Директор по развитию Бюро музейной сценографии «Метаформа»
Судя по соцсетям краеведческих музеев, там все время что‑то происходит: встречи, мастер-классы, лекции, презентации, кулинарные фестивали, театрализованные экскурсии, салонные игры и даже свадьбы. В малых городах и поселках краеведческий музей становится главным центром общения и культурного досуга. При этом в соцсетях почти не акцентируют внимания на экспозиции — так как экспозиционные решения нередко требуют значительной модернизации. Пресловутые чучело лисы и бивень мамонта — признак идентификации краеведческого музея или уже мем?
Многие краеведческие музеи хранят действительно уникальные экспонаты. Например, с порога поражает спрятавшаяся в деревянной постройке дворика Вязниковского музея подлинная паровая машина Уатта, выписанная в середине XIX века из Англии местным купцом. Мраморное распятие работы скульптора Прадье удивляет посетителей Историко-краеведческого музея Нижнего Тагила. Однако такие артефакты либо теряются на пути к посетителю из‑за недостаточного продвижения самой экспозиции, либо требуют уже совершенно другого визуального обрамления.
Паровая машина Уатта — уникальный экспонат Вязниковского музея (Владимирская область).
Распятие работы Джеймса Прадье (надгробный памятник Павлу Демидову) в Историко-краеведческом музее Нижнего Тагила.
Как краеведческие музеи стали «одинаковыми»
Сам термин «краеведческий музей» получил распространение в 1920-х годах, но идеологически во многом стал преемником дореволюционных местных, губернских или областных музеев, коллекции которых начали формироваться еще в конце XVIII века. Так, Иркутский областной краеведческий музей, один из старейших в стране, ведет свою историю с 1782 года, Архангельский — с 1837.
Пока страну потрясала революция, увлеченные исследователи (Н.И.Романов, Н.М.Могилянский и другие) делились взглядами на то, как лучше устраивать местные музеи. Ученые, по сути, озвучили знакомую нам структуру экспозиции — с отделами природы и истории — но она не была ограничена ими, а лишь помогала систематизировать фонды. Так страна подступила к золотому времени краеведения — 1920-м годам, когда интерес к изучению родного края со стороны общества совпал с относительной автономией краеведения как науки и ее подчинением только Российской академии наук.
Все изменилось уже к концу десятилетия: на первом музейном съезде была принята резолюция, регламентирующая трехчастную структуру краеведческой экспозиции — естественно-исторический и историко-культурный отделы, а также отдел строительства социализма. Хотя возложенные на музеи просветительские и популяризаторские функции выполнялись, из‑за такой централизации многие учреждения потеряли лицо, и не все из них смогли снова найти себя, когда в 1950-е жесткий контроль значительно ослабел.
Впрочем, несмотря на схожесть внутреннего устройства краеведческих музеев, в советские годы появлялись и яркие экспозиции — благодаря глубоким научным исследованиям и работе художников. К примеру, Томский, Курский, Хакасский краеведческие музеи развивались и расширялись в результате многочисленных экспедиций и археологических раскопок. Ученые проводили сбор материалов в том числе и по горячим следам крупных промышленных строек. Найденные ценные артефакты, получив соответствующее художественное оформление, становились частью основных экспозиций.
Как краеведческие музеи выживали после распада СССР
С распадом СССР привычный формат работы потерял актуальность. Активная господдержка сократилась, и музеям пришлось задуматься о том, как начать зарабатывать. Для этого нужно было привлечь публику, а значит, как‑то модернизировать экспозицию. Однако многие не решили этот вопрос до сих пор.
В ряде краеведческих музеев экспозиция обрывается на Октябрьской революции или на окончании Великой Отечественной войны. Отделы природы давно потеряли актуальность. Иногда это происходит из‑за отсутствия работы по обновлению информации, а иногда — по объективным причинам вроде ликвидации лесничества.
При этом на рубеже веков появилось много новых значимых краеведческих экспозиций. Например, проект «Мифологическое время» Музея природы и человека в Ханты-Мансийске — семичастное нелинейное погружение в традиционную культуру хантов и манси. А в 1999 году основоположник отечественного музейного дизайна Евгений Розенблюм создал яркую экспозицию в Егорьевске — несколькими годами позже музей выиграл ряд грантов и смог войти в число лучших европейских музеев благодаря инновационным решениям и выразительному дизайну.
Сложным для краеведческих музеев стал вопрос о том, как говорить о развитии региона после 1991 года. Этот период был совсем недавно, и обществу пока тяжело осознать его и объективно оценить. Одно из решений — задавать вопросы самому посетителю, сделав его участником рефлексии на тему новейшей истории. Такой принцип был использован, например, в новой экспозиции Рыбинского музея-заповедника.
Как краеведческие музеи возвращают посетителей
Сегодня краеведческие музеи активно обновляются. В поисках нового лица в XXI веке их специалисты задаются вопросами: «О чем мы? Для кого мы существуем? Каков наш голос?» Сделать проект актуальным и интересным для разных групп посетителей помогают приемы, которые сегодня используют в разных городах страны.
Создание сильного бренда и ориентация на яркие особенности территории
В формулировании идентичности музеи опираются на наиболее яркие черты края, о котором рассказывают. Например, Алексеевский краеведческий музей в городе Алексеевка Белгородской области сделал акцент на подсолнечном масле — ресурсе, благодаря которому развивалась территория.
Визуальным выражением бренда музея становится фирменный стиль. Все материалы для посетителей — от сайта и групп в соцсетях до этикеток и элементов навигации — оформляютсяНовый логотип Старо-оскольского художественного музея в едином стиле и транслируют нужные смыслы.
Взаимодействие с посетителем
При обновлении музеев разбирают, представители каких групп пока не посещают его и что им можно предложить. Например, для семей с детьми важно наличие экспонатов, интересных малышам, специальных программ и удобств: кафе, игровой площадки, комфортного туалета. А люди старшего возраста ценят возможность пообщаться с единомышленниками.
Так, разработка обновленной экспозиции Уразовского краеведческого музея началась с изучения аудитории и разделения пространства на маршруты и зоны. В результате посетители могут посмотреть отдельно краеведческую экспозицию, попасть в выставочно-событийное пространство или в зал, посвященный кожевенному ремеслу. Такая разновариантность мотивирует приходить в краеведческий музей несколько раз, приводить друзей и знакомых.
Часть экспозиции Музея истории Елабуги размещена на уровне, доступном для самых маленьких посетителей.
Музейный дворик. Из концепции Старооскольского художественного музея.
Слово местным жителям
В современном краеведческом музее можно обсуждать не только искусство и историю края, но и более отвлеченные темы, важные для аудитории. Такой подход делает пространство популярной площадкой для обмена знаниями и опытом или просто местом для осмысленного отдыха. Кроме этого, привлекая жителей к обсуждению новых выставок и экспозиций, музей сплачивает местное сообщество. Например, на основе личных историй и голосов местных жителей построена яркая интерактивная экспозиция «Город по имени Находка».
Обновление экспозиций и современные технологии
В 2021 году Минкульт дал рекомендации по техническому оснащению фондохранилищ, экспозиций и общественных зон музеев. Ожидаемый интерактив — это не только сенсорные экраны, но и любые экспонаты, с которыми можно взаимодействовать: трогать, примерять, листать. Причем часто физические предметы могут быть интереснее технологий. Однако мнение о том, что посетителей привлекает цифровизация сама по себе, — миф.
Например, судя по отзывам о Покровском краеведческом музее, люди ценят прежде всего «душевность персонала» и «атмосферу подлинной старины». Поэтому при обновлении подобных проектов музеи стараются не растерять эти качества.
Профессиональное освещение, звук, мультимедиа, сценография позволяют значительно обогатить экспозиции, создавая погружающее, эмоционально-образное повествование. Более продуманно смотрятся проекты, в которых используются не только экраны, но и многослойные инсталляции, арт-решения, интересные сценарные приемы.
Пять удачных современных краеведческих музеев
В России уже можно выделить несколько обновленных или созданных с нуля проектов, которые отвечают духу времени и получают хорошие отзывы посетителей. С каждым годом таких примеров становится больше.
Авторы проекта решили рассказать о городе не в традиционном хронологическом формате, а с помощью нематериальных понятий, веками определяющих жизнь у моря: «расставания», «ожидания» и «встречи».
Музей не боится сложных тем и новых форматов. Здесь можно найти материалы по истории освоения Севера, фонда истории Норильского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР, предметы материальной культуры коренных жителей Таймыра. Помимо этого, музей формирует коллекцию современного искусства, проводит арт-резиденции, планирует открытие первого полярного музея современного искусства АММА.
Экспозиция рассказывает об истории территории с 1551 года. Она включает масштабный макет, который воспроизводит планировку острова-града в XVI веке. На интерактивной карте отмечены маршруты военных походов Ивана Грозного.
Музей находится в маленьком историческом поселении Крапивна, рядом с Крапивенским краеведческим музеем, образуя с последним единый маршрут выходного дня. Там можно узнать все про жизнь типичного уездного города, а также про такое значимое для региона явление, как земство.
Сюда приходят для знакомства с Поморским краем. Экспозиции проникнуты духом странствий, моря и приключений. Часть музея расположена в отреставрированных купеческих палатах XVII века. Во время иммерсивных экскурсий здесь «оживают» герои: русские и голландские купцы, таможенные служащие и кораблестроители, поморские промышленники и исследователи Арктики.