Театр

«В Москву? В Новосибирск!»: триумф Кулябина и Богомолова на Венском фестивале

На фестивале Wiener Festwochen — одном из крупнейших культурных форумов Европы — с громким успехом прошли показы «Трех сестер» Тимофея Кулябина и «Идеального мужа» Константина Богомолова. «Афиша Daily» изучила красноречивую австрийскую прессу и собрала комментарии очевидцев.

Венский фестиваль проходит с 13 мая по 19 июня, основу его программы составляют избранные спектакли Европы, выставки и концерты. Арт-директор Wiener Festwochen — австрийский пианист Маркус Хинтерхойзер, а куратор театральной программы этого года — российский театральный критик, главный редактор журнала «Театр» и арт-директор фестиваля NET Марина Давыдова. Главным событием фестиваля ожидаемо стала 24-часовая «Гора Олимп» Яна Фабра, тогда как оба спектакля малоизвестных в Европе режиссеров из России вызвали едва ли не сопоставимый резонанс в австрийской прессе.

«Три сестры» Тимофея Кулябина, поставленные в новосибирском театре «Красный факел», — четырехчасовой спектакль, сыгранный драматическими актерами на жестовом языке. «Идеальный муж. Комедия» Константина Богомолова — самая знаменитая выходка одиозного режиссера на сцене МХТ им. Чехова. Один из первых результатов российской программы — знаменательный обмен открытыми письмами Олега Табакова и Марины Давыдовой.

«Идеальный муж» Константина Богомолова
Дина Годер
Театральный критик, программный директор Большого фестиваля мультфильмов

«Мы приехали в Вену, уже зная, что и «Трех сестер», и «Идеального мужа» фестиваль принял на ура, особенно Чехова. Марина Давыдова рассказала, что показ спектакля Кулябина из Сибири был большим риском — он вообще никому тут не известен, в отличие от Серебренникова и Богомолова, которые на Венском фестивале были. Критики и фамилию-то выговорить не могли. А теперь у него десятки самых крутых предложений со всего мира — после первого же показа начались переговоры с продюсерами.

Мы попали на последний показ «Трех сестер» — я уже видела его и очень люблю. Было немного стремно, потому что играли в зале Музейного квартала, чуть ли не в два раз большем, чем дома. А спектакль же весь на нюансах, актерских подробностях. Но прошло отлично.

Нас предупредили, что, несмотря на успех, люди будут уходить — длинно же, тут к спектаклям в четырех действиях не привыкли. Но почти никто не ушел. И неожиданно для себя я и сама получила новое впечатление. Оказывается, если смотреть этот спектакль без текста, не глядя на субтитры (все равно немецкие), он воспринимается как чистая музыка, перекатывание из угла в угол стуков, вскриков, ритмических звуковых волн — особенно в третьем акте, где почти все в темноте. Особенно трогательно было в конце, когда после долгих поклонов, актеры подняли и потрясли руками, как неслышащие делают вместо аплодисментов, и вместе с ними поднял руки зал. Вызывали на поклоны долго-долго, и стучали ногами, и вопили актерам. Такой успех ни с чем не спутаешь».

«Три сестры»
Анна Ильдатова
Театровед, журналист

«Оба русских спектакля шли одновременно в одном здании на разных площадках. Когда ты выходишь в антракте «Трех сестер», а мимо пробегает артист Максим Матвеев в рясе из «Идеального мужа» — в этом что-то есть. То есть оба спектакля шли несколько дней в одном месте, и возник информационный повод «русские в городе». К тому же Министерство культуры сделало прямо там же, в Музейном квартале, нечто под названием Feel Russia. Выхожу с «Трех сестер», думая: «Ах если бы знать, если бы знать», а меня встречают гигантскими кокошниками и балалайками — Feel Russia!

Главным событием фестиваля стала, конечно, «Гора Олимп» Яна Фабра — ради нее-то и съехались зрители и критики со всех стран в Вену. Разумеется, оглушительный успех. Потом были и громкие провалы вроде спектакля «Наше насилие и ваше насилие» Оливера Фрлича. Но «Три сестры» и «Идеальный муж» идут в топе сразу после «Горы Олимп». Однако кто такой Фабр, тут знают все, а вот кто такой Кулябин, не знает никто; про Богомолова — некоторые. На афише «Трех сестер» изображены три женщины, смотрящие вдаль: скажите, вы бы пошли на такой спектакль? Но с каждым новым показом возрастал ажиотаж, и на последнем спектакле было уже не протолкнуться.

Думаю, главным достижением этого фестиваля для нас стала не столько стопка европейских газет с положительными отзывами, сколько возвращение русского театра в европейский контекст».

Что писала о русских спектаклях европейская пресса

Петер Яролин, kurier.at: «Среди всего, что показывает Wiener Festwochen, спектакль Тимофея Кулябина (Новосибирск) — один из лучших. Постановка сделана как партитура душевных ландшафтов, где звуки, шумы, невербальная коммуникация образуют фантастическое единство. Редкий случай: четырехчасовой, но при этом увлекательный театр, в котором даже строго регламентированные антракты — часть спектакля».

Сюзанна Цобл, news.at: «Когда постановку Тимофея Кулябина «Тангейзер» запретила цензура, в Австрии, вероятно, большинство впервые услышало это имя. То, что знать его стоит, доказывают чеховские «Три сестры» в постановке Кулябина, показанные на Wiener Festwochen. <…> Сильный ансамбль блистает актерскими индивидуальностями — таков, к примеру, Павел Поляков в роли Вершинина. Но и самые маленькие роли исполнены сильными актерами».

Kleine Zeitung: «Три сестры видят, как исчезают в небытии их жизненные мечты, и продолжают держаться друг за друга. В этот момент раздается выстрел. Барон Тузенбах, нелюбимый жених Ирины, вместе с которым она собирается сбежать из провинциальной тесноты, гибнет на дуэли. Через секунду зритель осознает: выстрел так и не был услышан. Но ход судьбы это не меняет. В конце — долгие, прочувствованные аплодисменты гостям из Сибири. В Москву? В Новосибирск!»

Кристина Дёссель, Sueddeutsche Zeitung: «Те же три сестры, что так красноречиво коммуницируют на языке жестов в спектакле Кулябина, появились и у Богомолова. Только в качестве трех расфуфыренных цац — да, добрались-таки до Москвы! — беспрерывно делающих селфи. «Надо работать!» — знакомая пластинка. Очень смешно».

Норберт Майер, Diepresse: «Наполовину раздетая женщина на кресте, политик и гангстер в тренировочном костюме, танцующие в Сочи, почти священном месте зимних Олимпийских игр, — дозволено ли это? Русская светская тусовка будто бы жаждала увидеть себя и быть осмеянной в этой нахальной, умной постановке. Богомолов, очевидно, задел за живое».

Майя МакКечни, orf.at: «Идеальный муж» — классический мэшап от русского режиссера Константина Богомолова, один из самых раскрученных спектаклей Венского фестиваля. И это правильно: чего только стоит выбешивающая прелюдия этого лакшери-ревю. Действительно, четыре часа, составленных из кусков Уайльда, Гете, Шекспира и Чехова, оправдывают свою длину».

Расскажите друзьям