин записал пять версий, но уже на монтаже понял, что ни с одной из них нельзя работать: на некоторых отрывках он сидел слишком близко к микрофону, на других голос звучал «как из консервной банки». Работу, на которую ушло больше четырех часов, пришлось удалить. Он записал еще две версии, а потом монтировал их еще три-четыре часа. «Итого на запись одиннадцатиминутного подкаста у меня ушел весь день», — подытоживает Капустин.
Slow TV, но подкаст
Текст лицензионных соглашений скучный, и именно поэтому никто их не читает. Логично предположить, что под такой контент можно быстро заснуть. Капустин отправил первый выпуск слушателям, которые, как и он сам, прошли курсы создательницы подкастов Кристины Вазовски, и еще нескольким знакомым. «Было довольно удивительно: несколько человек мне сказали, что они, вместо того чтобы уснуть, почему‑то от моего голоса возбудились», — удивляется он.
Но скучный контент он выбрал специально. «В твиттере я постоянно что‑то произвожу, например, пишу по 30–50 твитов в день. А в подкасте, наоборот, не хочу ничего производить, а только переосмыслять сделанное другими людьми». Несмотря на такой контент, подкаст оказался успешным: за первые сутки с момента публикации он поднялся на 23 место в топе российского сегмента «Apple Подкастов».
Где слушать