Москва
«Тихий ход. (Не)очевидная арт-сцена Петербурга» в галерее A-s-t-r-a
До 15 апреля
В A-s-t-r-a Gallery проходит первая групповая выставка из цикла «Центр, где я есть», посвященного художникам из разных городов России. На ней представлены работы 14 не самых популярных авторов Петербурга. Среди них — Наташа Хабарова, Иван Ненашев, Вильгений Мельников, Света Исаева, Дмитрий Марголин, Павел Бушуев и другие. Выбирая различные медиа — металл, глину, гипс, холст, карандаш, масло, — они интуитивно стремятся замедлить ход мысли и словно передать неспешный ритм города, погружая зрителя в размышления о себе самом.
«Арт-группа „Россия“. Место в себе» в галерее Jart
До 17 апреля
Эта тотальная инсталляция переносит зрителей в мастерскую девяностых годов арт-группы «Россия». Так называют сообщество художников московского андеграунда, которые в то время работали в мастерской на чердаке доходного дома «Россия» на Сретенском бульваре. Среди них были Пепперштейн, Ануфриев, Федоров, Наcонов, Людмила Блок и многие другие. В галерее воссоздали атмосферу творческого беспорядка с прислоненными к стенам холстами, мольбертом, выкинутыми скомканными эскизами и собрали около 50 картин в стиле символического реализма, иллюстрирующих постсоветский быт.
«На языке правил и исключений. Наука и искусство» в Еврейском музее
До 2 июля
Экспозиция проекта о взаимосвязи двух основных видов человеческой деятельности — науки и искусства — состоит из шести разделов, посвященных астрономии, биологии, физике, оптике, географии и биомеханике. В ней представлено шесть интерактивных объектов и более 80 произведений, охватывающих 500 лет: от работ Дюрера и Рембрандта до инсталляций современных художников. Также на выставке демонстрируют редкие и ценные приборы, не менее сложные в создании, чем произведения искусства. Например, складные солнечные часы, единственный уцелевший до наших дней регистрир, двояковыпуклые линзы и камеру-обскуру из коллекции Политехнического музея.
«Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры
До 20 августа
Новая выставка в Музее архитектуры посвящена истории изобретения и применения стеклянного кирпича Фальконье. В начале прошлого века его много использовали в Европе и Российской империи для остекления уличных и коридорных окон, куполов и садово-парковых павильонов, но впоследствии заменили более дешевым материалом. Только в 2021 году Музей архитектуры совместно с NWGlass.lab в Санкт-Петербурге восстановил технологию изготовления стеклянного кирпича, благодаря чему уже реконструировали несколько исторических зданий. Именно современные стеклянные кирпичи системы Фальконье, собранные в разноцветные кладки в пространстве флигеля «Руина», стали ключевыми экспонатами выставки. Также на ней представлены другие образцы строительного стекла, появившиеся во второй половине XIX и начале ХХ века, архивные документы и фотографии.
«После импрессионизма» в Пушкинском музее
С 18 апреля по 20 августа
Проект о том, как развивалось искусство после последней выставки импрессионистов в 1886 году, изначально задумывался как совместная выставка ГМИИ с лондонской Национальной галереей. Ее готовили с 2019 года и по очереди должны были показать в обоих музеях, но после февральских событий превратили в два самостоятельных проекта. В Пушкинском расскажут, как русские художники, знакомясь с современным им искусством Франции, от подражания перешли к созданию новых авангардных течений. Особое внимание будет уделено пуантилизму, с помощью которого молодые Гончарова, Малевич и Фальк открывали для себя импрессионизм, а также «русским ответам» на вызовы художественной революции от Малевича, Татлина и Кандинского. Для этого в постоянную экспозицию Галереи искусства стран Европы и Америки встроят русскую живопись из собрания ГМИИ, Русского музея, Третьяковки и региональных музеев.
«Павел Полянский. Дружественный интерфейс» в ММОМА
До 30 апреля
ММОМА совместно с Askeri Gallery показывает новый проект Павла Полянского, в котором художник исследует две переплетенные между собой грани современного мира: реальную и виртуальную. Ключевой персонаж на его картинах — женщина, олицетворяющая созданную природой жизнь. Она окружена животными и различными умными гаджетами. Поверхность холста зачастую покрыта трещинами. Так, имитируя жидкокристаллический экран или же пиксельное размытие, художник словно делает цифровой мир частью реальности. А еще, обращаясь к технике, подобной средневековой гризайли, словно предвещает закат «нового средневековья» — времени, когда человек все еще опасается излишнего вмешательства техники в естественные жизненные процессы, и отчасти предвосхищает ближайшее будущее.
«True Colors» в Alina Pinsky Gallery
До 1 мая
Лейтмотивом новой экспозиции в Alina Pinsky Gallery стал цвет как средство художественной выразительности. На выставке представлены работы современных художников и художниц, которые задействуют колористику в персональной мифологии или опираются в творчестве на какие‑либо цветовые теории. Например, Наталия Турнова подчеркивает внутренний драматизм и напряженность яркими акцентами, Евгений Музалевский смешивает краски прямо на холсте, а Игорь Шелковский использует палитру чистого спектра. Также в экспозиции показаны работы из коллекции галереи, в том числе «одного из последних колористов» — французского абстракциониста Клода Бельгарда.
«Себе на уме» в «ГЭС-2»
До 23 июля
Выставку о Костроме и ее жителях придумали костромские кураторы вместе с командой Дома культуры. История локального современного искусства раскрывается здесь в работах художников оттепели Николая Шувалова и Владимира Муравьева, а также авторов рубежа 1980–1990-х и их более молодых коллег, работающих в городе сегодня. Еще один сюжет — это практика уличных фестивалей: в частности, на выставке воссоздают атмосферу «Дня равнодействия», который 24 сентября 2022 года объединил художников, ремесленников, музыкантов и перформеров города. Экспозиция построена как игра, которую можно пройти пятью разными маршрутами с одним из проводников, придуманных драматургом Алиной Журиной по мотивам интервью с костромичами.
Петербург
«Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева» в Шереметевском дворце
До 16 апреля
В Шереметевском дворце завершается выставка, посвященная Петербургу Серебряного века. Основная идея — показать, как в его культуре отразился образ Венеции XVIII века и «История моей жизни» Джакомо Казановы, культовая для мирискусников и других творцов эпохи книга. Выставка построена как драма в четырех актах. В первом заявлены основные мотивы: театральность и чувственность «веницейской жизни». Второй посвящен сценическим исканиям Всеволода Мейерхольда и его соратников, а третий — богеме Серебряного века, жившей по образцу комедии дель арте. Последний акт описывает трагический финал эпохи, предсказанный в «Маскараде» Мейерхольда — его премьера состоялась на сцене Александринского театра в вечер Февральского переворота. Обо всем этом рассказывают с помощью более сотни картин, рисунков и театральных костюмов из двадцати музеев и частных коллекций Москвы и Петербурга.
«Николай Суетин. Илья Чашник» в Русском музее
До 15 мая
В Русском музее завершается цикл показов «Архива Анны Лепорской» — собрания из полутора тысяч рисунков, материалов и документов супрематической школы Малевича, которые сохранила его ученица и секретарь. Получив эти материалы в дар в 2017 году, музей уже показал малоизвестные работы самого Малевича и Лепорской и теперь демонстрирует рисунки еще двух его учеников-уновисцев — Николая Суетина и Ильи Чашника. Их творчество на выставке представлено в хронологическом порядке — от супрематистских композиций времен совместной работы в Витебске и ГИНХУКе до работ дальнейшей жизни Суетина, после смерти друга в 26 лет. Ее представляют постсупрематистские «крестьянские серии», эскизы оформления советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939) и изделия, созданные на Ленинградском фарфоровом заводе в годы, когда Суетин был его главным художником.
«Акт II. Гилея» в MYTH Gallery
До 26 мая
Персональная выставка абстракциониста Егора Федоровича — это продолжение предыдущего его проекта в MYTH Gallery. В новой серии он, как и всегда, символически использует битум — производное нефти, двигателя новейшей истории. На центральной работе художник изображает обобщенного военного диктатора, похожего на ряд предводителей стран Латинской Америки. Диктатор покрыт густой сетью перекрестных мазков, напоминающих то ли сухой лес, то ли сетку-рабицу, то ли порезы и брызги крови. Остальные абстракции безлюдны, на них битум либо устремляется потоками снизу вверх, подобно нефтяному месторождению, либо струится вниз, как фонтан вечной власти, где изобилие ресурса питает генералов и армии.
«Аня и Виталик Черепановы: Парк Вольный. Терминал Жуковский» в Anna Nova Gallery
До 28 мая
Галерея Anna Nova показывает эксперимент Ани и Виталика Черепановых по созданию выставки без физического присутствия авторов. В экспозиции представлены архивные работы и иммерсивные видеоинсталляции, созданные на основе записей с городских систем безопасности. А само пространство имитирует выдуманный Парк Вольный, вход в который осуществляется через специальный терминал Жуковский — так зовут профессора-десантника, который охраняет оставленные художниками идеи и работы. Кульминация проекта — инсталляция «Хранилище» на третьем этаже галереи: склад упакованных и полураспакованных работ, застрявших в России после эмиграции художников. Вместе с офисными сотрудниками они находятся под объективами камер, которые в прямом эфире транслируют запись в основную экспозицию. Исследуя феномен повсеместного наблюдения, художники осмысляют возможные способы взаимодействия в эпоху дистанционного общения.
«Владимир Козин. Граждане, будьте бдительны, следите за сохранностью своих духовных ценностей» в Marina Gisich Gallery
До 18 июня
На три месяца Галерея Марины Гисич превратилась в фантазматический музей уже классика российской арт-сцены Владимира Козина. В его «постоянной экспозиции» можно увидеть авторскую рецепцию истории искусств XX–XXI веков: в ней Козин собрал своих любимых художников, представив их творчество мышеловкой-оммажем. По задумке Козина, зрителю нужно мысленно уменьшиться до размера мыши, чтобы ощутить подлинный масштаб явления. Также в программе козинского музея — презентация новой книги художника и временные выставки «Белое на белом» со скульптурами из автомобильной резины и «Постправда» — собрание летательных аппаратов и оптических систем, позволяющих определить место зрителя в изменившейся реальности.
«Площадь Островского» в Театральном музее
До 30 июля
К 200-летию со дня рождения Александра Островского Театральный музей подготовил большой проект о жизни и творчестве драматурга. В экспозиции показывают его личные вещи, сценические костюмы и эскизы Ларионова, Коровина, Кустодиева, Рериха для постановок по пьесам, а также многочисленные фотографии спектаклей Мейерхольда, Таирова, Товстоногова, Кожича, Акимова и других. Погружая зрителя в мир Островского, кураторы выстраивают систему лейтмотивов, сплетая биографические факты с мотивами творчества. Здесь и образ Замоскворечья как «страны, никому до сего времени в подробности неизвестной и никем еще из современников неописанной», и драматические женские судьбы, и вечные темы денег, суда, взаимоотношений с чиновниками и цензурой. И, конечно, дом, быт и семейный уклад как основа народной жизни, атмосферу которой можно прочувствовать в декорациях купеческого дома.